Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:11, доклад
Почвоведение – биологическая наука, предметом изучения которой является почва. Это наука о почвах, ее образовании (генезисе), строении, составе, свойствах, закономерностях географического распространения, о формировании и развитии ее главных свойств, о экологических функциях почв в биосфере, о региональном использовании почв. Почва – основное незаменимое средство сельскохозяйственного производства. Почва снабжает растения водой и питательными элементами, регулирует рост и развитие растений, объем и качество урожая. Почва при правильном использовании не изнашивается, не ухудшает свои свойства, а прогрессивно улучшаются. В этом ее отличие от других средств производства. Почва – основное и вечное богатство любого народа и является неиссякаемым источником его жизнедеятельности, обеспечивая человека продуктами питания и материалом для производственной деятельности.
Предмет, содержание и задачи почвоведения
Почвоведение как научная дисциплина оформилась в нашей стране в конце 19 столетия благодаря трудам выдающихся русских ученых В.В. Докучаева, П.А. Костычева, Н.М. Сибирцева.
Почвоведение – биологическая наука, предметом изучения которой является почва. Это наука о почвах, ее образовании (генезисе), строении, составе, свойствах, закономерностях географического распространения, о формировании и развитии ее главных свойств, о экологических функциях почв в биосфере, о региональном использовании почв. Почва – основное незаменимое средство сельскохозяйственного производства. Почва снабжает растения водой и питательными элементами, регулирует рост и развитие растений, объем и качество урожая. Почва при правильном использовании не изнашивается, не ухудшает свои свойства, а прогрессивно улучшаются. В этом ее отличие от других средств производства. Почва – основное и вечное богатство любого народа и является неиссякаемым источником его жизнедеятельности, обеспечивая человека продуктами питания и материалом для производственной деятельности. Почва образуется из выходящих на дневную поверхность горных пород под совместным и взаимосвязанным воздействием воздуха, воды и различного рода организмов, живых и мертвых. Живые организмы разрушают горные породы, извлекают из них питательные вещества и после отмирания обогащают верхние горизонты перегноем и элементами питания, которыми пользуются последующие поколения организмов. Так происходит накопление элементов питания и развивается одно из основных свойств почвы – плодородие. Почвообразовательный процесс захватывает собой лишь самые верхние слои земной коры, куда проникают воздух, тепло, влага, корни растений, микроорганизмы. В одних случаях этим процессом захвачена большая толща горных пород, в других – меньшая. Отсюда и мощность почв в различных зонах разная. Таким образом, воздействуя на условия развития почв можно изменять и улучшать их свойства.
Почва (по В.В. Докучаеву)– это дневные или наружные горизонты горных пород, естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых. Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который видоизменяется и продолжает непрерывно видоизменяться под воздействием биологических и атмосферных факторов и который обладает существенным качеством – плодородием. Основной показатель плодородия – способность почв удовлетворять растения достаточным количеством пищи и воды. Необходимо различать естественное и искусственное плодородие. Искусственное плодородие создается человеком в результате воздействия на почву (обработка, удобрения, мелиорация и т.д.). Она возникает с момента введения целинного участка в сельскохозяйственное использование. Здесь велика роль технического и технологического вооружения. Эффективное плодородие – реальное выражение искусственного и естественного плодородия.
Таким образом, почва
– это не только особое природное
тело, и не и только основное средство
сельскохозяйственного
Задачами почвоведения является:
- изучение направленности
и типов эволюции почв под
влиянием природных и
- поток путей управления, изменениями происходящими в почве в целях повышения плодородия почв;
- познание глубины
негативных процессов при
Важнейшими задачами почвоведения является оценка земельных ресурсов. В настоящее время, в условиях коммерческого оборота некоторых категорий земель, эта задача становится особенно актуальной. Ее решение требует определения качества почвы, квалифицированной экономической и экологической оценки и, наконец, определения ее стоимости.
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Сегодняшний выпуск будет посвящен истории.
История почвоведения начинается еще с древнейших времен: уже тогда люди пытались обрабатывать почву, засевать ее, поливать в засуху, удобрять. Задолго до нашей эры земледелие достигало значительной культуры во многих частях Земли.
Первые попытки обобщения знаний о почве, накопленных землевладельцами, относятся к античному периоду. В сочинениях древнегреческих философов Аристотеля и Теофраста встречается разделение почв на прекрасные, хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные, бедные, бесплодные.
В конце XVIII в. и в первой
половине XIX в. в Западной Европе возникло
два представления о почве
– агрогеологическое и
Агрогеологическое направление (Фаллу, Берендт, Рихтгофен, Орт, Раманн и др.) – почва рассматривалась как рыхлая горная порода, образующаяся из плотных горных пород под влиянием выветривания. Растениям отводилась пассивная роль перехватчиков высвобождающихся при выветривании элементов питания.
Агрикультурхимическое направление (А.Тэер, Ю.Либих и др.) – почва рассматривалась лишь как источник элементов питания. Тэером была высказана гипотеза, что растения питаются органическим веществом почвы (гумусовая теория). В 1840 г. Либих опубликовал работу «Химия в приложении к земледелию и физиологии растений», в которой указывал, что растения усваивают из почвы минеральные питательные вещества. Либих рассматривал почву не как природное образование, а лишь как массу вне связи с процессом ее возникновения и развития. (И.С.Кауричев и др., 1982).
Почвоведение как наука зародилось в России, где были разработаны его научные основы и главные методы исследований.
В 1725 г. в России была открыта Академия наук, затем начались первые исследования почв русскими учеными.
М.В.Ломоносов (1711 – 1765) – впервые высказал мысль о том, что развитие почвы протекает во времени в результате взаимодействий растений и горных пород: «И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землей; земля, накопясь долготою времени, служит после к произведению крупного мху и других растений». Выдающийся русский ученый В.И.Вернадский (1863 – 1945) говорил о М.В.Ломоносове, что он «является не только первым русским почвоведом, но первым почвоведом вообще» (Н.Н.Никольский, 1963).
Академией наук были организованы экспедиции для изучения природных условий страны, давшие первые материалы о земельных богатствах и сельском хозяйстве обширной территории России.
Значительно расширились исследования почв с организацией Вольного экономического общества (1765) ставившего своей целью изучение сельского хозяйства России.
Накопление эмпирических знаний о почве началось с развитием земледелия, то есть с того времени, когда человек перешел от собирания дикорастущих растений к выращиванию их на полях, к возделыванию почвы.
Первые попытки
обобщения знаний о почве,
В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. в Западной Европе возникло два направления в представлениях о почве — агрогеологиче-ское и агрикультурхимическое.
Представители
Агрикультурхимическое
направление связано с
Таким образом, агрикультурхимическое и агрогеологическое направления не создали основы для развития почвоведения как науки, ибо они не сформировали научного представления об образовании почвы как особого естественноисторического тела.
Почвоведение как наука зародилось в России, где были разработаны научные основы почвоведения и основные методы исследования почв. Обширные просторы страны с многообразным и богатым почвенным покровом, широкое развитие земледелия определили большое внимание к изучению почв.
В 1725 г. в России была открыта Академия наук, а затем были начаты исследования русских ученых Палласа, Гюльденштеда и М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов высказал ряд важных положений о происхождении и свойствах почв. «И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землею; земля, накопясь долготою времени, служит после к произведению крупного мху и других растений». В этих словах Ломоносов
Информация о работе Предмет, содержание и задачи почвоведения