Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 16:05, контрольная работа
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является место обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).
Земельные участки большинству категорий граждан и организаций для ведения сельского хозяйства предоставляются в частную, общую собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование либо аренду по их желанию, соответствии с общими правилами, установленными ЗК (гл. IV и за плату либо бесплатно). Выбор ограничен для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, юридических лиц с иностранным капиталом более 50%, религиозных организаций, казачьих обществ, научных и образовательных учреждений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Таким гражданам и юридическим лицам земельные участки передаются только в аренду без права выкупа. Остаются неопределенными права государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с ГК (ст. 113) такие субъекты не могут иметь земли на праве собственности, в то время как ЗК (ст. 82) это допускает. Граждане, имеющие на момент введения в действие ЗК земельные участки на праве постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения, сохраняют свои права неограниченное время, тогда как негосударственные организации — постоянные пользователи до 1 января 2004 г. обязаны переоформить свое право постоянного пользования на право аренды либо приобрести их в собственность. Дальнейшее предоставление земель для сельскохозяйственных целей гражданам на праве пожизненного наследуемого владения и негосударственным организациям на праве постоянного пользования не допускается.
Федеральное законодательство устанавливает принцип, в соответствии с которым государство контролирует распределение земель по количественным характеристикам в целях обеспечения наиболее эффективной организации территории, создания достаточных условий для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, справедливого удовлетворения потребностей граждан и организаций.
В соответствии с ЗК (ст. 33) земельные участки, которые предоставляются гражданам для сельскохозяйственных целей, должны соответствовать нормам предоставления земельных участков, соответственно устанавливаемым для каждого вида сельскохозяйственного пользования. Нормы — предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, которые разрешено иметь гражданам и организациям. Нормы учитываются при предоставлении гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель, а также при совершении сделок, влекущих образование новых земельных участков, в том числе выдел земельных долей. Соответственно предоставляемый земельный участок не может быть ниже минимальной и выше максимальной нормы. Сделки, в результате которых образуются новые земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий, не соответствующие предельным размерам, не допускаются. Нормы определяются законами субъектов РФ в случае предоставления земель для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства. Нормы земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае предоставления земельного участка бесплатно (однократно при переоформлении гражданами права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования) максимальные размеры для каждого вида собственности — федеральной, субъектной, муниципальной устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами местных органов самоуправления.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для иных сельскохозяйственных целей, определяются в соответствии с нормами отвода земель для соответствующих видов деятельности (животноводство, сельскохозяйственное производство, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции, размещение необходимых зданий и т.д.), правилами земле пользования, застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В то же время путем выделения земельных долей единый земельный массив может оказаться раздробленным и непригодным для ведения эффективного сельского хозяйства. Для преодоления таких негативных процессов Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен механизм обязательного отчуждения излишней площади. Также предусмотрено, что, не смотря на такое жесткое правило, в большинстве случаев остается легальная возможность реально иметь земельный участок намного больше нормы. Например, гражданин может приобрести несколько земельных участков и затем зарегистрировать их как единый объект недвижимости, размеры которого могут превышать максимальные нормы.
В отличие от права собственности, установление ограничений по площади арендуемых для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков не допускается.
На
собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов земельных участков сельскохозяйственного
назначения ложится весь комплекс общих
для землепользователей обязанностей,
включая обязанность эффективно использовать
землю, повышать плодородие почв и т.д.
Правовой
режим земель крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Крестьянское
хозяйство — форма ведения
коммерческого
Субъектами права ведения крестьянского хозяйства могут быть только граждане. К гражданам, желающим вести крестьянское хозяйство, предъявляются особые требования. Таковыми могут быть только граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Крестьянское хозяйство может быть представлено одним гражданином, семьей или группой лиц.
Субъектный состав крестьянского хозяйства неоднороден. Выделяются глава и члены крестьянского хозяйства, которые обладают различными правами. Глава крестьянского хозяйства после регистрации крестьянского хозяйства приобретает статус предпринимателя без образования юридического лица. В порядке регистрации крестьянского хозяйства регистрируются и члены крестьянского хозяйства. Крестьянские хозяйства имеют право добро вольно объединяться, вступать в кооперативы, ассоциации, союзы, учреждать несельскохозяйственные предприятия, в том числе банки, страховые организации, покупать и продавать ценные бумаги.
Гражданам, ведущим крестьянское хозяйство, земельные участки предоставляются на праве частной либо общей совместной собственности. Крестьянское хозяйство может использовать дополнительные земли на праве аренды. На праве частной собственности земельный участок предоставляется только в случае, если крестьянское хозяйство представлено одним гражданином.
Если крестьянское хозяйство представлено семьей или коллективом, то земельный участок предоставляется в общую совместную собственность крестьянского хозяйства, а его собственниками являются глава и все члены хозяйства (ст. 257 ГК). При выходе кого-либо из состава крестьянского хозяйства раздел земельного участка не допускается. Выходящие из состава хозяйства члены либо его глава пользуются правом получения денежной либо иной компенсации стоимости своей земельной доли. Доля каждого определяется в договоре, а при отсутствии такового доли признаются равными на основании ст. 258 ГК.
