Безотходные и малоотходные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало- и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение 2
Государственная программа « Отходы». 3
1.1 Общие положения. 3
1.2 Информационное обеспечение. 4
1.3 Научно-методическое обеспечение. 5
1.4 Научно-техническое обеспечение. 6
1.5 Совершенствование системы управления отходами. 8
Концепция безотходного производства. 10
2.1 Критерии безотходности. 10
2.2 Принципы безотходных технологий. 11
2.3 Требования к безотходному производству. 14
Основные направления безотходной и малоотходной технологии. 15
Переработка и использование отходов. 19
Заключение. 25
Библиографический список. 26

Работа содержит 1 файл

Реферат - безопасность жизнедеятельности.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ 
 

Регистрационный номер №________

Дата регистрации________________ 
 

Реферат

По дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Тема: «Безотходные и малоотходные технологии» 
 
 
 
 
 

                             Студент группы        БаЗД- 22 С

    Выполнила: Рычкова Екатерина  Александровна

                                                     Преподаватель: Оборин Виктор Афанасьевич

                 Оценка:______________

                                       Подпись преподавателя:___________

                                     Дата проверки: «___»_______2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров

2011г.

                                        

                                            Содержание                                                   стр.

     Введение                                                                                                         2

  1. Государственная программа « Отходы».                                                3
  2. 1.1 Общие положения.                                                                                   3
  3. 1.2 Информационное обеспечение.                                                              4
  4. 1.3 Научно-методическое обеспечение.                                                      5
  5. 1.4 Научно-техническое обеспечение.                                                          6
  6. 1.5 Совершенствование системы управления отходами.                            8
  7. Концепция безотходного производства.                                                10
  8. 2.1 Критерии безотходности.                                                                        10
  9. 2.2 Принципы безотходных технологий.                                                    11
  10. 2.3 Требования к безотходному производству.                                           14
  11. Основные направления безотходной и малоотходной технологии.   15
  12. Переработка и использование отходов.                                                  19

    Заключение.                                                                                                     25

    Библиографический список.                                                                          26  
     

 

Введение.

 

      По  мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало- и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

      «Безотходная технология представляет собой такой метод производства продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования». Эта формулировка не должна восприниматься абсолютно, т. е. не надо думать, что производство возможно без отходов. Представить себе абсолютно безотходное производство просто невозможно, такого и в природе нет. Однако отходы не должны нарушать нормальное функционирование природных систем. Другими словами, мы должны выработать критерии ненарушенного состояния природы. Создание безотходных производств относится к весьма сложному и длительному процессу, промежуточным этапом которого является малоотходное производство. Под малоотходным производством следует понимать такое производство, результаты которого при воздействии их на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, т. е. ПДК. При этом по техническим, экономическим, организационным или другим причинам часть сырья и материалов может переходить в отходы и направляться на длительное хранение или захоронение.

 

  1. Государственная программа «Отходы».
    1. Общие положения.

      В целях реализации норм и положений  Закона «Об охране окружающей природной среды» Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов разрабатывается Российская Государственная программа «Отходы». Основная цель этой программы состоит в обеспечении одного из условий экологически безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вторичного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

      Программа предусматривает решение следующих  задач:

  • снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
  • сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;
  • повышение уровня использования отходов;
  • эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных ресурсов;
  • экологически безопасное размещение отходов;
  • целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.

      Программа должна предусмотреть единую научно обоснованную систему формирования и реализации федеральной, региональных и отраслевых программ, охватывающих комплексное решение проблемы на различных уровнях управления. По отходам, переработка которых требует создания региональных специализированных предприятий или объемы образования которых таковы, что предприятия не могут самостоятельно решить проблему использования отходов, разрабатываются региональные программы.

      Отраслевые  министерства и ведомства разрабатывают  научно-техническую политику в области снижения объемов образования отходов и повышения уровня их использования по обезвреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а также соответствующие научно-технические и экологические программы и участвуют в разработке и реализации федеральной и региональных программ.

      Реализация  Государственной программы «Отходы» предусматривается до 2010 г.

      В концепции определены цели, задачи и структура программы, а также задания, необходимые для ее разработки и реализации.

    1. Информационное  обеспечение.

      Своевременное информационное обеспечение программы — это одно из важнейших условий ее успешной разработки и реализации.

      В Российской Федерации отсутствует  единая информационная система по отходам. Такая информация частично содержится в статистической отчетности, а также в экологических паспортах предприятий. Однако зачастую эти паспорта не заполняются и не всегда отражают истинное экологическое состояние предприятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах разработаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею, а также координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность, приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.

