Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:58, реферат
Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, административных районов и городов или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие землеустройства и его сущности…………………………………………..5
2. Землеустройство – социально-экономическое явление…………………………….7
3. Основные задачи землеустройства на современном этапе…………………………9
4. Основные закономерности развития землеустройства……………………………11
Заключение……………………………………………………...………………………18
Список литературы……………………………………………………………………..
9)проведение
внутрихозяйственной
Так как землеустройство, по своей сути, является экономическим мероприятием. Оно всегда направлено на организацию использования средств производства и проводится в конкретной экономической ситуации, обусловленной экономическими законами. При его осуществлении учитываются многие факторы экономического порядка: перспективы экономического развития, валовая и товарная продукция, организационно-хозяйственная структура сельскохозяйственных предприятий, трудовые ресурсы, структура земельных угодий, посевных площадей, обеспеченность производственными фондами, энерговооружённость, специализация, производительность труда, себестоимость продукции, экономическая оценка земель.
Учёт
экономических условий при
Основные закономерности развития землеустройства.
Содержание современного землеустройства складывается на основе закономерностей. Как социально-экономическое явление землеустройство возникло в глубокой древности и развивается по мере развития земельных отношений. Земельные отношения также формируются не изолированно, а являются составной частью производственных отношений.
Производственные отношения охватывают все стороны жизни и деятельности человеческого общества.
Поскольку всякое производство есть общественное производство, то люди, участвующие в процессе труда, вступают в производственные отношения.
Средства производства и люди, приводящие в движение эти средства, составляют производительные силы общества. Производительные силы создаются человеком в процессе его исторического развития и являются продуктом всей предшествующей деятельности. Определяющим элементом производительных сил служат орудия труда — машины, инструменты, оборудование и, конечно, земля как всеобщее средство производства и пространственный операционный базис.
Производительные силы и производственные отношения в их противоречивом единстве составляют способ производства. Способ производства определяет общий уровень развития человеческого общества и характеризует использование всех ресурсов: природных, земельных, трудовых, материально-технических и т. д. Землеустройство как социально-экономическое явление в полной мере зависит от сложившегося способа производства, поскольку оно является одновременно элементом и производительных сил, и производственных отношений.
В качестве элемента производительных сил землеустройство проявляется в том, что способствует улучшению использования земли, накоплению ее производительного потенциала. Организация территории, формирование землевладений и землепользовании есть важнейшая составляющая размещения производительных сил и территориальной организации производства.
Землеустройство так же заметно влияет на размещение средств производства, неразрывно связанных с землей: мелиоративных и водохозяйственных систем, дорожной сети, зданий и сооружений, противоэрозионных и других элементов организации территории.
Одновременно землеустройство является элементом производственных отношений, так как в ходе организации использования земли (как природного ресурса) воспроизводятся условия существования человека и всякого производства. Реализация производственных отношений неосуществима без землеустройства, поскольку строительство любых предприятий требует выделения конкретных земельных участков.
В
системе земельных отношений
роль землеустройства еще более значима.
Посредством землеустройства (как мы рассматривали
выше) реализуются права на земельные
участки, организуются землевладения
и землепользования, устанавливаются
границы земельных участков и осуществляются
другие мероприятия. Таким образом, землеустройство
является одновременно элементом производительных
сил и элементом производственных отношений,
а в итоге составной частью общественного
способа производства. В этом заключается
первая закономерность землеустройства.
Вторая закономерность заключается в том, что землеустройство имеет государственный характер. На первый взгляд, это противоречит представлениям о землеустройстве как социально-экономическом явлении. На самом деле противоречия нет, если исходить из того, что государство концентрирует и выражает общественные интересы, объективные закономерности. Территория государства суверенна, поэтому оно заинтересовано в регулировании земельных отношений, организации использования всей земли, независимо от видов и форм собственности. Землеустройство нацеливается государством на укрепление и развитие новых, современных форм землевладения и землепользования, улучшения территориальной организации народного хозяйства, прежде всего в агропромышленном комплексе.
Государство посредством землеустроительных мероприятий охраняет землю, устанавливает рациональные формы использования земли, распределяет ее по функциональному назначению, между отраслями и субъектами хозяйствования. Поэтому по своему содержанию землеустройство превращается в государственный механизм регулирования земельных отношений и организации использования земельных ресурсов.
Государственный характер землеустройства выражается в следующем:
• характер и конкретное содержание землеустройства определяется земельным законодательством;
• организация и финансирование землеустроительных работ осуществляется в основном государством;
•
руководство
• государство определяет и регулирует землеустроительный процесс. Предоставление, изъятие земельных участков и другие землеустроительные действия осуществляются на основе решений компетентных органов государственной власти;
• государство организует подготовку землеустроительных кадров высшего и среднего звена.
