Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом создания инвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферы бизнеса.

Содержание

Введение
1. Понятие земельных правоотношений
2. Субъекты земельных правоотношений и их полномочия
3. Объекты земельных правоотношений
4. Классификация земельных правоотношений
Заключение
Список использованных нормативных актов, литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая иутин.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. По отношению  к физическим лицам в российском законодательстве в целом и в  земельном в частности используется понятие «гражданин», которое в большинстве, но не во всех случаях выступает в качестве синонима понятия «физическое лицо». Юридическое лицо — коллективное образование или организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Особым  участником земельных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Особенность их положения заключается  в том, что в реальных правоотношениях данные участники представлены различными государственными и негосударственными органами, которые уполномочены выражать интересы соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, правомочия собственников государственных и муниципальных земель рассредоточены между соответствующими органами и реализуются через выполнение ими необходимых функций.

     К полномочиям Российской Федерации  в области земельных отношений  относятся:

     1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

     2) установление ограничений прав  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности  земельных участков;

     3) государственное управление в  области осуществления мониторинга  земель, государственного земельного  контроля, землеустройства;

     4) установление порядка резервирования  земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных нужд;

     5) резервирование земель, изъятие  земельных участков, в том числе  путем выкупа, для нужд Российской  Федерации;

     6) разработка и реализация федеральных  программ использования и охраны  земель;

     7) иные полномочия, отнесенные к  полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

     Российская  Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

     К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем  выкупа, земель для нужд субъектов  Российской Федерации; разработка и  реализация региональных программ использования  и охраны земель, находящихся в  границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

     Субъекты  Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.2

     К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений  относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

     Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной  собственности.

     Современное земельное законодательство с учетом происходящих политических и экономических преобразований развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, включая в их число российских и иностранных физических лиц и любые виды организаций. Вместе с тем не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками всех видов земельных правоотношений. В силу различного рода причин возникает необходимость ограничить круг субъектов.

     К примеру, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в число субъектов земельных правоотношений в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства включает граждан РФ, а также ограниченный круг юридических лиц — садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения (ст. 2). Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства не могут быть субъектами правоотношений собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земель сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств).

     Субъекты  земельных правоотношений как потенциальные  носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей  теорией государства и права  определяется как правоспособность, т.е. способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

     Понятие субъекта земельных правоотношений имеет второй аспект, когда речь идет о реальных участниках фактически имеющихся земельных правоотношений. В этом случае недостаточно обладать только потенциальным правом участвовать в земельных отношениях. Каждый потенциальный субъект должен дополнительно отвечать определенным требованиям, предъявляемым к его субъективным качествам. Здесь возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. В отдельных случаях могут устанавливаться дополнительные требования к физическим лицам.

     Дееспособность  юридических лиц возникает с  момента их образования (регистрации). Статус юридического лица, хозяйственная  или профессиональная ориентация, цели и задачи учитываются в качестве дополнительных условий для участия  в земельных правоотношениях. К примеру, субъектами правоотношений пользования землями обороны могут быть организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил РФ, а субъектами правоотношений постоянного (бессрочного) пользования — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Объекты  земельных правоотношений 

     В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия  «объект земельных правоотношений». Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. Земля в этом смысле выступает объектом потенциальных, а не реальных правоотношений. Так, понятие «земля» используется в законодательстве для определения общих прав и обязанностей любых субъектов земельных правоотношений, правового режима категорий земель, необходимых процедур предоставления земель, требований по охране земель.

     Объектами земельных отношений являются:

     1) земля как природный объект  и природный ресурс;

     2) земельные участки;

     3) части земельных участков.1

     По  земельному законодательству не все  случаи отношений, связанных с понятием «земля» как совокупным объектом, относятся к земельным правоотношениям. К земельным правоотношениям  относятся только те случаи, при которых земля выступает как природный объект в его юридическом смысле.

     В экологическом и земельном праве  под понятием «земля» понимается часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный  слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах территории Российской Федерации. Соответственно к земле как природному объекту не относится земля, усилиями человека изъятая из природы, и земля, полученная искусственно и находящаяся изолированно от стихийно действующих сил природы. В последнем случае земля приобретает качества предмета материального мира, вошедшего в структуру общества и в условиях товарного производства выступающего товарно-материальной ценностью. Земля в таком значении исключается из объектов земельных правоотношений, и на действия, связанные с данным объектом, не распространяются нормы земельного права.

     В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.

     В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

     земли сельскохозяйственного назначения;

     земли поселений;

     земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

     земли особо охраняемых территорий и объектов;

     земли лесного фонда;

     земли водного фонда;

     земли запаса.1

     Из  этих положений Земельного кодекса  становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.

     Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях  выступают земельный участок, доля в праве общей собственности  на земельные участки либо часть  земельного участка.

     Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Земельный участок — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.2 Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства1, то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель — конкретный земельный участок.

     Земельные участки обособляются не только физически, т.е. отграничиваются на местности, но и юридически, т.е. права конкретных субъектов на данный земельный участок  закрепляются в документах, имеющих  юридическую силу. Сегодня имеются  два легальных определения земельного участка. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Если земельный участок неделим, то действуют особые правила его приватизации и установления иных прав, если на таком участке расположены здания и сооружения, принадлежащие нескольким лицам.2

     Определение земельного участка как объекта  государственного учета и регистрации: «Земельный участок — часть поверхности  земли (в том числе поверхностный  почвенный слой), границы которой  описаны и удостоверены в установленном  порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами»2. Соответственно государственному кадастровому учету подлежат не только площадь земель и характеристики почвенного слоя, но и произрастающий на нем лес, водные объекты, участки недр.

     Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Делимым является земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.1

Информация о работе Земельные правоотношения