Актуальные проблемы пожарной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:24, доклад

Описание работы

В последние годы произошло ужесточение требований пожарной безопасности, да и люди поняли, что ущерб от пожара, чаще всего, бывает невосполним. Поэтому сегодня практически 100% всех объектов муниципальных и коммерческих организаций оборудованы пожарной сигнализацией.

Работа содержит 1 файл

Актуальные проблемы пожарной безопасности.doc

— 797.50 Кб (Скачать)

Актуальные проблемы пожарной безопасности

В последние годы произошло ужесточение требований пожарной безопасности, да и люди поняли, что ущерб от пожара, чаще всего, бывает невосполним. Поэтому сегодня практически 100% всех объектов муниципальных и коммерческих организаций оборудованы пожарной сигнализацией.

Оборудовать объект современными средствами - это только полдела. Весь вопрос в том, куда поступает  сигнал о срабатывании сигнализации, кто на него реагирует и в какие  сроки? Если, в качестве примера, рассмотреть такие объекты как, школы и детские сады, то здесь в подавляющем большинстве случаев, на срабатывание, как правило, автономной сигнализации, реагируют дежурные и ночные сторожа. Важно минимизировать участие человека в процессе оповещения о пожарах и возгораниях, ведь, как правило, человеческий фактор остается главной причиной многих трагедий.

Вариантом решения  этого вопроса является обеспечение пожарной безопасности силами частных охранных предприятий и добровольных пожарных дружин. На сегодняшний день, более 2-ух миллионов объектов находятся под охраной частных структур. Но отсутствие единых стандартов и регламентирующих документов по реагированию позволяет частным предприятиям работать по своим собственным правилам. К сожалению, зачастую, мобильные экипажи частные охранные предприятия (ЧОП) не оснащены средствами пожаротушения, и группа быстрого реагирования (ГБР), прибывшая по вызову, попросту констатирует факт возгорания, не принимая при этом мер к его тушению.

Самым важным вопросом в обеспечении пожарной безопасности является сокращение времени от возникновения пожара до начала его тушения. Даже в тех случаях, когда объект оборудован охранно-пожарной сигнализацией, с выводом сообщений о возгораниях на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) ЧОП или ОВО, информация о возникновении пожара или возгорания поступает в пожарную часть по телефону 01 от оператора ПЦН ЧОПа или ОВО. А это, в свою очередь, равносильно звонку сторожа с объекта, оборудованного автономной пожарной сигнализацией.

Рисунок 1. Зависимость ущерба от времени развития пожара.

Из графика видно, что для  снижения ущерба от пожара необходимо:

  • сократить время доставки сообщения о пожаре;
  • начинать принимать меры по тушению пожара на его начальных фазах, что позволит увеличить фазу «линейного» распространения огня.

Как это сделать? Казалось бы, очевидное  решение – необходимо выводить сигнал о срабатывании пожарной сигнализации непосредственно на ЦППС МЧС (центральный  пункт пожарной связи).

Но тут мы сталкиваемся с рядом проблем:

1. Сигнализацией сегодня оборудованы сотни тысяч объектов. Это более 30 видов систем передачи извещений и многие варианты программного обеспечения. Для унификации потребуется и замена оборудования, и стандартизация автоматизированных рабочих мест (АРМ);

2. По статистике 98% срабатываний пожарной сигнализации оказываются ложными (ошибки хозоргана, подгоревшая пища, ремонт, пыль, насекомые, хулиганство, неисправность техники). Соответственно количество ложных выездов увеличится многократно, что приведет к увеличению штата сотрудников, повышению затрат на ГСМ и, как правило, к увеличению времени прибытия пожарного расчета на объект.

3. Для того, чтобы  пожар из «линейной» фазы не  перешел в «объемную», машины  МЧС должны прибывать на объект  не более чем через пять  минут после поступления сигнала, а в условиях современного города (пробки, перекрытые проезды и т.п.) транспортное время составляет 10-15 минут.

Сегодня, более 7000 частных охранных предприятий по всей территории страны осуществляют деятельность по охране имущества собственников от проникновений и пожаров.

Важно отметить, что экипажи ГБР частных охранных предприятий распределены по всем районам  города и среднее время следования до объекта, по сигналу «тревога», составляет 3-5 минут. В это время пожар  находится в фазе линейного распространения огня и порой «ведра воды» хватает для его тушения.

