Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:39, реферат
Составной частью проводимой в Республике Беларусь экономической реформы является земельная реформа, начало которой положено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь .
Основная задача земельной реформы состоит в коренном преобразовании земельных отношений с целью формирования земельного рынка, многоукладной экономики в аграрном секторе, создания экономического механизма развития сельских и городских поселений, а также условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.
с учетом потребностей в земельных участках граждан, предприятий, учреждений и организаций произвести в установленном порядке перераспределение земель между землепользователями;
оперативно, не позднее чем в месячный срок, рассматривать все возникающие вопросы при выделении земель для производства сельскохозяйственной продукции и принимать исчерпывающие решения.
Верховный Совет БССР поручил областным и районным Советам народных депутатов, Комитету по земельной реформе и землеустройству, Государственному комитету по сельскому хозяйству и продовольствию при осуществлении земельной реформы определить пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, а также возможности предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям. Особо подчеркивалось, что принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий недопустимо. При отказе колхозом, совхозом в выделении конкретного земельного участка членам колхозов, работникам совхозов, выходящим из их состава для создания крестьянского хозяйства, районный Совет народных депутатов был вправе самостоятельно (по заключению земельной комиссии) определить месторасположение земельного участка, его размеры и принять окончательное решение.
Совету
Министров Белорусской ССР было
поручено обеспечить выделение соответствующих
денежных средств и материально-
В принятой 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь — первой Конституции суверенного белорусского государства — закреплялось две формы собственности — государственная и частная. Устанавливалось право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, положение о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом, гарантировались со стороны государства равная защита и равные условия для развития всех форм собственности.
Новым этапом в развитии земельной реформы в Республике Беларусь, совершенствовании правовой базы для ее обеспечения, реформировании сельскохозяйственных предприятий стал принятый 7 декабря 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором был установлен перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусматривающий таких форм, как колхоз, совхоз, межхозяйственное предприятие, агропромышленное объединение. В этой связи необходимо было привести учредительные документы сельхозпредприятий в соответствие с требованиями нового гражданского законодательства.
Вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Кодекс Республики Беларусь о земле закрепил две формы собственности на землю — государственную и частную. Вместе с тем все земли сельскохозяйственного назначения находятся исключительно в собственности государства. Для сельскохозяйственных организаций было предусмотрено, как и прежде, лишь право постоянного пользования и аренды. В то же время существенно расширились права граждан в области земельных правоотношений, в том числе права частной собственности на землю1. Кодексом существенно увеличены размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Так, в соответствии со статьей 70 размеры земельных участков предоставляемых в пожизненное наследуемое владение или передаваемых по желанию граждан в частную собственность, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа составляют до 0,25 га, а дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства -- до \ га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительстваи обслуживания жилого дома. Кроме того, Кодекс о земле закрепил право наследования земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 58) и в пожизненном наследуемом владении (статья 59), а также предусмотрел сделки по отчуждению земельных участков, включая куплю-продажу, дарение, залог, обмен, аренду (статья 87).
Кодекс о земле 1999 г. закрепил право выхода физических лиц из коллективного хозяйства с паем земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, в соответствии со статьей 80 членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.
Кодекс снял некоторые прежние ограничения и на индивидуальное землепользование. Так, в соответствии со статьей 71 земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение в размере до 100 га сельскохозяйственных земель, или на 50 га больше, чем было установлено Кодексом о земле 1990 г. Кроме того, граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.
Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 1502 утверждена новая Программа возрождения белорусского села, основными целями которой являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов с учетом экологии и рационального использования государственных и иных инвестиций.
Вступивший в силу с 1 января 2009 г. новый Кодекс о земле установил для землепользователей следующие права; государственную и частную собственность , право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды (субаренды). В нем сохраняется вариант получения земельных участков в пожизненное наследуемое владение для граждан Республики Беларусь, четко урегулированы вопросы по вступлению в наследство: установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Сохраняется право временного и постоянного пользования участком. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности предоставляемых в аренду без проведения аукциона, взимается плата. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, если они используются для обслуживания принадлежащих этим лицам на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), либо в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. В целом, для негосударственных юридических лиц Республики Беларусь право частной собственности на землю становится реальным.
Таким образом, земельные отношения в Республике Беларусь после 1991 г. стали строиться на принципиально новой правовой и идеологической основе. В земельные отношения стали закладываться элементы рыночной экономики.
Правовой основой проводимой после 1991 г. земельной реформы в Республике Беларусь явились Кодексы о земле 1990 г. и 1999 г., законы: от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» ; от И декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» ; от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю»; от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» ; от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю» ; от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях»; от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» ; от 11 ноября 2002 г. «О личных подсобных хозяйствах граждан» и ряд других. В них были закреплены адекватные идеям и целям земельной реформы правовой, организационный и экономический механизмы ее осуществления, регламентированы: порядок передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан; аренда земельных участков; порядок передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита и многое другое.
В 1991—2007 гг. были разработаны и приняты новые нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как главного базисного компонента окружающей среды и основы ведения сельскохозяйственного производства. Земельное законодательство стало постепенно расширять круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также предусмотрело судебную форму зашиты их прав. Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления
земель. Вместе с тем приоритет в земельных отношениях отдается землям сельскохозяйственного назначения. Они остаются в собственности государства. Принимается новое законодательство в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом хочу сделать вывод что задача земельной реформы состояла в перераспределении земель для создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, земельная реформа должна была охватить помимо земельных отношений и отношения собственности, организационно-правовые формы участников земельных отношений, взаимоотношения товаропроизводителей сельхозпродукции с государством, экономические взаимоотношения участников земельных отношений с иными субъектами хозяйствования, а также усовершенствовать систему государственных органов по управлению сельским хозяйством и др. В этой связи Верховный Совет БССР 18 февраля 1991 1 объявил земли Белорусской ССР объектом земельной реформы с момента принятия указанного постановления. На период проведения земельной реформы все вопросы регулирования земельных отношений были переданы Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Члены Совета Республики сегодня на заседании четвертой сессии одобрили новую редакцию Кодекса о земле.
Ожидается, что с принятием законопроекта о внесении изменений и дополнений в Кодекс о земле упростится процедура оформления право удостоверяющих документов на земельные участки, будет обеспечена максимальная защита прав и законных интересов землепользователей. Новые поправки в кодекс дают возможность выделять земельные участки без аукциона для строительства временных индивидуальных гаражей сельским жителям многоквартирных домов.
В
кодексе также заложен принцип
единства земельного участка и расположенных
на нем капитальных строений. То
есть лица, наследующие жилой дом,
дачу или садовый домик, будут
автоматически получать в наследство
и участок, на котором расположены
строения. Это позволит избежать существующих
сегодня конфликтов, когда объект
недвижимости передается по наследству
одним людям, а участок - другим. Решение
многих земельных вопросов должно упроститься
и ускориться за счет передачи землеустроительных
служб в ведение местных
Использованные источники
Нормативные правовые акты
Информация о работе Земельная реформа в РБ. Основные положения земельной реформы 1991 г