Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:10, контрольная работа
В процессе использования земли между людьми возникают определенные земельные отношения.
Земельные отношения представляют собой общественные отношения людей, связанные с владением и пользованием землей; они являются составной частью производственных отношений и относятся к экономическому базису общества. Основа земельных отношений любого общества — собственность на землю.
Система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию, определяет земельный строй общества.
Содержание:
1. Земля как объект социально-экономических интересов.
2. Характеристика состояния и использование земельного фонда России.
3. Принципы землеустроительного проектирования.
4. Особенности землеустройства при передаче земли в аренду.
Контрольная по зем.
проэкту.
Содержание:
1. Земля как объект
социально-экономических
2. Характеристика
состояния и использование
3. Принципы землеустроительного проектирования.
4. Особенности землеустройства при передаче земли в аренду.
Земля
как объект социально-экономических
интересов
В процессе использования земли между людьми возникают определенные земельные отношения.
Земельные отношения представляют собой общественные отношения людей, связанные с владением и пользованием землей; они являются составной частью производственных отношений и относятся к экономическому базису общества. Основа земельных отношений любого общества — собственность на землю.
Система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию, определяет земельный строй общества.
Цель землеустроительных органов — обеспечивать ясность и порядок в использовании земель, охранять и закреплять право собственности на землю, облегчать переход права собственности от одного лица (учреждения, организации) к другому, при необходимости облагать землю налогом, изымать дифференциальную земельную ренту, организовывать хозяйственно целесообразное использование земли. Поэтому на эти органы возлагают учет, экономическую оценка предоставление и изъятие земель, разрешение земельных споров, организацию территории, планирование и контроль за использованием земель и осуществление земельного законодательства. Основная задача землеустроительных органов — организация и проведение землеустройства, то есть системы мероприятий по организации такого использования земель, которое соответствует интересам государства и прежде всего тех социальных групп, которые находятся у власти.
Государственный характер землеустройства определяет и соответствующий землеустроительный процесс, то есть землеустроительное делопроизводство, которое имеет юридическую, техническую и экономическую стороны.
Юридическая сторона землеустроительного процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая ~ порядок составления, оформления, выдачи и содержание документов; экономическая — организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и т. д.
Вместе с тем
понятие «землеустройство» не следует
связывать исключительно с
Во-первых, какова бы ни была степень активности государства в области управления земельным фондом и осуществления земельной политики, землепользование (землевладение) самоорганизуется, в нем происходят различные внутренние процессы, обусловленные развитием производительных сил и производственных отношений.
Во-вторых, наряду с осуществлением решений государственных органов в области землеустройства у землепользователей возникают различные экономические интересы, связанные со сведением земель в крупные компактные массивы удобной конфигурации, с трансформацией и улучшением угодий в целях повышения эффективности хозяйства и учета конъюнктуры рынка.
В-третьих, землеустройство проявляется в определенных формах организации территории, соответствующих данному уровню развития производства.
На взаимосвязь организации производства и территории, последовательного развития хозяйства и реорганизации его земель обращали внимание ряд ученых.
Согласно их определению можно дать следующее объяснение понятию «землеустройство» — это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием развития и совершенствования производительных сил и производственных отношений общества.
Приведенная формулировка характеризуется следующими основными преимуществами.
Во-первых, она
применима к различным
Во-вторых, отмечается объективный характер землеустройства, проявляющийся в изменении форм организации использования земли (территории) под влиянием объективно действующих экономических законов.
В-третьих, предполагается,
что землеустройство
В процессе землеустройства изменяются в первую очередь территориальные свойства земли (состав и площади угодий, размещение угодий и севооборотов, границы, форма, конфигурация земельных массивов и т. д.). Такое изменение нельзя рассматривать вне процессов хозяйственной деятельности, поэтому при землеустройстве обязательно решают две важнейшие задачи:
Организация территории
затрагивает различные объекты.
При технической организации
таковым является земля как главное
средство производства, при экономической
организации — землевладение
или землепользование, социальной
организации — землевладелец (землепользователь).
Землеустройство в отличие от мелиорации
имеет не только техническую, но также
экономическую и юридическую стороны.
Соответственно при землеустройстве не
только наводят порядок в существующем
использовании земель (ликвидация меж,
клиньев, введение севооборотов, проектирование
рабочих участков), но и устанавливают
наилучшие способы развития хозяйства
(мелиорация, производственное строительство,
размещение дорог и т. д.). Во избежание
ошибок все перечисленные задачи решают
при непосредственном участии землеустроительных
органов или по согласованию с ними. Это
же касается и территориального планирования
производства.
Характеристика
состояния и использование
земельного фонда
России
Земля, находящаяся в пределах внешних границ России, составляет ее земельный фонд. Земельный фонд России составляет 1709,8 млн га, протяженность территории с запада на восток 9,5 тыс. км, с севера на юг 4,5 тыс. км. На одного человека приходится 11 га общей земельной площади (данные на I января 1996 г.).
Земельным законодательством нашей страны установлено разделение всех земель на определенные категории.
Категория
земель — это часть земельного фонда,
выделенная по основному целевому назначению
и имеющая определенный правовой режим
пользования и охраны.
