Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.
Введение 3
1. Понятие и значение водных объектов 5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования 7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 11
4. Правовой режим озера Байкал 18
5. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений 21
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.
Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. В свою очередь, научно обоснованная организация охраны и рационального использования земель и вод тесно связана с оздоровлением российской экономики. В целом, Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, и располагает 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. В стране свыше 2,5 млн. рек, свыше 2млн. озёр, свыше 30 тыс. водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока, 3,5 тыс. месторождений подземных вод1.
Кроме
того, она обладает самой протяжённой
в мире морской береговой линией,
громадными шельфовыми ресурсами. Вместе
с тем, при общей высокой
Эффективность
правового регулирования
Цель работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом
исследования является законодательство
о землях водного фонда, а предметом исследования
– особенности правового режима земель
водного фонда. Основой для понимания
объекта и предмета исследований служат
научные труды советских и российских
учёных-юристов.
К
землям водного фонда относятся
земли покрытые поверхностными водами,
сосредоточенными в водных объектах,
а также занятые
Земля – важнейшая часть окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней как естественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Почти три четверти поверхности земли покрыто водой. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование живого и растительного мира3.
Впервые
земли водного фонда в
Водные
объекты – основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. В силу чего земли водного
фонда выделены в самостоятельную
категорию.
Водный
объект согласно ст. 1 Водного кодекса
РФ – природный или искусственный водоем,
водоток либо иной объект, постоянное
или временное сосредоточение вод в котором
имеет характерные формы и признаки водного
режима.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии
Земли водного фонда не однородны по своему географическому положению, хозяйственному назначению и правовому статусу. Условно их можно разделить на две основных категории:
Земли водного фонда либо прямо обслуживают водные объекты и связанные с ними сооружения, либо могут быть привлечены к решению задач водного хозяйства, либо служат для защиты хозяйственных объектов от вредного воздействия вод. Некоторые же земли водного фонда (например находящиеся под гидроузлами) необходимы для того, чтобы поддерживать сооружения, которые помогают управлять водными объектами и правильно их использовать4.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.
Водным кодексом предусматривается, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Водопользователь-
Каждый
может пользоваться водными объектами
общего пользования и бесплатно использовать
их для личных и бытовых нужд, если иное
не предусмотрено законодательством (публичный
водный сервитут). В силу договора могут
быть ограничены права лиц, которым водные
объекты предоставлены в долгосрочное
и краткосрочное пользование, а также
на основании судебного решения – права
лиц в пользу иных заинтересованных лиц.
Водные сервитуты могут устанавливаться
в целях забора воды, водопоя и прогона
скота, использования водных путей для
паромов, лодок, других маломерных плавательных
средств.
Водные
объекты находятся в
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности РФ.
Понятия
пруда и обводного карьера
являются важными для определения
их режима: указанные водные объекты
относятся к недвижимому
Не допускается отчуждение пруда, обводного карьера без отчуждения земельных участков, в пределах которых они расположены.
Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводного карьера.
Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области земельных и водных отношений определяются земельным и водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ними договорами.
Земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах и прилегающих территориях, которая приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого поступления загрязняющих веществ в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление водопользования невозможно без размещения в водоохранных зонах хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д.
Именно поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивать и запрещать осуществление отдельных видов деятельности, в результате которой может быть причинен вред водному объекту.