Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:43, реферат
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Аварии на транспорте
Аварии на железнодорожном
транспорте
Основными причинами аварий и катастроф
являются неисправности путей подвижного
состава, средств сигнализации и блокировки,
ошибки диспетчеров, невнимательность
и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного
состава с рельсов, столкновения, наезды
на препятствия на переездах, пожары и
взрывы непосредственно в вагонах. Не
исключаются размывы железнодорожных
путей, обвалы, оползни, наводнения. При
перевозке опасных грузов, таких как газы,
легковоспламеняющиеся, взрывоопасные,
едкие, ядовитые и радиоактивные вещества,
происходят взрывы, пожары цистерн и других
вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно
сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от
вокзала взорвались три вагона с промышленной
взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11
вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал
и 185 близлежащих зданий. После взрыва
образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром
53 м.
Ровно через год в июне в Башкортостане
произошла страшная железнодорожная катастрофа.
Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила
с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью
сгорели.
В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная
при выполнении маневровых работ произошел
взрыв двух вагонов с опасными грузами.
В результате взрыва погибло 4 человека,
87 госпитализировано, более 600 семей остались
без крова.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном
транспорте не сокращается. Ежегодно погибает
до 3 тыс. человек, уничтожается имущество,
государство несет огромные убытки.
Автомобильные аварии
и катастрофы
Причины дорожно-транспортных происшествий
могут быть самые различные. Это, прежде
всего, нарушение правил дорожного движения,
техническая неисправность автотранспорта,
превышение скорости движения, недостаточная
подготовка лиц, управляющих транспортом,
слабая их реакция и др. Нередко причиной
аварий и катастроф становится управление
автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии.
К серьезным дорожно-транспортным происшествиям
приводят невыполнение правилперевозки
опасных грузов и несоблюдение при этом
необходимых требований безопасности.
Всем памятен случай, который произошел
в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе,
когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус.
Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло
пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали
из троллейбуса и бежали как горящие факелы.
Другие сгорали здесь же на месте. Погибли
пассажиры, ни в чем не повинные люди. А
всему виной халатность, пренебрежение
элементарными правилами.
Другой причиной дорожных аварий является
неудовлетворительное состояние дорог.
Иногда на проезжей части можно видеть
открытые люки, неогороженные и неосвещенные
участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих
об опасности знаков. Все это в совокупности
приводит к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах ежегодно погибают
до 80 детей, это три полных класса. Травмы
получают 1000 - целая школа. В России за
год под колесами машин и в дорожных авариях
погибают до 40 тыс. человек. Это почти в
три раза больше, чем за девять лет войны
в Афганистане.
По данным Всемирной организации здравоохранения,
в результате дорожно-транспортных происшествий
в Западной Европе ежегодно погибают около
100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают
серьезные травмы.
При автокатастрофе главное - своевременно
оказать первую ме-дицинскую помощь пострадавшим.
И должно быть это сделано не позднее 20-30
мин. Иначе будет уже поздно.
Что делать? Каждый водитель проходящей
машины, каждый пешеход обязаны немедленно
принять все возможные меры по спасению
людей, оказанию им самой первой медицинской
помощи, особенно остановки кровотечений.
К месту происшествия вызываются работники
ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая
помощь. Место катастрофы ограждается
предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой
медицинской помощи доставляются в ближайшие
лечебные учреждения.
Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом,
перевозящим химически опасные, взрывчатые,
ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются
специализированные невоенизированные
формирования ГО, силы противопожарной
службы.
Аварии на водном
транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф
на судах происходят под воздействием
ураганов, штормов, туманов, льдов, а также
по вине людей: капитанов, лоцманов и членов
экипажа. Многие аварии происходят из-за
промахов и ошибок при проектировании
и строительстве судов. Половина из них
является следствием неумелой эксплуатации.
Например, часты столкновения и опрокидывание
судов, посадка на мель, взрывы и пожары
на борту, неправильное расположение грузов
и плохое их крепление.
К работе по ликвидации последствий аварий,
катастроф и спасению утопающих привлекаются
все члены экипажа, при необходимости
капитан может обратиться и к другим лицам,
находящимся на судне. Общее руководство
всеми работами осуществляет капитан,
как начальник ГО. Основные задачи: спасение
людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть
корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются
специальные суда-спасатели, буксиры,
пожарные катера, экипажи других плавсредств,
специальные подразделения аварийно-спасательных,
судоподъемных и подъемно-технических
работ.
