Алкоголизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Описание работы

Алкоголи́зм — разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола). Этиловый спирт - психоактивный ингредиент, содержащийся в пиве, вине и т.д. - бесцветная жидкость с сильным, специфическим запахом. Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином. Он опасен, с одной стороны, своей высокой токсичностью (т. е. ядовитостью, способностью повреждать внутренние органы), а с другой стороны тем, что может вызывать тяжёлые формы зависимости (собственно алкоголизм).
Чтобы поставить предварительный диагноз «хронический алкоголизм», достаточно убедиться в присутствии хотя бы одного симптома из нижеперечисленных:

Содержание

1 Вступление
2 Стадии развития алкоголизма
3 Почему одни люди становятся алкоголиками, а другие нет
4 Какие факторы ускоряют развитие алкоголизма
5 Похмельный синдром
6 Изменения личности при алкоголизме
7 Алкогольные психозы:
1 Алкогольные делирии
2 Алкогольные галлюцинозы
3 Алкогольные бредовые психозы
4 Алкогольные энцефалопатии
5 Патологическое опьянение
8 Последствия алкоголизма для самого алкоголика
9 Социальные последствия алкоголизма
10 Лечение алкоголизма
11 Заключение
12 Несколько слов о женском алкоголизме
13 История организации принудительного лечения хронического алкоголизма на Украине
14 История водки
15 Некоторые статистические данные
16 Используемые материалы

Работа содержит 1 файл

Алкоголизм.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Именно поэтому  женский алкоголизм и лечить сложнее. Наркологи очень не любят пациенток-женщин, потому что обращения идут, как правило, уже в запущенном состоянии, опять же при наличии деградации личности. В кабинет к наркологу попадает куда больше мужчин-алкоголиков, чем женщин, а женщины делилятся на две группы. Первая - те, что САМИ пришли на самой ранней стадии, самостоятельно приняв решение "лечиться от алкоголизма" под давлением как социального прессинга, так и высокой личностной самокритичности. А вторая группа - куда бОльшая - это те, которых привел участковый милиционер, подобрав их в какой-нибудь помойке у пивнушки... Это тяжелейший контингент, и работать с ним чрезвычайно сложно. В таких ситуациях, как понятно, обнаруживается в подавляющем большинстве именно гамма-алкоголизм третьей стадии.  

И почему еще  у "прекрасного пола" куда реже замечается хотя бы тот же альфа-, да и бэта-алкоголизм: женщина бОльшую часть своей "алкогольной напряженности" маскирует под "нервные проблемы" (которые ей позволено иметь, в отличие от мужчин). Например, не удалось ей сегодня с подружками выпить по стаканчику в кафе - так она пришла домой и закатила мужу скандал. А оправдать этот скандал может хоть пресловутым ПМС, хоть "тонкостью дамских нервов", хоть вообще ничем не оправдывать: ибо в нашей культуре "повальной женской демонстративности" битье дамой тарелок на кухне - все чаще в порядке вещей. 

Так или иначе, женщина вынуждена маскировать  свое пристрастие к алкоголю до последнего, и потому чаще может ходить "недопитая". Когда это накопится до критической  отметки, она срывается в крупные  скандалы и даже в драки - и вот  тогда (хотя и то не всегда) могут заметить, что это связано с ее алкогольной зависимостью. А могут и опять все на "дамские нервы" списать… Тем более что когда она все-таки "допьет", то чаще всего становится такой доброй, мягкой, уступчивой…

История организации  принудительного лечения хронического алкоголизма на Украине

Г. Т. Сонник, Н. И. Бережная 

Вопросам лечения  больных алкоголизмом отечественные  психиатры уделяли большое внимание па всех этапах развития психиатрии. Так, на 1-м съезде психиатров (1887) И. М. Мержеевский впервые потребовал от царского правительства принятия мер по борьбе с хроническим алкоголизмом. 