1. Распределение земель Российской Федерации по категориям
|
1992 г. | 1995 г. | 1998 г. | |||
млн .га | % | млн .га | % | млн .га | % | |
Земли сельскохозяйственных предприятии | 620,3 | 36,3 | 656,7 | 38,4 | 662,2 | 38,7 |
Земли,
находящиеся в ведении |
36,2 | 2,1 | 38,7 | 2,3 | 38,6 | 2,3 |
Земли
промышленности, транспорта
и иного несельскохозяйственного назначения |
18,2 | 1,1 | 17,6 | 1,1 | 18,3 | 1,1 |
Земли природоохранного назначения | 20,7 | 1,2 | 28,9 | 1,7 | 32,5 | 1,9 |
Земли лесного фонда | 878,3 | 51,4 | 843,8 | 49,3 | 828,4 | 48,4 |
Земли
водного фонда |
18,1 | 1,0 | 19,4 | 1,1 | 19,4 | 1,1 |
Земли запаса | 117,8 | 6,9 | 104,7 | 6,1 | 110,4 | 6,5 |
Итого | 1709,6 | 100 | 1709,8 | 100 | 1709,8 | 100 |
Распределение земель по категориям постоянно
меняется в связи с необходимостью
развития отдельных отраслей народного
хозяйства (промышленности, транспорта,
энергетики и др.), требованиями охраны
природы.
Категории
земель и последующие изменения
их площади формируются в
Основа перераспределения земель между категориями — проекты межхозяйственного землеустройства, утверждаемые и реализуемые в установленном законом порядке.
Земельный фонд страны также подразделяют на отдельные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, леса, болота и др.).
Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые для определенных производственных и других целей, имеющие характерные природные различия или вновь приобретенные свойства.
Земельные угодья | |||||||||
Ктегории зел»ель | Общая площадь | Сельскохозяйственные угодья | В том числе | Лесные площади | Древесно-кустарнниковая растительность | Болота | Под водой | Под постройками,
дорогами,
улицами и т. п. |
Нарушенные
земли |
Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан | 670085,5 |
184132,6 |
120039,4 |
128710,5* |
13153,7 |
13828,2 |
19380,7 |
3486 |
300,2 |
Земли,
находящиеся в ведении
городских, поселковых и сельских администраций |
38171,9 |
24890,4 |
6240,4 |
3758,6 |
1146,8 |
1238,8 |
790,5 |
4093,5 |
105 |
Земли
промышленности, транспорта и иного
несельскохозяйст- венного назначения |
18244,1 |
1161,7 |
171,3 |
3349,9* |
419,6 |
337,4 |
835,9 |
3026 |
573,5 |
Земли природоохранного назначения | 29759,1 |
386,3 |
13,9 |
14179,1* |
492,7 |
1889,8 |
1507,5 |
66,7 |
1,2 |
Земли лесного фонда | 825582,0 | 3787,1 | 178,1 | 608342,8* | — | 78268,9 | 12868,5 | 1703,6 | 124,7 |
Земли водного фонда | 19390,7 | 24,1 | 0,8 | 18,4 | 15,1 | 738 | 18496,4 | 18,3 | 3,4 |
Земли запаса | 108527,4 | 7216,7 | 2229,6 | 9439,6* | 3008,1 | 11861,5 | 18148,4 | 95,7 | 71,6 |
Итого | 1709760,7 | 221598,9 | 128873,5 | 767798,9* | 18236 | 108162,6 | 72027,9 | 12489,8 | 1179,6 |
* Включая парки, бульвары, скверы. |
Наиболее характерными для России являются бореальные (таежные и лесолуговые) типы ландшафтов. Они занимают 1076,3 млн га (63 % территории). Субарктические тундровые и лесотундровые ландшафты занимают 15 %. Большие площади составляют суббореально-южные, полупустынные, пустынные аридные и экстрааридные ландшафты. То есть большая часть территории России непригодна для земледелия или находится в зоне рискованного земледелия'.
Земли России характеризуются также низким качественным состоянием. Так, из 186,6 млн га сельскохозяйственных угодий, находящихся у сельскохозяйственных предприятий, около 60 млн га подвержено эрозии, 40 млн га представлено засоленными и солонцовыми комплексами, 26 млн га переувлажнено и заболочено, 73 млн га земель кислые, 12 млн га засорено камнями, 7 млн га заросло кустарником и мелколесьем, около 5 млн га загрязнено радионуклидами, во многих регионах России прогрессирует опустынивание.
Одна
из наиболее острых проблем в Российской
Федерации — продолжающееся сокращение
площадей сельскохозяйственных угодий.
Только за период 1981 — 1994 гг. площадь сельскохозяйственных
угодий уменьшилась на 8,2 млн га.
На 1 января 1998 г. в стране имелось более 5,2 млн га орошаемых и 7,5 млн га осушенных сельскохозяйственных угодий.
Анализируя
состояние и использование
1. Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и естественная продуктивность земель в России определяют необходимость проведения большого объема культуртехнических работ и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освоения, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффективности землепользования.
2. Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и пашни, происходящее за счет отводов для несельскохозяйственных целей, требует экономической и правовой защиты этих земель, разработки при землеустройстве системы мер по введению в оборот новых продуктивных земель взамен изымаемых или повышению плодородия почв и мелиорации используемых угодий.
3. Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие эрозии почв и ухудшение качественного состояния земель обусловливают необходимость усиления государственного контроля за количественными и качественными изменениями земель, находящихся у землевладельцев и землепользователей, разработки и осуществления мер экономического воздействия при нерациональном использовании земельного фонда вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономического стимулирования рационального природопользования.