Зерновой рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:28, доклад

Описание работы

Согласно данным Росстата производство зерновых и зернобобовых культур в 2009 году в целом составило 97,036 млн. т, урожай подсолнечника - 6,425 млн. т. Много это или мало? Анализирует генеральный директор WJ «ПроЗерно» Владимир Петриченко.

Работа содержит 1 файл

Зерновой рынок России.docx

— 828.69 Кб (Скачать)

Зерновой  рынок России: 2009 

Согласно данным Росстата производство зерновых и зернобобовых культур в 2009 году в целом составило 97,036 млн. т, урожай подсолнечника - 6,425 млн. т. Много это или мало? Анализирует  генеральный директор WJ «ПроЗерно» Владимир Петриченко.

Поскольку данные об урожае предварительные, они сжаты, укрупнены и не отражают все категории  зерновых товаров, замечает В. Петриченко. Например, культуры не делятся на озимые и яровые. Таков традиционный формат российского статистического ведомства. Более детальные, окончательные  данные обычно публикуются в марте. В них, по расчетам аналитиков WJ «ПроЗерно», урожай зерновых в России может еще увеличиться на несколько тысяч тонн.

В первоначально  оприходованном весе валовой сбор зерна  составил 103,3194 млн. т. Это значит, что  удельный вес неиспользованных отходов - рефакция - по сравнению с прошлым  годом не изменилась и составила 6,1%. Этот факт аналитиков WJ «ПроЗерно» настораживает. Если быть абсолютно точным, то рефакция в 2009 году составила 6,08% и оказалась исторически лучшей (в 2008 году было 6,09%), замечает В. Петриченко. По его мнению, достижение нового рекордно низкого показателя рефакции за последние семь лет не совсем соответствует уборочной кампании 2009 года.

В этом году не было серьезной засухи, иначе мы бы не собрали 97 млн. т зерна, говорит Петриченко. В Сибири были сложные условия - во время уборочной кампании шли  дожди. Все это плохо согласуется  с показателем рефакции - 6,08%. В 2007 году этот показатель составил - 6,5%, в 2006 - 7,1%. А когда у нас была серьезная  засуха в 2003 году, показатель рефакции был 8,7%, напоминает аналитик.

Что касается других показателей, то итоговые посевные площади  зерновых в России выросли на 1,7% - с 46,74 млн. га в 2008 году до 47,54 млн. га в 2009 году. А вот средняя урожайность  снизилась на 4,7% - до 22,67 ц/га вместо рекордных 23,8 ц/га убранной площади  в прошлом году.

С отраслевой точки  зрения в данных по урожаю зерна  произошло очень интересное нововведение - впервые в официальной статистике появилась строчка тритикале. И  хотя производство тритикале в России невелико - в 2009 году собрано около 500 тыс. т., эта культура присутствует на рынке.

В ряду масличных  культур кроме снижения урожая подсолнечника  произошло также падение производства рапса - на 11,3% или до 667 тыс. т против 752 тыс. т в 2008 году. Урожай сои, напротив,  вырос на 26% или до 942 тыс. т против 746 тыс. т в прошлом году.

Предварительные итоговые данные урожая 2009 года в России

 
 
 

Предварительные данные Росстата в целом по зерновым культурам практически совпадают  с прогнозами большинства аналитиков, полагает В. Петриченко. Исключение составляет Минсельхоз России, который как обычно был консервативен, и, стартовав  в своих оценках с 85 млн. т, так  и не поднялся выше 93 млн. т, напоминает он. В деталях же картина получилась интересной. Высокий урожай пшеницы - 61,7 млн. т, как и провал по кукурузе на зерно - на 2,7 млн. т (на 41%) по сравнению  с прошлым годом, спрогнозировали  немногие. Впрочем, по кукурузе на зерно  урожай оказался все-таки выше среднемноголетних  значений. Пшеница же, несмотря на снижение валового сбора по сравнению с  прошлым годом, резко увеличила  долевые позиции и превысила  показатели 2007 года вместе со среднемноголетним  уровнем.

Самым большим  сюрпризом, как для аналитиков, так  и для рынка стал сильный провал производства проса. Крупяной бизнес будет  неприятно удивлен этим событием, поскольку на рынке может возникнуть дефицит, прогнозирует В. Петриченко. Сильное  снижение наблюдается и по гречихе - 564 тыс. т.

