Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:39, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1) Выявить основные особенности такого фактора как земля, ознакомиться с понятием ренты.
2) Понять, в чем заключается роль ренты в бюджете страны.
3) Выявить основные проблемы ренты в современной России, а также предложить пути их решения.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить особенности использования земли в процессе производства.
2) Понять сущность ренты.
3) Рассмотреть основные виды ренты.
4) Рассмотреть роль ренты в экономическом развитии страны.
5) Понять сущность и структуру земельного налога.
6) Изучить механизмы налогообложения природной ренты.
7) Ознакомиться с понятием «рентные платежи»
8) Выявить проблему нехватки земли как фактора производства.
9) Выявить специфику рентной проблемы для различных ресурсов.
10) Проблема повышения эффективности природной ренты в системе формирования бюджета страны
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1.ЗЕМЛЯ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА, ПОНЯТИЕ РЕНТЫ..............5
1.1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА..............................................................................................5
1.2. ПОНЯТИЕ РЕНТЫ.....................................................................................7
1.3. ВИДЫ РЕНТЫ.............................................................................................8
2.МЕСТО И РОЛЬ РЕНТЫ В БЮДЖЕТЕ СТРАНЫ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ..............................................................................................................14
2.1. РЕНТА – МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ......................................................................................14
2.2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ..............................................................................16
2.2.1. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА........................17
2.2.2. СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА......................................................21
2.3 ПРИРОДНАЯ РЕНТА И МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.......22
2.4. "РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ» И ПЛАТЕЖИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ............................26
3.ПРОБЛЕМЫ РЕНТЫ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.....................31
3.1. ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ ЗЕМЛИ КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА.............................................................................................31
3.2. СПЕЦИФИКА РЕНТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РЕСУРСОВ........................................................................................................33
3.3. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СТРАНЫ..............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................46
2.2.1. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К ним относятся:
Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.
Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.
К объекту обложения относятся:
Таблица 1.
Объекты налогообложения по видам земельного налога7
Вид налога | Объект налогообложения | Плательщик |
Плата
за земли сельскохозяйственного
назначения (сельскохозяйственный
земельный налог) |
сельскохозяйственные угодья; земли сельских населенных пунктов; земли водного фонда; | колхозы, совхозы;
крестьянские (фермерские) сельскохозяйственные
предприятия индустриального |
Плата за земли несельскохозяйственного назначе ния (городской, земельный, лесной фонд) | городские земли;
земли курортных поселков городского
типа; земли промышленности;
земли лесного фонда; |
предприятия (организации,учреждения); |
К
таблице необходимо привести поясняющие
комментарии, которые приведены ниже.
«Землями
сельскохозяйственного назначения признаются
земли за чертой поселений, предоставленные
для нужд сельского хозяйства, а также
предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного
назначения выделяются сельскохозяйственные
угодья, земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой
растительностью, предназначенной для
обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных, антропогенных
и техногенных явлений, замкнутыми водоемами,
а также зданиями, строениями, сооружениями,
используемыми для производства, хранения
и первичной переработки сельскохозяйственной
продукции. Землями поселений признаются
земли, используемые и предназначенные
для застройки и развития городских и
сельских поселений и отделенные их чертой
от земель других категорий»8
Таблица 2.
Число
хозяйств населения,
имеющих земельные
участки9
(на конец года)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Личные подсобные хозяйства: | |||||
число семей, млн. | 15,9 | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 17,4 |
площадь земель: | |||||
всего, тыс. га | 6914 | 7014 | 7078 | 7050 | 88912) |
в среднем на одну семью, га | 0,43 | 0,44 | 0,44 | 0,44 | 0,51 |
Коллективные и индивидуальные сады: | |||||
число семей, млн. | 14,6 | 14,5 | 14,5 | 14,1 | 12,9 |
площадь земель: | |||||
всего, тыс. га | 1260 | 1259 | 1258 | 1249 | 1124 |
в среднем на одну семью, га | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,07 |
Коллективные и индивидуальные огороды: | . | ||||
число семей, млн. | 4,4 | 4,3 | 4,1 | 3,2 | 0,7 |
площадь земель: | |||||
всего, тыс. га | 420 | 408 | 404 | 322 | 67 |
в среднем на одну семью, га | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,08 |
Таблица 3.
