Предмет, содержание и задачи почвоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:11, доклад

Описание работы

Почвоведение – биологическая наука, предметом изучения которой является почва. Это наука о почвах, ее образовании (генезисе), строении, составе, свойствах, закономерностях географического распространения, о формировании и развитии ее главных свойств, о экологических функциях почв в биосфере, о региональном использовании почв. Почва – основное незаменимое средство сельскохозяйственного производства. Почва снабжает растения водой и питательными элементами, регулирует рост и развитие растений, объем и качество урожая. Почва при правильном использовании не изнашивается, не ухудшает свои свойства, а прогрессивно улучшаются. В этом ее отличие от других средств производства. Почва – основное и вечное богатство любого народа и является неиссякаемым источником его жизнедеятельности, обеспечивая человека продуктами питания и материалом для производственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

почввва.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Предмет, содержание и  задачи почвоведения

 

Почвоведение как научная  дисциплина оформилась в нашей стране в конце 19 столетия благодаря трудам выдающихся русских ученых В.В. Докучаева, П.А. Костычева, Н.М. Сибирцева.

 

Почвоведение – биологическая  наука, предметом изучения которой является почва. Это наука о почвах, ее образовании (генезисе), строении, составе, свойствах, закономерностях географического распространения, о формировании и развитии ее главных свойств, о экологических функциях почв в биосфере, о региональном использовании почв. Почва – основное незаменимое средство сельскохозяйственного производства. Почва снабжает растения водой и питательными элементами, регулирует рост и развитие растений, объем и качество урожая. Почва при правильном использовании не изнашивается, не ухудшает свои свойства, а прогрессивно улучшаются. В этом ее отличие от других средств производства. Почва – основное и вечное богатство любого народа и является неиссякаемым источником его жизнедеятельности, обеспечивая человека продуктами питания и материалом для производственной деятельности. Почва образуется из выходящих на дневную поверхность горных пород под совместным и взаимосвязанным воздействием воздуха, воды и различного рода организмов, живых и мертвых. Живые организмы разрушают горные породы, извлекают из них питательные вещества и после отмирания обогащают верхние горизонты перегноем и элементами питания, которыми пользуются последующие поколения организмов. Так происходит накопление элементов питания и развивается одно из основных свойств почвы – плодородие. Почвообразовательный процесс захватывает собой лишь самые верхние слои земной коры, куда проникают воздух, тепло, влага, корни растений, микроорганизмы. В одних случаях этим процессом захвачена большая толща горных пород, в других – меньшая. Отсюда и мощность почв в различных зонах разная. Таким образом, воздействуя на условия развития почв можно изменять и улучшать их свойства.

 

Почва (по В.В. Докучаеву)–  это дневные или наружные горизонты  горных пород, естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых. Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который видоизменяется и продолжает непрерывно видоизменяться под воздействием биологических и атмосферных факторов и который обладает существенным качеством – плодородием. Основной показатель плодородия – способность почв удовлетворять растения достаточным количеством пищи и воды. Необходимо различать естественное и искусственное плодородие. Искусственное плодородие создается человеком в результате воздействия на почву (обработка, удобрения, мелиорация и т.д.). Она возникает с момента введения целинного участка в сельскохозяйственное использование. Здесь велика роль технического и технологического вооружения. Эффективное плодородие – реальное выражение искусственного и естественного плодородия.

 

Таким образом, почва  – это не только особое природное  тело, и не и только основное средство сельскохозяйственного производства, но это и продукт труда. А плодородие не есть что-то статическое, но динамическое, и при рациональном использовании плодородие будет возрастать.

 

Задачами почвоведения является:

 

- изучение направленности  и типов эволюции почв под  влиянием природных и техногенных  факторов;

 

- поток путей управления, изменениями происходящими в почве в целях повышения плодородия почв;

 

- познание глубины  негативных процессов при использовании  почв к которым относится эрозия, декальцификация, переуплотнение

 

Важнейшими задачами почвоведения является оценка земельных ресурсов. В настоящее время, в условиях коммерческого оборота некоторых категорий земель, эта задача становится особенно актуальной. Ее решение требует определения качества почвы, квалифицированной экономической и экологической оценки и, наконец, определения ее стоимости.

 

Здравствуйте уважаемые  подписчики!

 

Сегодняшний выпуск будет  посвящен истории.

 

История почвоведения начинается еще с древнейших времен: уже тогда  люди пытались обрабатывать почву, засевать ее, поливать в засуху, удобрять. Задолго  до нашей эры земледелие достигало значительной культуры во многих частях Земли.

