Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:33, доклад
Биография Вольф Соломо́нович Ме́рлин. Педагогическая и общественная деятельность. Теория Интегральной индивидуальности. Труды.
Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественного его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия).
Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности Во-вторых, индивид, черты характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное
в личности, возникая на почве психических
свойств индивидуума, формируется
в зависимости от ее определенных
социально-типичных отношений. Индивидуальное
и социально-типичное – это не разные
группы свойств личности, а различные
стороны одних и тех же свойств. Неразложимым
компонентом личности являются свойства,
каждое из которых есть выражение и способности,
и характера, и направленности. Таким образом,
структура личности представляется как
взаимная связь и организация свойств
личности. Структурные образования личности
характеризуются понятием "симптомокамплекса".
Индивидуальное и социально-типичное
нельзя рассматривать как два различных
симптомокомплекса или фактора личности.
Биография
Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898 Могилёв — 6 апреля 1982, Пермь) — советский психолог. Ученик М. Я. Басова. Автор теории Интегральной индивидуальности.
Родился в семье учителя. В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, который окончил по педагогическому факультету. В 1923-1924 гг. работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923-1924 гг.), где он знакомится с М.Я. Басовым. В 1924 - ассистент, 1929 - доцент кафедры психологии Петроградского института им. А. И. Герцена. В 1930-1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики руководит научной группой по изучению мировоззрения ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса. С 1932 по 1938 гг. работает в Саратовском институте. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Волевая деятельность и условный рефлекс. С 1938 по 1948 гг. работает в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны являлся (с 1942 г.) научным консультантом в клинике Института психологии МГУ в Свердловске. С 1948 по 1954 г. рабоает в Казанском университете, где подготовил докторскую диссертацию на тему Психофизиологиеское своеобразие условных реакций в структуре волевого акта (защищена в 1950 г.). С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем — профессор кафедры психологии. Основные сферы интересов в Пермский период: психология личности (1956-1971), затем системное исследование индивидуальности человека (1972-1982). Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Исследователь принципа много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме.
Преподавательская деятельность связана с работой на факультете Дошкольной педагогики и психологии Пермского пединститута, В.С. Мерлин читает курс Общая психология и спецкурсы. Проблемы содержания и методики преподавания всегда были в поле пристального внимания, что проявлось в публикациях в журнале Вопросы психологии (1964 г.) в статье: Чему и как учить будущих учителей по психологии, а так же в сборнике Воспитывать психологическую пытливость у учителей (Пермь, 1966 г.) С 1958 г. возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР. С 1959 по 1982 г. являлся членом центрального совета Общества психологов. В 1965 г. - член Программного комитета XVIII Международного конгресса по психологии, а с 1967 г. - член Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.
Теория Интегральной индивидуальности В.С. Мерлина по факту является новаторской и остается такой и по сей день. Одна из немногих системных теорий личности, основанная на принципе функционирования систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации по Эшби. В основе теории лежит деление систем индивидуальности по параметру развития материи (по диалектическому материализму)- психодинамическая, нейродинамическая, личность, социальный компонент. Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-много значная связь, а внутри уровня одно-одно-много значные связи. Тем самым отражается особенность каждого человека, его неповторимость. Важным вкладом Мерлина было определение темперамента как отличного от личности феномена, основанного исключительно на особенностях взаимодействия свойств нервной системы. Благодаря Мерлину в провинциальной психологии стали разрабатываться новые статистические комплексы математической статистики для подтверждения сложных систем психологического наполнения человека.