В сентябре 1926 года Советом Народных Комиссаров был  издан декрет «О ближайших мероприятиях в области лечебно-принудительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом». Наркоматам здравоохранения и внутренних дел предписывалось разработать и осуществить принудительное лечение некоторых категорий больных алкоголизмом на базе психоневрологических диспансеров. Такое лечение выражалось в обязанности больных являться на амбулаторное или диспансерное лечение или для помещения в стационар. В случае неподчинения больные могли доставляться с помощью работников милиции. Указанное лечение было малоэффективным, в связи с чем продолжались поиски новых форм его организации. 

В 1961 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР и аналогичных указов союзных  республик «Об усилении борьбы с  лицами, уклоняющимися от общественно  полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», были созданы специальные лечебные учреждения для проведения принудительного лечения указанной группы лиц. 

Первый лечебно-трудовой профилакторий был открыт на Украине. В дальнейшем подобные учреждения были созданы и в других союзных  республиках. 

Проблема принудительного лечения больных алкоголизмом тесно связана с правовыми вопросами, касающимися свободы личности граждан. В связи с происходящими в нашем обществе процессами демократизации эти вопросы привлекают к себе особое внимание общественности. Неоднократно ставился вопрос о закрытии лечебно-трудовых профилакториев. Учитывая всё вышеизложенное, ГУИДИ, Медуправление МВД Украины с 1988 года проводит реорганизацию с применением новых форм лечебной и воспитательной работы с больными хроническим алкоголизмом в ЛТП Украины. Всё это позволило улучшить результаты принудительного лечения.

Мировая история  борьбы с алкоголизмом 

В отношении  алкоголиков в разные времена  применялись меры как репрессивного, так и лечебного воздействия, в зависимости от степени культуры и взгляда на алкоголизм общества того времени. 

Китайский император  Ву-Вонг в 1220 г. до нашей эры издал  эдикт, согласно которому подвергались смертной казни все лица, захваченные  во время попойки. Конфуций в V веке и Будда в VI веке до нашей эры  категорически воспрещали потребление алкогольных напитков. В древней Индии воздержание от алкоголя считалось обязательным не только для касты браминов, но и для других сословий. Браминов, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. Жена брамина, уличенная в пьянстве, изгонялась из дому, а на лбу ее каленым железом выжигался сосуд, из которого пили вино. Лиц, уличенных в пьянстве, поили расплавленным серебром, свинцом или медью. Пророк Магомет запрещает пить вино, нарушавший его запрет свободный человек подвергался 40 ударам палки, а раб — 80 ударам палки. Каждый римлянин имел право убить свою жену, если заставал ее пьяной. В древней Спарте нарочно напаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить им страх и отвращение к вину. 

В Афинах при  Драконе опьяневших просто убивали. Солон сперва штрафовал архонтов за пьянство, а при вторичном пьянстве этих должностных лиц казнили. Во времена Солона пьянство считалась в Афинах состоянием, достойным презрения. Карл Великий поступал с пьяницами следующим образом: вначале их наказывали в закрытом помещении, потом публично, а если эти средства не помогали, они подлежали казни. 

В Англии когда- то существовал обычай надевать на алкоголиков ярмо, а затем водить их по главным улицам города. В Ливерпуле в XIX столетии пробовали публиковать в газетах имена и адреса алкоголиков. В некоторых местах Голландии женщин алкоголиков крепко привязывали ремнями к сиденью, укрепленному на блоке, и три раза погружали в воду. 