Исторический опыт развития землеустройства в России показывает, что его содержание всегда определялось экономическими, социальными и политическими задачами государства. Вместе с тем, даже следуя государственной политике, землеустройство находило рациональные формы организации территории, объективно сглаживая негативные политические тенденции. Не случайно, что проведение земельных реформ и этапы земельных преобразований были связаны с реорганизацией землеустроительной службы.
Третья закономерность землеустройства, определяющая его развитие в соответствии с потребностями народного хозяйства, наиболее четко проявилась в советский период.
Из курса «История земельных отношений и землеустройства» известны основные этапы реформирования земельных отношений после Октябрьской революции: земельные преобразования в период военного коммунизма; земельные отношения в период нэпа; коллективизация сельского хозяйства; земельные отношения в условиях колхозно-совхозного производства; земельная реформа 90-х годов. Известно также, что задачи, содержание и характер проведения землеустройства в эти периоды соответствовали единой политике государства.
Следует подчеркнуть: эта закономерность проявляется не в слепом следовании указаниям политического или хозяйственного руководства страны (даже если они облачены в форму закона), а во внесении профессионально обоснованного содержания во все землеустроительные действия. Даже в период военного коммунизма на фоне сплошной ликвидации помещичьего землепользования и уравнительного перераспределения земли сохранялось рациональное звено сельскохозяйственного землепользования, обеспечивающее известные условия: сохранение крупных государственных «опорных» сельскохозяйственных предприятий, рациональное соотношение земельных, трудовых и материальных ресурсов в крестьянских хозяйствах,коллективное использование лесных, сенокосных и пастбищных угодий, охрану земель. В период нэпа в основу землеустройства также были заложены профессиональные требования: упорядочение крестьянского землепользования, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и культура земледелия.
В 30-е годы, в связи с коллективизацией сельского хозяйства, землеустройство выполняло задачи по формированию землепользовании колхозов и совхозов, юридическому и физическому закреплению земель, организации севооборотов, а позднее — по межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству, нацеленному на организацию рационального и эффективного использования всех земель. В течение 50-80-х годов были реализованы новые задачи землеустройства, соответствующие потребностям народного хозяйства: проводились крупномасштабные землеустроительные мероприятия в связи с освоением целинных и залежных земель; противоэрозионная организация территории, работы по укрупнению и разукрупнению хозяйств в целях оптимизации размеров землепользования; мероприятия по перераспределению земель и формирование многоукладного сельского хозяйства. В настоящее время основные землеустроительные работы направлены на реализацию земельной реформы: формирование землепользования крестьянских хозяйств, установление черты сельских населенных пунктов, реорганизация землепользовании и другие цели.
Таким образом, землеустройство не только развивается в соответствии с потребностями народного хозяйства, выполняя при этом определенный государственный заказ, но также активно влияет на государственную земельную политику. Для осуществления такого влияния необходимы два условия: во-первых, организация территории, реализуемая в процессе землеустройства, должна быть вполне рациональна и эффективна; во-вторых, само землеустройство должно постоянно совершенствоваться и развиваться.
Как
первое, так и второе связано не
только с накоплением профессионального
опыта, но и с хорошо поставлен-ным научно-методическим
обеспечением. Вполне закономерно поэтому,
что содержание и методы землеустройства
постоянно совершенствуются на научной
основе.
Как всякое многогранное социально-экономическое явление, землеустройство опирается на научные достижения различных направлений: естественного, технического, правового, экономического и других циклов. Среди естественных наук широко используются достижения почвоведения, земледелия и растениеводства; в техническом отношении землеустройство базируется на передовых методах геодезии, фотограмметрии, мелиорации, информатики; правовая сторона землеустройства регулируется гражданским, земельным, административным и другими направлениями юридической науки. В экономическом отношении землеустройство опирается как на общую экономическую теорию, так и на отраслевые экономики.
Вместе с тем землеустройство как социально-экономическое явление имеет свои закономерности проявления, свои предмет и методы научного исследования. На основе практического опыта и теоретического обобщения сложилась землеустроительная наука, изучающая функционирование земли и средств производства, неразрывно связанных с землей, а также методы организации территории.
Теория и практика землеустройства тесно связаны с научно-техническим прогрессом в народном хозяйстве, и особенно в агропромышленном комплексе. Связующим звеном между ними является проект, поэтому ядро землеустроительной науки составляет землеустроительное проектирование. На научной основе разрабатываются инструкции, указания, нормативы и рекомендации для осуществления землеустроительных мероприятий на практике. Кроме того, очевидно, что все землеустроительные предложения, отражаемые в схемах и проектах, должны быть всесторонне научно обоснованы.
Общие изложенное выше, можно сформулировать в следующие основные закономерности:
• землеустройство является составной частью общественного способа производства;
• землеустройство имеет государственный характер;
• землеустройство развивается и изменяется в соответствии с изменяющимися потребностями экономического и социального развития;