Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:32, доклад
Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фундамент, определенная научно обоснованная система взглядов, составляющая содержание данного социально-экономического явления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выражающая и определяющая перспективы развития системы землеустройства и ее элементов.
Воронежский Государственный Аграрный университет
им. К.Д. Глинки
Доклад на тему:
Концепции современногого землеустройства.
Содержание и принципы.
Выполнила: студентка З-2-3а
Котлярова А.Ю.
Проверил: Рязанов Н.А.
Воронеж
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фундамент, определенная научно обоснованная система взглядов, составляющая содержание данного социально-экономического явления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выражающая и определяющая перспективы развития системы землеустройства и ее элементов.
Концепция землеустройства в Российской Федерации представлена в следующих документах:
1. Концепция землеустройства в АПК на современном этапе (Волков С. Н., Родин А. 3. - М.: РосНИИземпроект —ТУЗ, 1998. -26с.; одобрена на Всероссийской научно-практической конференции «Земельные отношения в АПК России» в Угличе 2—5 сентября 1998г.).
2. Основные положения концепции современного землеустройства сельскохозяйственных предприятий (Волков С. Н. — М/. ВНИЭТУСХ, 1998. -30с.; одобрены на конференции РАСХН в Угличе 2—5 сентября 1998 г.).
3. Концепция развития земельных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации (Милосердов В. В., Панкова К. И., Родин А. 3., Волков С. Н.-М.: РАСХН, 1999.-33с.; одобрена президиумом РАСХН 22 октября 1998 г.).
4. Основные направления развития землеустройства (концепции землеустройства) (Комов Н.В., Алакоз В.В., Спиридонов В. Ф.5 Родин А. 3., Пестриков В. С., Волков С. Н., Карцев Г. А. — М.: РосНИИземпроект, 2000.— 58с.; одобрены Росземкадастром в декабре 2000г.).
Основными положениями современной концепции землеустройства являются:
обоснование его необходимости;
определение цели, характера и содержания;
формулировка принципов и задач;
обоснование видов, форм и особенностей землеустройства.
Докажем, что в связи с тем что при землеустройстве создаются организационно-территориальны
Эффективность землеустройства рассматривается с двух сторон: с точки зрения всего общественного производства и по отношению к конкретному предприятию (либо хозяйству граждан), то есть юридическому или физическому лицу. Это обусловливает наличие двух видов эффекта землеустройства: народнохозяйственного (общественного) и хозрасчетного (коммерческого). В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага государственного регулирования землевладения и землепользования при любых изменениях земельных отношений. Поэтому землеустройство с точки зрения народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть общественного способа производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользователя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.
Это означает, что любая реорганизация производства и территории должна осуществляться только на основе проектов землеустройства, составленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с экологической и экономической сторон.
В соответствии с Федеральным Законом от 18 июня 2001года «О землеустройстве» №78-ФЗ оно проводится в обязательном порядке в случаях:
7
изменения границ объектов землеустройства;
предоставления и изъятия земельных участков;
определения границ ограниченных в использовании частей объек-
7
тов землеустройства;
перераспределения используемых гражданами и юридическими ли-
7
цами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных вод-
7
ной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель,
7
рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
С точки зрения теории основанием для проведения землеустройства должны также служить любые изменения в системах расселения, ведения хозяйства (производства), специализации, организации производства, труда и управления в сельскохозяйственных предприятиях, а также в отношениях собственности.
Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по земельному кадастру) не смогут подменить землеустройство. Реальным механизмом наведения порядка в использовании земель, регулировании земельных отношений и переустройстве территории может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и политические, и правовые, и социально-экономические, и организационно-
Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свойствен в первую очередь тем предприятиям, которые непосредственно используют землю на своей территории, то есть там, где земля является главным средством производства. Это прежде всего сельскохозяйственные предприятия. Практика показывает, что землеустройство сельскохозяйственных предприятий дает большой эффект не только в социально-экономическом, но и в природоохранном отношении.
С учетом вышеизложенного землеустройство должно обеспечивать:
получение информации о количественном, качественном состо-
7
янии, использовании и оценке земель для разработки землеустроительной и градостроительной документации, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами;
определение перспектив рационального использования и охраны
7
земель;
создание оптимальных организационно-территориальных условий
7
землевладений и землепользовании, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности при создании значительного числа акционерных обществ, товариществ, кооперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, садоводческих, дачных, огородно-потребительских обществ и др.;
бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) поло-
7
жения границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий), легкую их восстановимость в случаях утраты или межевых споров, определение площадей земельных участков с соответствующей точностью;
взаимное приспособление территории и производства, создание ус-
7
ловий для повышения эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в особенности сельскохозяйственного производства.
Для того чтобы правильно осуществлять деятельность, установить характер и содержание землеустройства, надо знать его цель.
ЦЕЛЬ, ХАРАКТЕР И ФУНКЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Учитывая, что землеустройство — это составная часть общественного способа производства, его цель должна соответствовать цели эффективного развития всего земельного хозяйства страны, а также отражать интересы государства, отдельных предприятий и граждан в использовании земель.
Цель землеустройства — рациональное использование и охрана земель, организация территории и производства в соответствии с существующими земельными отношениями.
В связи с тем, что понятие «эффективность землеустройства» принадлежит области общественного производства, следует сделать вывод: землеустройство должно иметь государственный характер и быть основным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований.
Из этого главного вывода вытекают следующие.
Во-первых, землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия, формирования новой земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, выдачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать использование земель или производство. Следовательно, землеустройство — основное условие организации предприятий.
Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособление производства и территории или, другими словами, осуществляется территориальная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обосновываются производственное направление, специализация предприятия и организуется его территория. В процессе землеустройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв. Государство заинтересовано в том, чтобы собирать большие налоги у эффективных собственников земли.
В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) организационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться государством.
В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ не только государственными землеустроительными предприятиями, но и частными организациями государство должно контролировать землеустроительную деятельность, осуществлять независимую экспертизу землеустроительных проектов, принимать меры по рациональному сбору и распределению государственных средств, отпущенных на землеустройство, между исполнителями (аукционы, тендеры, лицензирование, аттестация, аккредитация и т. д.).
В целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного кадастра, должны выполняться специализированными государственными проектными организациями. Для выполнения остальных землеустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурсной основе юридических и физических лиц (частных землемеров), имеющих соответствующие лицензии.
Посредством землеустройства осуществляются следующие функции государственного управления земельными ресурсами.
1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения инвентаризации земель, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов и их охраны. Осуществляется методом разработки федеральных и региональных прогнозов и программ использования и охраны земель, земельных ресурсов.
3. Организация рационального использования и охраны земель. Это разработка схем землеустройства районов, межхозяйственное (территориальное) землеустройство, установление границ административно-
4. Организация рационального использования земель различного целевого назначения. Эти землеустроительные действия осуществляются на основе землеустроительных работ по устройству территорий, находящихся в ведении органов местного самоуправления (в границах сельских и поселковых округов) и закрытых административно-
5. Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов.
В любой стране мира государство через систему землеустройства реализует земельную политику, производя следующие действия:
принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие
7
действия, связанные с организацией рационального использования и охраны земли;
определяется федеральный орган исполнительной власти, на кото-
Информация о работе Концепции современногого землеустройства. Содержание и принципы