Авиационные аварии
и катастрофы
При авиационных авариях происходит разрушение
самолета различной степени, при катастрофах
имеются человеческие жертвы. А происходит
их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате
почти 20 авиакатастроф в Росси погибло
около 400 человек.
К тяжелым последствиям приводят разрушения
отдельных конструкций самолета, отказ
двигателей, нарушение работы систем управления,
электропитания, связи, пилотирования,
недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении
экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй,
наиболее опасной и часто встречающейся
трагедией на борту самолета являются
пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно
разделить на два вида: первые - проводимые
членами экипажа, вторые - организуемые
наземными службами. Экипажу для принятия
мер, как правило, не хватает времени. Все
происходит крайне быстротечно. Экипаж
подает сигнал бедствия и приземляется
в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой
открываются все входные двери и люки,
освобождаются проходы к ним. Как только
самолет остановился, организуется немедленная
эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается
первая медицинская помощь. Всеми работами
руководит командир корабля. Его распоряжения
обязательны как для экипажа, так и для
всех пассажиров.
Аварии на гидротехнических
сооружениях
Опасность возникновения затопления низинных
районов происходит при разрушении плотин,
дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность
представляет стремительный и мощный
поток воды, вызывающий поражения, затопления
и разрушения зданий и сооружений.
Высота и скорость волны прорыва зависят
от того, где происходит - в верхнем или
нижнем бьефах. Для равнинных районов
скорость движения прорыва колеблется
от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит
до 100 км/ч.
Значительные участки местности через
15-30 мин. обычно оказываются затопленными
слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более.
Время, в течение которого территории
могут находиться под водой, колеблется
от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и
карты, где показаны границы затопления
и дается характеристика волны прорыва.
В этой зоне запрещено строительство жилья
и предприятий. Однако в Республике Башкортостан,
Воронежской, Ростовской и Рязанской областях
подобные нарушения начинают приобретать
устойчивый характер. Здесь можно ждать
очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью
людей. Так, в 1994 г. дважды прорывались
плотины в Башкортостане и Екатеринбургской
области, дамбы в Оренбургской. В г. Серово
250 домов и 12 предприятий оказались в зоне
затопления.
В случае прорыва плотины для оповещения
населения используются все средства:
сирены, радио, телевидение, телефон и
средства громкоговорящей связи. Получив
сигнал, надо немедленно эвакуироваться
на ближайшие возвышенные участки. В безопасном
месте следует находиться до тех пор, пока
не спадет вода или будет получено сообщение
о том, что опасность миновала.
Аварии на АЭС
Радиоактивность - совсем не новое явление,
как до сих пор считают некоторые, связывая
ее со строительством АЭС и появлением
ядерных боеприпасов. И радиоактивность,
и сопутствующие ей ионизирующие излучения
существовали на Земле задолго до зарождения
жизни.
Однако радиацию как явление человечество
открыло всего сто лет тому назад.
В 1896 г. французский ученый Анри Беккерель
положил несколько фотопластинок на стол,
а сверху накрыл их минералом, содержащим
уран. Когда проявил, обнаружил на них
следы какого-то излучения. Позже этим
явлением заинтересовалась Мария Кюри,
молодой ученый-химик, которая ввела в
обиход слово "радиоактивность".
Чуть раньше в 1895 г. немецкий физик Вильгельм
Рентген открыл лучи, которые и были названы
его именем - "рентгеновские".
Ученые стремились разгадать одну из самых
волнующих загадок всех времен, стремясь
проникнуть в тайны материи. К великому
сожалению, последующие их работы привели
к созданию в США атомной бомбы (1945 г.) и
только потом в СССР - атомной электростанции
(1954 г.). Через три года со стапелей сошло
первое в мире судно с атомной энергетической
установкой - ледокол "Ленин". Сегодня
в мире действует большое количество объектов
с ядерными установками,вырабатывающими
электрическую и тепловую энергию, приводящими
в движение надводные и подводные корабли,
работающими в научных целях.
Меньше чем за полувековую историю развития
ядерной энергетики произошли три крупных
аварии на АЭС с тяжелыми последствиями.
Первая - в 1957 г., вторая - в 1979 г. и третья
- в 1986 г. А всего в 14 странах мира произошли
более 150 инцидентов и аварий различной
степени сложности и опасности.