Был известен также  способ воздействия на алкоголиков  стыдом. Он состоял в том, что пьяниц, когда они захмелеют, подвергали общему посрамлению. В Англии матросов, уличенных в пьянстве, одевали  в грязные одежды, вешали на них надпись "пьяница", заставляли делать черную работу. В городе Мехико префект полиции в целях борьбы с пьяницами, валяющимися на улице и нарушающими уличное движение, после того как он испробовал все средства борьбы с ними, решил прибегнуть к "новому радикальному средству борьбы с пьяницами—кинобальзаму". По распоряжению префекта каждого пьяницу, лежащего на мостовой, а также весь процесс доставки его в вытрезвитель кинооператоры снимали на пленку. Полицейские по специальной картотеке выясняли первично или повторно доставляется алкоголик в участок. Если алкоголик доставлялся в участок впервые, ему после вытрезвления демонстрировали на экране звуковую кинохронику, в которой он являлся главным действующим лицом. Протрезвевший алкоголик-нарушитель видит собственную персону в пьяном виде, что, по мнению "изобретателей этого метода", достаточно, чтобы субъект, снятый в фильме избегал впредь потребления алкоголя. Если это не помогает, то второй раз пьяницу лежавшего на мостовой вновь снимают в качестве главного действующего лица в кинохронике и демонстрируют этот фильм уже не только алкоголику-нарушителю, но также его знакомым и родственникам. В тех случаях, когда и эта мера воздействия не дает должного эффекта, хроникальный фильм с новыми похождениями пьяного героя демонстрируется на всех экранах мексиканской столицы. Все расходы по съемке подобных кинофильмов взыскиваются с алкоголиков- нарушителей. 

Лечением алкоголиков  занимались еще в глубокой древности. Многие ученые искали "философский  камень", который может исцелить алкоголиков от их недуга. Лечение алкоголиков доходило просто до несуразности. Массон приводит интересные данные из найденного им сочинения Виртрунга о лечении пьянства 3,5 века назад (в 1617 г). Наряду с разнообразнейшими заболеваниями, в этом сочинении описывается и алкоголизм. 

Пьянство Виртрунг считал самой ужасной болезнью после  чумы. Он требовал отнятия у больного алкоголя, чтобы устранить таким  образом, основную причину болезни. Исходя из того, что организм насыщен  алкоголем, он для его обезвреживания рекомендовал антидот в виде лимонов, горького миндаля, считая, что эти средства "оттягивают действие алкогольных паров от мозга". Виртрунг указывает, что в древнее время для лечения пьянства пациенту надевали на голову венок из шафрана, фиалок, приписывали также целебные свойства аметисту. Виртрунг относился к этим средствам скептически; он советовал вызывать у алкоголиков рвоту, вызывать сон, на голову класть компресс из огуречного сока. Наряду с этим, он рекомендовал диетическое питание — легкую пищу, цыплят, соус с лимоном и т.д. 

Таким образом, еще Виртрунг хотя и примитивно, но здраво подходил к лечению алкоголиков, вводя принцип немедленного лишения  алкоголя, диетического питания и  вызывания рвоты при отравлении. 

По утверждению  Керра, один весьма маститый профессор  медицины уверял, что он может искоренить влечение к алкоголю в течение одной недели при помощи турецкой бани. В качестве антидота алкоголя рекомендовалось также какао. В Германии в свое время предлагали в качестве профилактического средства против алкоголизма сырое мясо. В Англии большое значение среди радикальных средств против алкоголизма приписывали вегетарианскому питанию. 

Во второй половине XIX столетия один анонимный изобретатель так анонсировал свое средство от алкоголя: "Я могу излечить от пьянства всякого больного, который явится ко мне", указывая, что его средство не только излечивает самую болезнь, но и уничтожает потребность в спиртных напитках. Таинственное средство оказалось красной хинной коркой. Этот аферист в короткий срок так сумел разрекламировать свое средство, что вскоре нажил на этом сотни тысяч рублей. Однако никому никакой пользы это средство не приносило. 

Широко рекомендовался орех кола, содержащий ряд тонизирующих веществ (кофеин, теобромин). Но он скорее полезен как тонизирующее средство, не обладая никакой специфичностью. Различные настои, микстуры, порошки, предлагавшиеся всевозможными "изобретателями" в качестве "средства" от алкоголизма, обогащали лишь изобретателей этих средств. Некто Родлов за один год получил 150 000 рублей за свое "средство" против пьянства. Видное место в лечении пьянства в конце XIX столетия отводилось так называемой "Богородицкой траве", которую врач Сальватори, впервые описавший дипсоманию, применял в виде настоев (1815), давая 50 г Богородицкой травы на 600 г воды. Это лекарство употреблялось по чайной ложке каждые полчаса. Болезненное влечение к алкоголю исчезало будто бы через 13 дней. Средство это не только вызывало рвоту, но оказывало слабительное действие и усиливало диурез. Считалось, что при приеме этого средства повышается аппетит и жажда, которую утоляют кислым питьем. Иногда Богородицкую траву настаивали не на воде, а на водке. 