Распределение
сельскохозяйственных
угодий по землепользователям
(на конец года; миллионов гектаров)10
Годы | Земли, используе- мые землеполь- зователями, занимающимися сельскохо- зяйственным производством |
в том числе земли | ||||
сельскохо- зяйственных организаций |
крестьянских (фермерских) хозяйств |
граждан2) | из них | |||
личных подсобных хозяйств | коллективных
и индивидуаль- ных садов и огородов | |||||
2002 | 194,6 | 150,4 | 17,0 | 11,8 | 6,4 | 1,5 |
2003 | 193,8 | 147,5 | 17,8 | 12,7 | 6,5 | 1,5 |
2004 | 192,6 | 142,1 | 18,7 | 16,1 | 6,5 | 1,5 |
2005 | 191,7 | 137,9 | 19,5 | 18,4 | 6,5 | 1,4 |
2006 | 167,63) | 133,9 | 21,6 | 9,53) | 8,1 | 0,8 |
Таблица 4.
Число
крестьянских (фермерских)
хозяйств
(на конец года)11
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. | 264,0 | 263,9 | 261,4 | 257,4 | 255,4 |
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га | 17662 | 18326 | 19200 | 19246 | 20588 |
Средний размер земельного участка, га | 67 | 69 | 73 | 75 | 81 |
«Черта
городских, сельских поселений представляет
собой внешние границы земель
городских, сельских поселений, отделяющие
эти земли от земель иных категорий
Установление черты поселений проводится
на основании утвержденной градостроительной
и землеустроительной документации.
Проект черты поселения относится к градостроительной
документации.
Черта поселений должна устанавливаться
по границам земельных участков, предоставленных
гражданам и юридическим лицам. Землями
промышленности признаются земли, которые
используются или предназначены для обеспечения
деятельности организаций и (или) эксплуатации
объектов промышленности и права на которые
возникли у участников земельных отношений
по основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом, федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
К землям водного
фонда относятся земли, занятые
водными объектами, земли водоохранных
зон водных объектов, а также земли,
выделяемые для установления полос
отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных
сооружений, объектов.
Земли водного фонда могут использоваться
для строительства и эксплуатации сооружений,
обеспечивающих удовлетворение потребностей
населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных
и других потребностей населения, а также
для водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных,
энергетических, транспортных и иных государственных
или муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований. К землям лесного
фонда относятся лесные земли (земли, покрытые
лесной растительностью и не покрытые
ею, но предназначенные для ее восстановления,
- вырубки, гари, редины, прогалины и другие)
и предназначенные для ведения лесного
хозяйства нелесные земли (просеки, дороги,
болота и другие).
Границы земель лесного фонда определяются
путем отграничения земель лесного фонда
от земель иных категорий в соответствии
с материалами лесоустройства. Данные
о границах земель лесного фонда заносятся
в государственный земельный кадастр»12
2.2.2. СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Ставки
земельного налога
Налог за земли сельскохозяйственного назначения
ЗН¢ = S² · Б¢ст · k¢местн · kгод ,
где S² - площадь участка, находящаяся во владении (пользовании)
Средняя ставка (Б²ст) налога за земли несельскохозяйственного назначения устанавливается по 11 экономическим районам Р.Ф. в рублях за 1кв.м. площади. Для расчета точной ставки налога по конкретной территории (месту нахождения) земельного объекта применяются коэффициенты, увеличивающие сумму налога.
Налог
за земли
ЗН² = S² · Б²ст · kстат · kкур · kгод ,
где kстат
- коэффициент статуса города или развития
социально – культурного потенциала;
kкур – коэффициент курортной местности..
2.3 ПРИРОДНАЯ РЕНТА И МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В современном мире механизмы изъятия природной ренты достаточно разнообразны. При этом в экономически развитых странах преобладают налоговые методы изъятия, а в странах с развивающейся и относительно закрытой экономикой широко применяются и неналоговые методы, такие, как, например, соглашения о разделе продукции.
Предприятия, деятельность которых связана с ограниченными и невозобновляемыми природными ресурсами, имеют возможность реализовывать свою продукцию по ценам, превышающим как затраты предприятия на их производство, так и некоторый уровень прибыли, достаточный, чтобы сделать инвестиции в это производство привлекательными. Этот избыток обычно рассматривается как ресурсная рента, сверхприбыль, принадлежащая обществу и потому подлежащая изъятию государством.
При этом преобладают налоги, направленные на изъятие ренты непосредственно с пользователей природных ресурсов. Однако налогами (косвенными) облагаются и потребители природного сырья. Таким образом, изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты.
Информация о работе Земля как фактор производства, проблема ренты