Земельный кодекс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:14, доклад

Описание работы

Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяют земельный участок как часть земной поверхности, т.е. используют «плоское» определение. При этом использование воздушного пространства возможно в равной степени всеми субъектами земельного права независимо от вида прав на земельный участок. Данный вывод вытекает из содержания ст. 40, 41 ЗК РФ, в соответствии с которыми лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения.

Работа содержит 1 файл

недра.docx

— 19.02 Кб (Скачать)

Земельный кодекс РФ, Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяют земельный участок как часть земной поверхности, т.е. используют «плоское» определение. При этом использование воздушного пространства возможно в равной степени всеми субъектами земельного права независимо от вида прав на земельный участок. Данный вывод вытекает из содержания ст. 40, 41 ЗК РФ, в соответствии с которыми лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения. Предел использования воздушного пространства определяется такими факторами, как целевое назначение, разрешенное использование, градостроительный регламент и т.д. Их установление и изменение — компетенция соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, но не собственника земельного участка. Поэтому нельзя признать верным утверждение М.Н. Малеиной, полагающей, что «собственник земельного участка должен признаваться и собственником „воздушного столба“ над ним. Другой землепользователь соответственно обладает правомочиями владения и пользования воздушным пространством в том объеме, который определит собственник». У собственника земельного участка в принципе отсутствует возможность влиять на объем воздушного пространства, используемого иными лицами.

Каким же образом пользователь земельного участка может использовать воздушное пространство? Одним из принципов земельного законодательства является принцип целевого назначения, согласно которому правовой режим земель, т.е. порядок использования земельных участков, определяется исходя из их принадлежности к определенной категории земель и в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Другими словами, пользователь земельного участка обязан использовать его в определенных целях, осуществляя конкретный вид деятельности. Именно посредством ведения такой деятельности на земельном участке и происходит вторжение в воздушное пространство. Логично предположить, что и регламентация использования воздушного пространства должна осуществляться через правовое регулирование деятельности, а не путем моделирования земельного участка в качестве объемной геометрической фигуры. Если в целях гражданского оборота можно допустить, во всяком случае гипотетически, выделение воздушного пространства в качестве самостоятельного объекта или полное отрицание прав на него, то использование земельного участка неотъемлемо включает использование воздушного пространства.

Исходя из принципа целевого назначения земельных участков невозможно соблюсти универсальный порядок использования  земельных участков, а следовательно, и воздушного пространства над ними. Общим может быть лишь следующее положение: использование воздушного пространства осуществляется до той высоты, которая необходима пользователю земельного участка для его надлежащего использования.

 

Статья 1.2. Собственность на недра 

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом  купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в  иной форме. Права пользования недрами  могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той  мере, в какой их оборот допускается  федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной  государственной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Что касается права  собственности на недра, то ст. 1-2 запрещает  все сделки, основанные на этом праве, будь то купля-продажа, дарение, наследование, вклад, залог и другие. Но, как  видно из текста данной статьи, такое  запрещение распространяется на частный  сектор, а также на юридических  лиц - организации, относящиеся к  государственному сектору. Указанный  запрет вытекает из того положения, что  недра могут быть только в государственной  собственности.

Статья 1-2 не требует, чтобы  в собственности государства  обязательно был участок земли, ее поверхность, на которую проецируется контур залегающего в недрах месторождения  полезного ископаемого. Тем самым  она допускает образование "слоеной" собственности, при которой недра  принадлежат государству, а поверхность  земли - юридическим или физическим лицам. Не исключен также вариант, по которому поверхностью земли в качестве собственника будет обладать субъект  РФ, тогда как собственность на недра останется за РФ.

 

Статья 6. Водные объекты общего пользования 

1. Поверхностные водные объекты,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности,  являются водными объектами общего  пользования, то есть общедоступными  водными объектами, если иное  не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь  доступ к водным объектам общего  пользования и бесплатно использовать  их для личных и бытовых  нужд, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, другими федеральными  законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении  водопользования на водных объектах  общего пользования предоставляется  гражданам органами местного  самоуправления через средства  массовой информации и посредством  специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов  водных объектов. Могут быть также  использованы иные способы предоставления  такой информации.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6. Полоса земли вдоль береговой  линии водного объекта общего  пользования (береговая полоса) предназначается  для общего пользования. Ширина  береговой полосы водных объектов  общего пользования составляет  двадцать метров, за исключением  береговой полосы каналов, а  также рек и ручьев, протяженность  которых от истока до устья  не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов,  а также рек и ручьев, протяженность  которых от истока до устья  не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов  подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными  законами водных объектов не  определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических  транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего  пользования для передвижения  и пребывания около них, в  том числе для осуществления  любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих  средств.

 

Статья 8. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в  собственности Российской Федерации  (федеральной собственности), за  исключением случаев, установленных  частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской  Федерации, субъекта Российской  Федерации, муниципального образования,  физического лица, юридического  лица на пруд, обводненный карьер  прекращается одновременно с  прекращением права собственности  на соответствующий земельный  участок, в границах которого  расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные  в части 3 настоящей статьи, могут  отчуждаться в соответствии с  гражданским законодательством  и земельным законодательством.  Не допускается отчуждение таких  водных объектов без отчуждения  земельных участков, в границах  которых они расположены. Данные  земельные участки разделу не  подлежат, если в результате такого  раздела требуется раздел пруда,  обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла  реки не влечет за собой  прекращение права собственности  Российской Федерации на этот  водный объект.

6. Формы собственности на подземные  водные объекты определяются  законодательством о недрах.


Информация о работе Земельный кодекс РФ