Флоринский рекомендовал от запоя настой полыни, корня дягиля, можжевеловых ягод. Эти настои давались больным в теплом виде без сахара по 10—15 стаканов в день. Некоторые врачи давали алкоголикам корень переступня, папоротника, копетеня, бузинной коры и др., настаиваемых на алкоголе. Другие врачи советовали подсыпать алкоголикам в водку тошнотворные и рвотные средства (ипекакуану, горечавку и др.) Гуффеланд рекомендовал давать алкоголикам водку с каплей жженого сургуча, указывая, что это приводит к исключительным результатам. Он же назначал и так называемые пилюли Гуффеланда, состоявшие из экстракта квасии, полыни и каскарилы. 

Польский врач Ян считал, что лечение лимонным соком быстро вызывает отвращение к алкоголю даже у самых застарелых алкоголиков. Курс такого лечения длился 18 дней . Начинают с одного лимона и прибавляют по 1—2—5 лимонов ежедневно, доходя к 9-му дню до 25 лимонов, затем соответственно снижают с таким расчетом, чтобы к 18-му дню приходился один лимон. Как указывает Ян, при этом лечении важно, чтобы применялся только свежевыжатый лимонный сок. Если больной не может потреблять большого числа лимонов, срок лечения должен растянуться до одного месяца, и тогда ежедневно дают по 5—7 лимонов. Этот метод лечения не утратил интереса и поныне и заслуживает изучения и научного обоснования. По-видимому, лечение лимонным соком может дать известный успех при гиповитаминозах и авитаминозах, наблюдаемых у алкоголиков. 

Заканчивая этот краткий исторический обзор, мы должны подчеркнуть, что привели в нем  лишь методы, представляющие интерес  в историческом аспекте. 

В течение двух последних столетий аптечными фирмами  и предприимчивыми дельцами выпускались на рынок многочисленные патентованные средства. Однако, едва успев появиться, они выходили из употребления. Все это говорит о том, что "специфических" и надежных средств против алкоголизма пока не найдено.

История водки 

Само слово  «водка», известное с XVII столетия, скорее всего является производным от «воды», при этом в прежние времена для обозначения этого напитка использовались и другие термины: вино (хлебное вино), корчма или корчемное вино, куренное вино, горящее вино, жженое вино, горькое вино и др. В России, как принято считать, водку или, точнее, ее прообраз — крепкий напиток под названием aqua vitae (аква-вита в переводе с латыни — «вода жизни») — впервые привезли генуэзцы, направлявшиеся в Литву по торговым делам. Путь их пролегал через Москву, в которой иноземцы получили аудиенцию у князя Дмитрия Ивановича, прозванного за победу над монголо-татарами на Куликовом поле Донским. Будучи польщенными гостеприимством московского правителя, они подарили ему сосуды с упомянутым хмельным напитком. Но особого впечатления на наших предков этот продукт перегонки забродившего сока винограда не произвел. На Руси тогда отдавали предпочтение меду и пиву. 

Прошло время, и в 1429 году аква-вита вновь была привезена в Москву иноземцами, на этот раз — в качестве универсального лекарства. При дворе тогдашнего правителя, юного князя Василия II Васильевича, который впоследствии в междоусобной борьбе с родственниками лишился зрения и был прозван «Темным», жидкость, по всей видимости, оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Очень вероятно, что идея разведения спирта, каковым в сущности и являлась аква-вита, послужила толчком к производству русской водки, но уже, естественно, из зерна, которым Русь была «зело богата». Как бы то ни было, в XV веке в монастырях Московской Руси начали производить зерновую русскую водку. 

Информация о работе Алкоголизм