Если такая частота катастроф сохранится
в ближайшем будущем, то это будет означать,
что к началу XXI века на АЭС мира, которых
к тому времени будет более 500, возникнут
еще три чрезвычайные ситуации. Следует
отметить, что это только прогноз и поэтому
будем надеяться, что при правильной эксплуатации
ядерных энергетических установок этого
не произойдет.
Для аварий на АЭС характерно следующее:
во-первых, происходит радиоактивное заражение
атмосферы и местности легколетучими
радионуклидами (йод, цезий и стронций),
а во-вторых, цезий и стронций обладают
длительными периодами полураспада - до
30 лет. При этом значительная часть продуктов
деления ядерного топлива находится в
парообразном и аэрозольном состоянии
и, попадая в организм человека, вызывает
внутреннее облучение, которое представляет
опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном
заражении местности из сферы хозяйственной
деятельности человека надолго исключаются
большие территории как сельскохозяйственного,
так и промышленного назначения.
В Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. во
время профилактических работ на одном
из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший
повреждение тепловыделяющих элементов
(твелов). На дне реактора и по сей день
лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу
были выброшены радионуклиды, образовалось
облако, часть которого достигла Норвегии,
а другая двигалась в Австрию. Это была
первая авария в атомной энергетике, которая
коснулась населения. Ее последствия тщательно
скрывались. Только по истечении 30 лет
стали известны некоторые подробности.
В марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции
"Три Майл Айленд" в Гаррисберге (США)
произошла авария,последствием которой
явился выброс радиоактивных веществ
в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося
материала из 100 т вышли за пределы активной
зоны. Произошел выброс в атмосферу.
Событием века стала чернобыльская катастрофа
(26 апреля 1986 г.), результаты которой почувствовали
не только в России, на Украине, в Белоруссии,
но и в других странах. Следы радиоактивного
загрязнения достигли даже Польши, Швеции,
Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии.
А почему, собственно говоря, произошла
эта авария? Летом 1987 г. на суде выяснилось:
на АЭС отсутствовал элементарный порядок
трудовой дисциплины и была низка ответственность
персонала. Даже после взрыва на энергоблоке
не была организована радиационная разведка,
нужных приборов для ее ведения не имелось,
противогазы у личного состава отсутствовали.
Но что еще хуже - не было информации об
аварии. Ее попросту поначалу скрывали.
Население понятия не имело о случившемся.
Эвакуация началась лишь спустя 36 часов
после аварии. Следует отметить неумелые
и нерешительные действия персонала в
чрезвычайной ситуации.
Пришлось проводить огромный объем работ.
Только в течение первых двух лет (на апрель
1988 г.) дезактивировано 21 млн. м2 поверхности
оборудования, захоронено 500 тыс. м3 грунта,
обеззаражено 600 деревень и сел. Свыше
5 млн. человек было охвачено профилактическим
медицинским контролем. Для эвакуированных
было построено более 21 тыс. домов и 800
объектов социально-бытового и культурного
назначения. В кратчайшие сроки было выделено
15 тыс. квартир.
Основные мероприятия
по предупреждению аварий
Задача каждого работающего на предприятии
- знать основные правила поведения при
авариях, уметь действовать в сложившейся
при этом обстановке. К примеру, существуют
определенные правила и последовательность
отключения электроэнергии, остановки
транспортирующих устройств, агрегатов
и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых,
паровых и водяных коммуникаций в соответствии
с технологическим процессом и техникой
безопасности, нарушения которых могут
усугубить и осложнить обстановку.
Каждый должен знать маршрут и порядок
следования в убежище в случае аварии,
пути выхода в безопасные места, организацию
обеспечения средствами индивидуальной
защиты. Регулярно надо проверять системы
вентиляции, убеждаться в надежности работы
и герметизации технологического оборудования,
наличии средств обнаружения и тушения
пожаров. Выясняется состояние электрооборудования,
емкостей, аппаратов и линий, работающих
под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными
приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.
На каждом предприятии разрабатывается
план ликвидации возможных аварий. Организуется
подготовка рабочих и служащих к работе
при аварийных ситуациях, предусматривается
необходимый резерв сил и средств для
их ликвидации. Необходимо содержать в
постоянной готовности системы и средства
оповещения, иметь на рабочих местах необходимое
количество средств индивидуальной защиты.
При аварийных ситуациях важной задачей
является своевременное оповещение об
этом персонала предприятия и населения
жилого поселка, прилегающего к данному
предприятию.
Каждый рабочий и служащий объекта при
аварийной ситуации должен умело воспользоваться
имеющимися средствами оповещения и вызвать
пожарную команду.