      В целях повышения эффективности  информационного обеспечения программы должны быть разработаны система единого государственного информационного банка «Отходы» и ее структура, включающая создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный банк должен содержать сведения об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности переработки, сведения об отечественном и зарубежном научно-техническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР и ОКР, о конъюнктуре отечественного и зарубежного рынка вторичного сырья и пр.

      Создание  единой информационной системы предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: научно-методическое обеспечение системы, формирование специализированных банков и справочно-информационное обеспечение потребителей.

    1. Научно-методическое обеспечение.

      Заключается в разработке документов, определяющих организационно-функциональную структуру системы, основные принципы и направления ее развития, а также комплекса нормативно-технических и методических документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость и взаимодействие подсистем.

      В состав специализированных банков должны входить:

  • банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам хранения и захоронения отходов;
  • банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;
  • банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;
  • банк патентно-информационных документов;
  • банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;
  • банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков отходов.

      Банк  отходов должен содержать сведения об объемах отходов и источниках их образования, об объемах и направлениях их использования, лимитах размещения и размерах платежей, о физико-химических свойствах и классах токсичности, сведения о полигонах, шламо- и хвостохранилищах, свалках, объектах размещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регионов и в целом по России.

      Основой формирования информационного банка  отходов могут служить данные действующих форм статистической отчетности, данные экологических паспортов предприятий, а также данные инвентаризации токсичных отходов предприятий.

      Банк  внедренных технологий и оборудования по переработке отходов должен содержать данные об основных технико-экономических показателях производств, сведения об организациях-разработчиках и предприятиях, внедривших разработки, с указанием их адресных данных и года внедрения разработки.

      Банк  отечественных и зарубежных НИР  и ОКР должен содержать сведения об организациях-разработчиках и сроках выполнения работ, о проектных технико-экономических показателях и стадиях разработок.

      Банк  патентно-информационных документов, характеризующих научный потенциал в области удаления отходов, должен содержать сведения об авторах разработки, ее сущности, новизне и источнике информации.

      Банк  сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и организациях должен содержать сведения о направлении их деятельности, научном и финансовом потенциалах, а также данные, характеризующие выпускаемую ими продукцию, адресные данные и пр.

      Банк  сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков отходов должен содержать сведения о спросе и предложении на конкретные виды отходов, сведения о купленных и проданных лицензиях и ценах на продукцию, об оборудовании и технологиях по переработке отходов и пр.

    1. Научно-техническое  обеспечение.

      В настоящее время в Российской Федерации научные исследования и разработки в области удаления отходов осуществляются практически во всех отраслях народного хозяйства, на региональном уровне, на отдельных предприятиях, в созданных в последние годы ассоциациях и т. п. Однако разрабатываемые ими проекты касаются, как правило, только тех видов отходов, переработка которых оправдывает себя с экономической точки зрения.

      При наличии множества выполненных  НИР и ОКР значительная их часть остается нереализованной из-за отсутствия материальных и финансовых средств на развитие производственных мощностей по переработке отходов. К тому же отраслевой подход к переработке многих видов многокомпонентных отходов не позволяет осуществить их комплексную переработку.

      Учитывая, что научно-технический прогресс является одним из важнейших путей успешной реализации программы, необходимо предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

  • создание единого координирующего органа по формированию технической политики в области удаления отходов;
  • определение видов отходов, имеющих большое значение в качестве сырьевых ресурсов, а также отходов, вызывающих наибольшее загрязнение окружающей среды и обеспечение научных исследований в направлении их использования и размещения;
  • обеспечение материально-технической базы научных и производственных организаций и предприятий, деятельность которых связана с удалением отходов;
  • определение источников финансирования научных исследований из федерального и регионального бюджетов, а также из экологических фондов, привлечение средств отечественных коммерческих структур и зарубежных инвестиций и других источников. При этом следует иметь в виду, что должны финансироваться не только проекты по переработке отходов, но и проекты, предотвращающие образование отходов;
  • разработку системы финансовых и налоговых льгот для предприятий и организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в области удаления отходов. При этом научные исследования, помимо разработки технологических процессов и оборудования, должны включать фундаментальные исследования в области предотвращения образования отходов, исследования по совершенствованию экономического, правового, нормативно-методического механизмов управления отходами, работы по информационному обеспечению всех видов деятельности в области удаления отходов.

Информация о работе Безотходные и малоотходные технологии