Земельные правоотношения, его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Волевые общественные отношения по поводу земли, урегулированные земельным правом, составляют земельные правоотношения. Поскольку земельные правоотношения являются одним из видов правоотношений вообще, им присущи общие черты и признаки, характерные для всех правоотношений. Одновременно земельные правоотношения имеют существенные отличия.

Содержание

1. Раскройте понятие земельных правоотношений и укажите их виды………………………………………………3
2. Раскройте содержание права пожизненного наследуемого владения землей……………………………………………….8
3. Дайте понятие распределения и перераспределения земель. Укажите принципы, правовое регулирование…12
4. Задача………………………………………………………14
Список использованных источников………………………16

Работа содержит 1 файл

6. Земельное право.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

              Объектом земельных правоотношений является земля. Но в зависимости от вида земельного правоотношения его объектом может быть как государственный земельный фонд в целом, так и его определенная часть или конкретный земельный участок (его часть).

              Состав объектов земельных правоотношений государственной и частной собственности определен законодательством. Объектом земельных управленческих правоотношений может выступать весь земельный фонд, земельные участки в пределах определенных административно-территориальных границ, конкретный земельный участок. В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоотношений.[4 c. 63]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Раскройте содержание права пожизненного наследуемого владения землей.

 

              Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного пользования применяются исключительно к земле как объекту права и ни в какой мере не могут относиться к иному имуществу.

              Общим для характеристики вещных прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является производность и зависимость этих прав от права собственности на землю, а также гарантированность. Такие лица осуществляют принадлежащие им права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных земельным законодательством. Владельцы и пользователи земельных участков по общему правилу лишены возможности распоряжаться ими. Вещные права различны по основаниям их возникновения (приобретения), их объему и содержанию, по основаниям прекращения.

              Понятие «владение» в обыденной жизни известно каждому гражданину. Оно обозначает физическое господство над вещью. Данное понятие не является новым для правовой системы. В процессе исторического развития была сформирована и отдельная система защиты владения. Еще в римском праве были известны такие «права на чужие вещи», как эмфитевзис и суперфиций. Эмфитевзис предполагал право долгосрочного пользования чужим земельным участком, передаваемое по наследству. Это право касалось земель сельскохозяйственного назначения. Суперфиций представлял собой (аналогичное с эмфитевзисом) вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением.

              Право землевладения как правовой институт охватывает систему норм, определяющих круг правомочий землевладельцев, условия и порядок использования земли на праве землевладения, основания возникновения, изменения и прекращения этого права.

Право землевладения как субъективное право представляет собой предусмотренные нормами земельного права правомочия конкретного субъекта права землевладения. Его можно рассматривать не только как совокупность прав и обязанностей землевладельцев, но и как особое правоотношение по землевладению, и как самостоятельный правовой титул — использование земли на праве землевладения.

КоЗ РБ регулирует отношения в области пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно, по представлению цивилистов, представляет собой особое вещное право граждан бессрочно владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке с определенной хозяйственной или потребительской целью. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком является важнейшим вещным правом и закреплено в качестве такового ст. 217 ГК Республики Беларусь. Оно обеспечивает возможность носителям такого права владеть и пользоваться земельным участком с последующей возможностью передать его по наследству.

Согласно ст. 14 КоЗ, на праве пожизненного наследуемого владения у граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Земельные участки могут предоставляться в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь:

- для строительства и обслуживания жилого дома – в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;

- для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

- для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

- для коллективного садоводства;

- для дачного строительства;

- для традиционных народных промыслов (ремесел).

Земельные участки могут находиться в пожизненном наследуемом владении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае наследования земельного участка, находившегося у наследодателя в пожизненном наследуемом владении, в том числе при наследовании расположенного на таком участке жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, дачи, садового домика, если иное не установлено законодательными актами.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение.

По содержанию норм институт пожизненного наследуемого владения землей близок к институтам земельной собственности и землепользования. Для граждан появление этого института связано с превращением права землепользования в пожизненное наследуемое владение землей для целей, названных в законе, в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть только на земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Частный собственник земли передать земельный участок в пожизненное наследуемое владение не вправе.