Ответственность ЧОП, подкрепленная  регламентирующими документами, обязательное оснащение экипажей ГБР средствами пожаротушения, лицензирование охранников и обучение основным действиям при  тушении пожара, проведение учений по ликвидации небольших очагов возгораний совместно с подразделениями МЧС – меры способные качественно повысить степень защищенности жизни и имущества людей от пожаров.

Рисунок 2. Схема взаимодействия ЧОП  с МЧС

 

Согласно вышеприведенной схеме, сигнал о пожаре, поступающий с  объекта на ПЦН, моментально дублируется на ЦППС МЧС. В качестве каналов передачи данных используются сети Ethernet, Internet. Получив сигнал тревоги, оператор ПЦН передает вызов группе быстрого реагирования, которая отправляется к объекту. Прибыв на место, экипажу ГБР необходимо провести разведку и:

  • сообщить на ПЦН обстановку о пожаре по внешним признакам;
  • обеспечить сбор данных о сложившейся обстановке и наличии опасности для людей, путем опроса представителей администрации и граждан;
  • проверить наличие автоматических средств тушения;
  • проверить наличие внутреннего противопожарного водопровода;
  • проверить наличие противодымной защиты и их работоспособности;
  • принять решение о проведении спасательных работ, тушении пожара и вызова дополнительной помощи.

В это время оператор ПЦН, получив информацию от ГБР, либо подтверждает вызов пожарного расчета, либо отменяет его в зависимости от результата тревоги. Ведь, как уже говорилось выше, по статистике 98% срабатываний пожарной сигнализации оказываются ложными.

Помимо этого, экипаж ГБР обязан передать информацию о пробках на дорогах, при их наличии, и по возможности определить самый короткий маршрут следования, что очень важно в условиях большой загруженности автомагистралей. Зачастую время следования пожарного расчета в мегаполисах составляет 20- 30 минут, а к этому времени пожар уже достигает пика своего развития.

Таким образом, частные охранные предприятия  выполняют подготовительные действия, в результате которых создаются  условия для выполнения основных действий силами МЧС.

Рисунок 3. Зависимость ущерба от времени распространения огня

 

Из рисунка 3 видно, что меры по тушению  пожара применяются уже через 5 минут  после поступления сигнала тревоги  на ПЦН, а именно в момент линейного  распространения огня. В этих условиях своевременные и грамотные действия сотрудников охраны позволяют либо полностью ликвидировать очаг возгорания, либо продлить фазу линейного распространения огня до приезда пожарного расчета.

Подводя итоги, хотелось бы отметить основные преимущества предложенной схемы  взаимодействия МЧС с частными охранными структурами.

Итак, применение данной схемы позволит:

Сократить время  прибытия пожарных расчетов МЧС на 10-15 минут, за счет использования пультов  централизованного наблюдения ЧОП, ОВО.

Избежать затрат на переоснащение объектового оборудования.

Избежать ложных выездов пожарных расчетов.

Существенно снизить  материальный ущерб и сохранить  человеческие жизни, в связи с  тем что, все ЧОП обладают мобильными экипажами, а время прибытия по сигналу  тревоги составляет от 3 до 5 минут.

При грамотных  действиях сотрудников охраны, существенно  снизить распространение огня, а  в некоторых случая полностью  ликвидировать очаг возгорания.

Получить все  данные по муниципальным объектам, начиная от карты объекта с  расположением пожарных извещателей, обозначением путей эвакуации, расположением подъездных путей и пожарных гидрантов, заканчивая телефонами вахтеров и сторожей.

Получить полную информацию о состоянии пожарной безопасности на подведомственной территории.

Для этого, необходимо разработать нормативные документы и план мероприятий по совместной ликвидации очагов возгорания на объектах, охраняемых ЧОП. Обязать ЧОП - к принятию мер по тушению пожаров. На все ЧОП, оказывающие услуги в области пожарной безопасности, возложить обязанности по оснащению пожарными автоцистернами и средствами пожаротушения их мобильных экипажей. Проводить аттестацию сотрудников ЧОП и совместные учения по применению средств пожаротушения. В совокупности, все эти меры позволят решить одну из самых острых проблем пожарной безопасности – проблему оперативности.

Шарафутдинова Роза Рафаиловна, гр. МПБ-01-12


Информация о работе Актуальные проблемы пожарной безопасности