Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:14, доклад
Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяют земельный участок как часть земной поверхности, т.е. используют «плоское» определение. При этом использование воздушного пространства возможно в равной степени всеми субъектами земельного права независимо от вида прав на земельный участок. Данный вывод вытекает из содержания ст. 40, 41 ЗК РФ, в соответствии с которыми лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения.
Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяют земельный участок как часть земной поверхности, т.е. используют «плоское» определение. При этом использование воздушного пространства возможно в равной степени всеми субъектами земельного права независимо от вида прав на земельный участок. Данный вывод вытекает из содержания ст. 40, 41 ЗК РФ, в соответствии с которыми лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения. Предел использования воздушного пространства определяется такими факторами, как целевое назначение, разрешенное использование, градостроительный регламент и т.д. Их установление и изменение — компетенция соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, но не собственника земельного участка. Поэтому нельзя признать верным утверждение М.Н. Малеиной, полагающей, что «собственник земельного участка должен признаваться и собственником „воздушного столба“ над ним. Другой землепользователь соответственно обладает правомочиями владения и пользования воздушным пространством в том объеме, который определит собственник». У собственника земельного участка в принципе отсутствует возможность влиять на объем воздушного пространства, используемого иными лицами.
Каким же образом пользователь земельного участка может использовать воздушное пространство? Одним из принципов земельного законодательства является принцип целевого назначения, согласно которому правовой режим земель, т.е. порядок использования земельных участков, определяется исходя из их принадлежности к определенной категории земель и в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Другими словами, пользователь земельного участка обязан использовать его в определенных целях, осуществляя конкретный вид деятельности. Именно посредством ведения такой деятельности на земельном участке и происходит вторжение в воздушное пространство. Логично предположить, что и регламентация использования воздушного пространства должна осуществляться через правовое регулирование деятельности, а не путем моделирования земельного участка в качестве объемной геометрической фигуры. Если в целях гражданского оборота можно допустить, во всяком случае гипотетически, выделение воздушного пространства в качестве самостоятельного объекта или полное отрицание прав на него, то использование земельного участка неотъемлемо включает использование воздушного пространства.
Исходя из принципа целевого назначения
земельных участков невозможно соблюсти
универсальный порядок
Статья 1.2. Собственность на недра
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом
купли, продажи, дарения, наследования,
вклада, залога или отчуждаться в
иной форме. Права пользования недрами
могут отчуждаться или
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Что касается права собственности на недра, то ст. 1-2 запрещает все сделки, основанные на этом праве, будь то купля-продажа, дарение, наследование, вклад, залог и другие. Но, как видно из текста данной статьи, такое запрещение распространяется на частный сектор, а также на юридических лиц - организации, относящиеся к государственному сектору. Указанный запрет вытекает из того положения, что недра могут быть только в государственной собственности.
Статья 1-2 не требует, чтобы в собственности государства обязательно был участок земли, ее поверхность, на которую проецируется контур залегающего в недрах месторождения полезного ископаемого. Тем самым она допускает образование "слоеной" собственности, при которой недра принадлежат государству, а поверхность земли - юридическим или физическим лицам. Не исключен также вариант, по которому поверхностью земли в качестве собственника будет обладать субъект РФ, тогда как собственность на недра останется за РФ.
Статья 6. Водные объекты общего пользования
1. Поверхностные водные объекты,
находящиеся в государственной
или муниципальной
2. Каждый гражданин вправе иметь
доступ к водным объектам
3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Информация об ограничении
водопользования на водных
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
6. Полоса земли вдоль береговой
линии водного объекта общего
пользования (береговая полоса) предназначается
для общего пользования.
7. Береговая полоса болот,
8. Каждый гражданин вправе
Статья 8. Право собственности на водные объекты
1. Водные объекты находятся в
собственности Российской
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности
4. Пруд, обводненный карьер, указанные
в части 3 настоящей статьи, могут
отчуждаться в соответствии с
гражданским законодательством
и земельным законодательством.
5. Естественное изменение русла
реки не влечет за собой
прекращение права
6. Формы собственности на