По рису наоборот произошел очередной подъем. Фактически производство этой культуры в России за последние семь лет удвоилось. Если в 2003 году было собрано 451 тыс. т, то в 2009 - 908 тыс. т.

Урожай остальных  культур оказался в пределах рыночных ожиданий и прогнозов. Падение производства ячменя произошло до уровня среднемноголетних  показателей. Снизился по сравнению  со среднемноголетними данными валовой  сбор и доля зернобобовых культур. А  производство и доли ржи и овса, наоборот, оказались выше среднего.

 
 

Возвращаясь к  самой важной новости для рынка - высокому урожаю пшеницы, В. Петриченко подчеркивает, что этот факт не означает, что цены на зерно пойдут вниз относительно сложившегося уровня. По его мнению, нынешний высокий урожай говорит  о том, что в России будут хорошие  переходящие запасы пшеницы. В большей  степени они будут представлены интервенционным фондом, который  продолжает расти, уточняет аналитик. На свободном рынке сейчас зерна  присутствует меньше, чем год назад  и к концу сезона эта тенденция  сохранится, считает В. Петриченко. Плюс к этому - высокие намолоты пшеницы  вселяют большую уверенность в выполнение 18-ти миллионного экспорта этой культуры из России, который аналитики WJ «ПроЗерно» прогнозировали еще летом. Словом, пока для падения внутренних цен на пшеницу и другие основные зерновые товары В. Петриченко оснований не видит. 

Пшеница как важнейшая  продовольственная  культура в мировом  земледелии занимает первое место среди  других сельскоохозяйственных культур. Ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара. Пшеничная мука широко используется в хлебопечении и кондитерской промышленности, хлеб из нее отличается высокими вкусовыми качествами, хорошей переваримостью. Зерно пшеницы используется для производства крупы, макаронных изделий. Пшеничные отруби - высококонцентрированный корм для всех видов сельскохозяйственных животных.

Рынок хлеба  и хлебобулочных изделий  

 Хлеб и  хлебобулочные изделия относятся  к товарам стратегической значимости, а для граждан являются продуктами  первой необходимости и неотлагаемого спроса. Ни экономический кризис, ни даже неблагоприятные погодные условия и засушливое лето 2010 года, приведшие к сокращению урожая зерна, практически не повлияли на конъюнктуру российского рынка хлебобулочных изделий.

Кризис не подкосил хлебную отрасль 

 В 2008-2010 годах  рынок демонстрировал стабильность, предсказуемость и позволял его  игрокам достаточно эффективно  продолжать развитие своего бизнеса.  Объем российского рынка хлеба  и хлебобулочных изделий в  натуральном выражении с 2007 года  медленно сокращался и в 2010 году составил немногим более  7,0 млн тонн. 
 

 Рис. 1. Динамика  объема российского рынка хлеба  и хлебобулочных изделий в  натуральном выражении в 2007-2010 годы, тонн

 
 

Источник: Intesco Research Group 
 

 Почти весь  объем рынка в натуральном  выражении представлен продукцией  отечественных производителей, доля  зарубежных изделий составила  чуть более 0,1%.

 На протяжении 2007-2010 годов доля импорта на  российском рынке хлеба и хлебобулочной  продукции колебалась от 0,11 до 0,14%. В 2009 году наблюдалось лишь  незначительное сокращение импортной  продукции, а в 2010 году эта  доля изменилась незначительно  и составила 0,1%. В 2011 году прогнозируется  рост доли импорта на рынке  до 0,2%. 

 Рис. 2. Динамика  доли импорта на рынке хлеба  и хлебобулочных изделий в  натуральном выражении в 2008-2011* годы, %

 
 

Источник: Intesco Research Group 

Сегменты

 В целом  российский рынок хлеба и хлебобулочных  изделий в натуральном выражении  условно разделяется на два  сегмента: первый включает в себя  хлеб из пшеничной, ржаной муки  и из смеси разных сортов  муки, второй – хлебобулочные  изделия. По состоянию на начало 2011 года вышеназванные доли рыночных  сегментов по отношению к 2009 году практически не изменились: доля сегмента хлеба из пшеничной  и ржаной муки и из смеси  разных сортов составила чуть более 70%; доля же сегмента хлебобулочных изделий была на уровне 30% общего объема рынка. 