Субъектами права пожизненного наследуемого владения землей могут быть только граждане Республики Беларусь и притом только для целей, установленных в Кодексе о земле. Следует отметить, что КоЗ РБ использует институт права землевладения в ином виде. Он существенно сузил сферу действия института права землевладения. Из числа землевладельцев исключены сельскохозяйственные и лесохозяйственные организации. Данное вещное право осталось только в отношении граждан и применительно к узкому кругу отдельных видов использования ими земельных участков. Использование земельных участков в строгом соответствии с их целевым назначением является важнейшей обязанностью землевладельцев. Одновременно это не означает, что землевладелец полностью связан целью, названной в акте о предоставлении земли. Он может использовать ее для всех видов деятельности, не нарушающих основное целевое назначение земельного участка.

Право землевладения является платным. Плата за земли обязательна для всех землевладельцев за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.[1 c. 120]

Право пожизненного наследуемого землевладения граждан характеризуют следующие основные отличительные черты.

1. Пожизненность. Сроки землевладения законодательством не установлены. Вез согласия землевладельца участок подлежит изъятию только в случаях, указанных в законе.

2. Наследуемость. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого  землевладения, имеет права владения и пользования земельным участком, которые можно передать по наследству. Право пользования земельным участком может перейти к одному или нескольким наследникам умершего землевладельца. Как правило, это член семьи, участвовавший в освоении и использовании земли. Однако наследниками мо гут стать и иные граждане, а также государство. Наследование земельных участков осуществляется согласно гражданскому законодательству. Но в отличие от наследования другого имущества земельный участок граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежит.

3. Целевой характер. Цель землевладения указывается в государственном акте на право землевладения. Основной целью землевладения для ведения крестьянского хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей семьи и реализации ее в порядке свободной продажи. Личное подсобное хозяйство предназначено для удовлетворения потребностей членов семьи лица, ведущего такое хозяйство, в продуктах питания. Товарное значение в таком хозяйстве получают лишь излишки продукции.

4. Самостоятельность. Землевладелец имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, размещать на земельном участке постройки и сооружения, производить по своему выбору посевы и насаждения, добывать полезные ископаемые из числа общераспространенных, торф, пользоваться водными объектами и ряд других.

Земельный участок, выделенный во владение, может быть в установленных законом случаях предметом обмена. Так, член садоводческого товарищества имеет право производить обмен садового участка на участок в другом садоводческом товариществе с целью приближения к месту жительства или по другим уважительным причинам по решению общих собраний членов товариществ.

5. Гарантированность. Как и собственник земли, землевладелец вправе требовать выделения равноценного земельного участка при изъятии его земель для государственных или общественных нужд.[4 c. 99]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дайте понятие распределения и перераспределения земель. Укажите принципы, правовое регулирование

 

              Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

Согласно ст. 8 КоЗ, земли, земельные участки распределяются по категориям земель, указанным в статье 6 КоЗ, в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.

              Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

              Отнесение земель к видам, указанным в статье 7 КоЗ, осуществляется в соответствии с их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.[2]

              Перевод земель из одного вида в другой осуществляется при:

              - изъятии и предоставлении земельных участков, внутрихозяйственном строительстве или изменении их целевого назначения;

              - проведении мероприятий по освоению новых земель, улучшению или иному изменению их состояния и характера использования, требующих материально-денежных затрат;

              - переводе сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные или менее продуктивные сельскохозяйственные земли;

              - изменении состояния земель в результате воздействия вредных антропогенных и (или) природных факторов.

              Порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь.

              Фонд перераспределения земель формируется в целях планирования землепользования преимущественно из сельскохозяйственных земель, которые в случае изменения их целевого назначения, характера использования или иного изменения могут использоваться более эффективно, и в порядке землеустройства в каждом районе районными исполнительными комитетами.

              Исходя из местных условий фонд перераспределения земель формируется преимущественно для целей:

              - создания и развития сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств;

              - развития населенных пунктов;

              - создания и развития личных подсобных хозяйств граждан, строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства;

Информация о работе Земельные правоотношения, его виды