Земельные участки предоставляются местными администрациями при реорганизации колхозов и совхозов, подсобных сельских хозяйств в соответствии со ст. 8 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и выделении земельных долей, либо на основании поступивших ходатайств от заинтересованных лиц в соответствии со ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В первом случае право на получение земельного участка имеют лишь граждане, являющиеся постоянными членами или работниками колхозов, совхозов и подсобных хозяйств. Во втором случае гражданам земельные участки предоставляются по их ходатайству из фонда перераспределения земель или земель запаса органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земли по результатам торгов.
Размер земельного участка определяется в каждом случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм предоставления земельных участков. Право собственности удостоверяется свидетельством, выдаваемым главе крестьянского хозяйства в случае владения участком на праве частной собственности, либо каждому члену хозяйства, если участок находится в общей собственности.
Право частной (общей) собственности и право аренды земель, предоставляемых для ведения крестьянского хозяйства, может быть передано по наследству на общих основаниях, т.е. по завещанию или по закону, но с учетом особенностей правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, учитывая ценность этих земель и необходимость поддержания условий стабильного развития фермерских хозяйств, предусмотрено, что наследник, не являющийся членом крестьянского хозяйства, имеет право только на получение компенсации доли в наследуемом имуществе, включая земельный участок. Размер компенсации и сроки ее выплаты определяются соглашением между членами хозяйства и наследником, а при его отсутствии — судом. Указание на доли в общей совместной собственности на землю, в целях определения наследуемого имущества, содержится в соглашении членов крестьянского хозяйства по этому вопросу; при отсутствии соглашения доли являются равными. По закону право наследования земельного участка принадлежит родственникам и другим предусмотренным ГК лицам. Члены крестьянского хозяйства, не относящиеся к таким лицам, теряют право наследования на долю умершего в случае отсутствия завещания на их имя.
Земли,
предоставленные для ведения крестьянского
хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного
производства — выращивания сельскохозяйственных
культур, выпаса, сенокоса, размещения
объектов сельскохозяйственной инфраструктуры,
жилых строений. Землепользование является
платным. Граждане, впервые организующие
крестьянское хозяйство, освобождаются
от уплаты земельного налога в течение
пяти лет с момента предоставления им
впервые земельного участка (ст. 12 Закона
«О плате за землю»).
Правовой
режим земель сельскохозяйственных
организаций.
Хотя в первые годы современной экономической реформы политика государства была нацелена на развитие преимущественно фермерства, за последние годы наметился интерес также к поддержке кооперативных форм ведения хозяйства и развития сельскохозяйственного производства на основе коммерческих организаций. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 723 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» федеральным министерствам и ведомствам предписывается обеспечить развитие кооперативных отношений в аграрном комплексе как наиболее приоритетного направления аграрной реформы, поддержку создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных страховых и других видов кооперации. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694, предусматривается проведение мероприятий по консолидации земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования.
На сегодняшний день сельскохозяйственные коммерческие организации являются основными товаропроизводителями, занимая свыше 94% пашни и поставляя на рынок 96% отечественной сельскохозяйственной продукции основных видов.
Сельскохозяйственные
организации можно
Отношения собственности на земли в различных сельскохозяйственных организациях не одинаковы. Земли большинства видов сельскохозяйственных организаций формируются за счет передаваемого гражданами в уставный либо паевой неделимый фонд соответствующей организации права собственности .
В случае передачи права собственности земельная доля меняет собственника. Право частной собственности гражданина на земельную долю прекращается и возникает право частной собственности организации. Взамен гражданин получает акции, равные стоимости земельного участка. При последующем выходе из сельскохозяйственной организации гражданин не может вернуть переданное ранее право частной собственности на земельную долю, а имеет только право на получение стоимости акций.
Остается неопределенным правовой режим невостребованных земельных долей. С одной стороны, в соответствии с законодательством, принятым до введения в действие Земельного кодекса РФ, предусматривается, что в пользование организации могут переходить не востребованные после реорганизации колхозов и совхозов земельные доли.
Земельные доли, на которые в процессе реорганизации колхоза или совхоза не поступили заявления от граждан на получение свидетельств на право собственности, либо земельные доли, собственники которых не воспользовались своим правом по их распоряжению, приобретают статус невостребованных . Невостребованные земельные доли передаются реорганизованному сельскохозяйственному предприятию на праве осуществления им представительства в соответствии с ГК РФ. В течение срока представительства невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйственной организации.
В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от их использования невостребованные земельные доли зачисляются в фонд перераспределения земель.
С другой стороны, в соответствии с ЗК сельскохозяйственные коммерческие организации получают возможность пользоваться земельными участками, не находящимися в их собственности, либо на праве аренды, либо на праве безвозмездного срочного пользования. В обоих случаях право пользования возникает только на основании договора с собственником. Если собственник не заявил о своих правах на земельную долю (отсутствует, не обнаружен), то такая организация не имеет правовых возможностей пользоваться таким невостребованным земельным участком. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью, и их дальнейшая судьба решается в соответствии с правилами разграничения государственной собственности и порядком предоставления земельных участков для различных целей. При этом необходимо также учитывать, что невостребованные земельные доли, вряд ли могут поступать в фонд перераспределения земель, так как в соответствии со ст. 80 ЗК признание земельных участков невостребованными земельными долями не является основанием для их включения в фонд.