Концепции современногого землеустройства. Содержание и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:32, доклад

Описание работы

Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фун­дамент, определенная научно обоснованная система взглядов, составляющая содержание данного социально-экономического яв­ления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выра­жающая и определяющая перспективы развития системы землеус­тройства и ее элементов.

Работа содержит 1 файл

Концепции современного землеустройства. Сожержание и принципы.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


Воронежский Государственный Аграрный университет

им. К.Д. Глинки

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Концепции современногого землеустройства.

Содержание и принципы.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка З-2-3а

Котлярова А.Ю.

            Проверил: Рязанов Н.А.

 

 

 

 

 

 

Воронеж

                                                      2009

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фун­дамент, определенная научно обоснованная система взглядов, составляющая содержание данного социально-экономического яв­ления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выра­жающая и определяющая перспективы развития системы землеус­тройства и ее элементов.

Концепция землеустройства в Российской Федерации пред­ставлена в следующих документах:

1. Концепция землеустройства в АПК на современном этапе (Волков С. Н., Родин А. 3. - М.: РосНИИземпроект —ТУЗ, 1998. -26с.; одобрена на Всероссийской научно-практической конфе­ренции «Земельные отношения в АПК России» в Угличе 2—5 сен­тября 1998г.).

2. Основные положения концепции современного землеуст­ройства сельскохозяйственных предприятий (Волков С. Н. — М/. ВНИЭТУСХ, 1998. -30с.; одобрены на конференции РАСХН в Угличе 2—5 сентября 1998 г.).

3. Концепция развития земельных отношений в сельском хо­зяйстве Российской Федерации (Милосердов В. В., Панкова К. И., Родин А. 3., Волков С. Н.-М.: РАСХН, 1999.-33с.; одобрена президиумом РАСХН 22 октября 1998 г.).

4. Основные направления развития землеустройства (концеп­ции землеустройства) (Комов Н.В., Алакоз В.В., Спиридонов В. Ф.5 Родин А. 3.,   Пестриков В. С.,   Волков С. Н.,   Карцев Г. А. — М.: РосНИИземпроект,  2000.— 58с.; одобрены Росземкадастром в декабре 2000г.).

Основными положениями современной концепции землеуст­ройства являются:

      обоснование его необходимости;             

      определение цели, характера и содержания;

      формулировка принципов и задач;

      обоснование видов, форм и особенностей землеустройства.

Докажем, что в  связи с тем что при землеустройстве создаются организационно-террито­риальные условия для рационального использования производи­тельных сил и совершенствования производственных отношений, оно является составной частью общественного способа производ­ства, имеет социально-экономический характер, а субстанция его эффективности лежит в общественном производстве.

Эффективность землеустройства рассматривается с двух сто­рон: с точки зрения всего общественного производства и по отно­шению к конкретному предприятию (либо хозяйству граждан), то есть юридическому или физическому лицу. Это обусловливает на­личие двух видов эффекта землеустройства: народнохозяйственного (общественного) и хозрасчетного (коммерческого). В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага государственного регулирования землевладения и землепользования при любых из­менениях земельных отношений. Поэтому землеустройство с точ­ки зрения народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть об­щественного способа производства,  без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользо­вателя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.

Это означает, что любая реорганизация производства и террито­рии должна осуществляться только на основе проектов землеуст­ройства, составленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с экологической и экономической сторон.

В соответствии с Федеральным Законом от 18 июня 2001года «О землеустройстве» №78-ФЗ оно проводится в обязательном порядке в случаях:

7

 



      изменения границ объектов землеустройства;

      предоставления и изъятия земельных участков;

      определения границ ограниченных в использовании частей объек-

7

 



тов землеустройства;

      перераспределения используемых гражданами и юридически­ми ли-

7

 



цами земельных участков для осуществления сельскохозяй­ственного производства;

      выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных вод-

7

 



ной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и хими­ческими веществами, заражению и другим негативным воздей­ствиям;

      проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель,

7

 



рекультивации нарушенных земель, защите земель от эро­зии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара­жения и других негативных воздействий.

С точки зрения теории основанием для проведения землеуст­ройства должны также служить любые изменения в системах рас­селения, ведения хозяйства (производства), специализации, орга­низации производства, труда и управления в сельскохозяйствен­ных предприятиях, а также в отношениях собственности.

Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по земельному кадастру) не смогут подменить землеустройство. Реальным меха­низмом наведения порядка в использовании земель, регулирова­нии земельных отношений и переустройстве территории может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и политические, и правовые, и социально-экономические, и орга­низационно-территориальные, и экологические задачи.

Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свой­ствен в первую очередь тем предприятиям, которые непосред­ственно используют землю на своей территории, то есть там, где земля является главным средством производства. Это прежде все­го сельскохозяйственные предприятия. Практика показывает, что землеустройство сельскохозяйственных предприятий дает боль­шой эффект не только в социально-экономическом, но и в приро­доохранном отношении.

С учетом вышеизложенного землеустройство должно обеспе­чивать:

      получение информации о количественном, качественном состо-­

7

 



янии, использовании и оценке земель для разработки землеустрои­тельной и градостроительной документации, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга, государственного конт­роля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами;

      определение перспектив рационального использования и охра­ны

7

 



земель;

      создание оптимальных организационно-территориальных ус­ловий

7

 



землевладений и землепользовании, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности при созда­нии значительного числа акционерных обществ, товариществ, ко­оперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хо­зяйств, садоводческих, дачных, огородно-потребительских об­ществ и др.;

      бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) поло-

7

 



жения границ земельных участков (межевых знаков и гранич­ных линий), легкую их восстановимость в случаях утраты или ме­жевых споров, определение площадей земельных участков с соот­ветствующей точностью;

      взаимное приспособление территории и производства, созда­ние ус-

7

 



ловий для повышения эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в особенности сельскохозяй­ственного производства.

Для того чтобы правильно осуществлять деятельность, устано­вить характер и содержание землеустройства, надо знать его цель.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ, ХАРАКТЕР И ФУНКЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Учитывая, что землеустройство — это составная часть обще­ственного способа производства, его цель должна соответствовать цели эффективного развития всего земельного хозяйства страны, а также отражать интересы государства, отдельных предприятий и граждан в использовании земель.

Цель землеустройства — рациональное использование и охрана зе­мель, организация территории и производства в соответствии с су­ществующими земельными отношениями.

В связи с тем, что понятие «эффективность землеустройства» принадлежит области общественного производства, следует сде­лать вывод: землеустройство должно иметь государственный харак­тер и быть основным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований.

Из этого главного вывода вытекают следующие.

Во-первых, землеустройство служит главным механизмом об­разования землевладения (землепользования) любого предприя­тия, формирования новой земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, выдачи документа, удосто­веряющего право землевладения (землепользования), нельзя на­чать использование земель или производство. Следовательно, зем­леустройство — основное условие организации предприятий.

Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособ­ление производства и территории или, другими словами, осуще­ствляется территориальная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обо­сновываются производственное направление, специализация предприятия и организуется его территория. В процессе землеуст­ройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв. Государство заинтересовано в том, чтобы собирать большие налоги у эффективных собственников земли.

В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производствен­ных отношений) организационно-территориальные условия зем­левладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться государством.

В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ не только государственными землеустроительными предприяти­ями, но и частными организациями государство должно контро­лировать землеустроительную деятельность, осуществлять неза­висимую экспертизу землеустроительных проектов, принимать меры по рациональному сбору и распределению государствен­ных средств, отпущенных на землеустройство, между исполните­лями (аукционы, тендеры, лицензирование, аттестация, аккре­дитация и т. д.).

В целях государственного регулирования и управления земле­устройством, повышения качества и эффективности землеустрои­тельных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного кадаст­ра, должны выполняться специализированными государственны­ми проектными организациями. Для выполнения остальных зем­леустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурс­ной основе юридических и физических лиц (частных землемеров), имеющих соответствующие лицензии.

Посредством землеустройства осуществляются следующие фун­кции государственного управления земельными ресурсами.

1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения инвентаризации земель, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

2. Прогнозирование и планирование использования земельных ре­сурсов и их охраны. Осуществляется методом разработки федераль­ных и региональных прогнозов и программ использования и охра­ны земель, земельных ресурсов.

3. Организация рационального использования и охраны земель. Это разработка   схем  землеустройства  районов,   межхозяйственное (территориальное) землеустройство, установление границ административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель и с особыми природо­охранными, рекреационными и заповедными режимами, форми­рование земельных фондов различного целевого назначения, внутрихозяйственное землеустройство, составление рабочих про­ектов, связанных с использованием и охраной земель.

4.  Организация рационального использования земель различного це­левого назначения. Эти землеустроительные действия осуществля­ются на основе землеустроительных работ по устройству террито­рий, находящихся в ведении органов местного самоуправления (в границах сельских и поселковых округов) и закрытых админист­ративно-территориальных образований  (ЗАТО),  упорядочению приусадебного земельного фонда и др.

5.  Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов.

В любой стране мира государство через систему землеустрой­ства реализует земельную политику, производя следующие дей­ствия:

      принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие

7

 



действия, связанные с организацией рационального ис­пользования и охраны земли;

      определяется федеральный орган исполнительной власти, на кото-

Информация о работе Концепции современногого землеустройства. Содержание и принципы