 

Первые попытки обобщения  знаний о почве, накопленных землевладельцами, относятся к античному периоду. В сочинениях древнегреческих философов  Аристотеля и Теофраста встречается  разделение почв на прекрасные, хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные, бедные, бесплодные.

 

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. в Западной Европе возникло два представления о почве  – агрогеологическое и агрикультурхимическое.

 

Агрогеологическое направление (Фаллу, Берендт, Рихтгофен, Орт, Раманн и др.) – почва рассматривалась  как рыхлая горная порода, образующаяся из плотных горных пород под влиянием выветривания. Растениям отводилась пассивная роль перехватчиков высвобождающихся при выветривании элементов питания.

 

Агрикультурхимическое направление (А.Тэер, Ю.Либих и др.) – почва рассматривалась лишь как источник элементов питания. Тэером была высказана гипотеза, что  растения питаются органическим веществом  почвы (гумусовая теория). В 1840 г. Либих опубликовал работу «Химия в приложении к земледелию и физиологии растений», в которой указывал, что растения усваивают из почвы минеральные питательные вещества. Либих рассматривал почву не как природное образование, а лишь как массу вне связи с процессом ее возникновения и развития. (И.С.Кауричев и др., 1982).

 

Почвоведение как наука  зародилось в России, где были разработаны  его научные основы и главные  методы исследований.

 

В 1725 г. в России была открыта  Академия наук, затем начались первые исследования почв русскими учеными.

 

М.В.Ломоносов (1711 – 1765) –  впервые высказал мысль о том, что развитие почвы протекает  во времени в результате взаимодействий растений и горных пород: «И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землей; земля, накопясь долготою времени, служит после к произведению крупного мху и других растений». Выдающийся русский ученый В.И.Вернадский (1863 – 1945) говорил о М.В.Ломоносове, что он «является не только первым русским почвоведом, но первым почвоведом вообще» (Н.Н.Никольский, 1963).

 

Академией наук были организованы экспедиции для изучения природных  условий страны, давшие первые материалы  о земельных богатствах и сельском хозяйстве обширной территории России.

 

Значительно расширились  исследования почв с организацией Вольного экономического общества (1765) ставившего своей целью изучение сельского  хозяйства России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накопление  эмпирических знаний о почве началось с развитием земледелия, то есть с того времени, когда человек перешел от собирания дикорастущих растений к выращиванию их на полях, к возделыванию почвы.

 Первые попытки  обобщения знаний о почве, накопленные  земледельцами, относятся к античному  периоду. Так, в сочинениях  древнегреческих философов Аристотеля и Теофраста встречается своеобразная «классификация» почв: прекрасные, хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные, бедные, бесплодные. Однако развитие почвоведения как науки началось значительно позднее.

 В конце XVIII в.  и в первой половине XIX в. в Западной Европе возникло два направления в представлениях о почве — агрогеологиче-ское и агрикультурхимическое.

 Представители агрогеологического  направления (Фаллу, Берендт, Рихтгофен  и др.) рассматривали почву как  рыхлую горную породу, образующуюся из плотных горных пород под влиянием процессов выветривания. При этом растению отводилась пассивная роль перехватчиков высвобождающихся при выветривании элементов питания.

 Агрикультурхимическое  направление связано с работами  А. Тэера, Ю. Либиха и др. Представители этого направления рассматривали почву лишь как источник элементов питания. Тэером была высказана гипотеза о том, что растения питаются органическим веществом почвы (гумусовая теория). В 1840 г. Либих опубликовал работу «Химия в приложении к земледелию и физиологии растений», в которой указывал, что растения усваивают из почвы минеральные питательные соединения. Либих рассматривал почву не как природное образование, а лишь как массу, вне связи с процессом ее возникновения и развития.

 Таким образом, агрикультурхимическое и агрогеологическое направления не создали основы для развития почвоведения как науки, ибо они не сформировали научного представления об образовании почвы как особого естественноисторического тела.

 Почвоведение как  наука зародилось в России, где были разработаны научные основы почвоведения и основные методы исследования почв. Обширные просторы страны с многообразным и богатым почвенным покровом, широкое развитие земледелия определили большое внимание к изучению почв.

 В 1725 г. в России была открыта Академия наук, а затем были начаты исследования русских ученых Палласа, Гюльденштеда и М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов высказал ряд важных положений о происхождении и свойствах почв. «И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землею; земля, накопясь долготою времени, служит после к произведению крупного мху и других растений». В этих словах Ломоносов


Информация о работе Предмет, содержание и задачи почвоведения