 Рис. 3. Сегментация  рынка хлеба и хлебобулочных  изделий по группам в натуральном  выражении в 2010 году, %

 

 Источник: Intesco Research Group 
 

 Более детально  рынок сегментирован по видам  хлеба и хлебобулочных изделий.  Выделяют следующие сегменты: хлеб  ржаной, хлеб из пшеничной муки  первого сорта, булочные изделия  из пшеничной муки высшего  сорта, хлеб 3 пшеничный из муки  высшего сорта, хлеб ржано-пшеничный  и пшенично-ржаной, сдобные хлебобулочные  изделия, хлеб пшеничный из  муки второго сорта, булочные  изделия из пшеничной муки  первого сорта, бараночные изделия,  сухари, гренки и хрустящие хлебцы и сегмент пирожков, пирогов и пончиков, диетический хлеб и хлебобулочные изделия. 

 Рис. 4. Сегментация  российского рынка хлеба и  хлебобулочных изделий по видам  в натуральном выражении в  2010 году, % 

Источник: Intesco Research Group 
 

 В 2010 году  доли рыночных сегментов выглядят  следующим образом: наибольшая  часть рынка в натуральном  выражении принадлежала сегменту  ржаного хлеба и составляла 27,0%. Доля сегмента пшеничного хлеба  из муки первого сорта почти  приблизилась к доле лидера, заняв  24,7% общего объема рынка. Булочные  изделия из пшеничной муки  высшего сорта составили 19,2% рынка  в натуральном выражении. Доля сегмента пшеничного хлеба из муки высшего сорта составила 8,6% объема рынка, доля хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного – 6,9%, сдобных хлебобулочных изделий – 4,1%, хлеб пшеничный из муки второго сорта занимала 2,6% рынка, булочные изделия из пшеничной муки первого сорта – 2,4%, бараночные изделия – 1,7%, сухари, гренки и хрустящие хлебцы – 1,6%, сегмент пирожков, пирогов и пончиков занимал всего 0,8%. Сегмент диетического хлеба и хлебобулочных изделий заполнил 0,5% рынка.

 Самыми популярными  видами на рынке хлеба и  хлебобулочных изделий являются  хлеб ржаной, хлеб из пшеничной  муки первого сорта, булочные  изделия из пшеничной муки  высшего сорта и хлеб пшеничный  из муки высшего сорта, на  которые приходится около 80% совокупного  объема данного рынка. 
 

Динамика розничных  продаж

 За 2009 год  розничные продажи хлеба и  хлебобулочных изделий выросли  на 11%. В стоимостном выражении  они увеличились на 34,5 млрд руб. и в четвертом квартале 2009 года достигли 115,8 млрд руб. В трех кварталах 2010 года розничные продажи варьировали в пределах 82,8-84,6 млрд руб., а в четвертом квартале возросли до 128,7 млрд руб. Анализ динамики розничных продаж хлеба и хлебобулочных изделий показал, что, во-первых, ни экономический кризис, ни погодные условия и засушливое лето 2010 года не привели к сокращению объема розничных продаж и, во-вторых, – как и в предыдущие годы, наибольшие продажи приходились на четвертый квартал года. 

 Рис. 5. Динамика  розничных продаж хлеба и хлебобулочных  изделий по кварталам в 2008-2010 годы, млрд руб.

 

Источник: Intesco Research Group, Росстат 
 

 В структуре  розничной цены на хлеб наибольшую  долю занимали расходы на производство, сырье и основные материалы  за вычетом возвратных отходов,  побочной и сопутствующей продукции,  а также затраты на оборот  сферы обращения. 

Статистка по регионам

 Четвертая  часть всех розничных продаж  хлеба и хлебобулочных изделий  – 25,9% приходится на Центральный  федеральный округ, а пятая  часть – 20,2% на Приволжский  федеральный округ. Доли Южного  и Сибирского округов в структуре  розничных продаж составляют  соответственно 19 и 11,1%. Самая низкая  доля – 4,4% принадлежит Дальневосточному  федеральному округу. 

 Регионами  с наибольшими объемами производства  пшеничного хлеба из муки высшего  сорта в 2010 году, как и в предыдущие  годы, являлись Самарская, Ростовская, Тюменская области, Санкт-Петербург,  Республика Татарстан, Краснодарский  край, Республика Саха (Якутия), Башкирия  и Москва. Наибольшие объемы ржаного  хлеба по-прежнему производились  в Москве, Московской области,  Санкт-Петербурге, Нижегородской области,  Кировской области и Республике  Татарстан.

Информация о работе Зерновой рынок России