Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 09:24, контрольная работа
Вспомним недобрым словом принудительную коллективизацию и раскулачивание крестьян в годы «великого перелома» (1929 г), насильственное ограничение подсобного хозяйства в период «кукурузной оттепели» (1959 г.), недавний горбачевский период, когда рыцари нового мышления, борцы за социальную справедливость (1986 г.) с бульдозером по всей стране великой, сметали парники, теплицы, садовые домики, поскольку по мнению команды Горбачева, их владельцы за счет обработки земли получали нетрудовые доходы.
Введение 3
1. История реформирования земельного строя России 4
1.1. Крестьянская реформа 1861 г. 4
1.2. Столыпинские реформы земельного
правопорядка России 9
1.3. Земельное законодательство советского периода 12
2. Причины и особенности земельной реформы 16
2.1. Современная земельная реформа в
Российской Федерации 16
2.2. Принципы современной земельной реформы и
земельных правоотношений 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Работникам, выходившими из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.
Период с 1990 г.
можно охарактеризовать как время
бурного
издания большого
числа Указов Президента Российской Федерации
и
правительственных правовых
актов, направленных на конкретизацию
законодательных
предписаний о направлениях, порядке и
правилах
осуществления земельной
реформы и перераспределения земель между
собственниками и пользователями земельными
участками. Особое место
среди законодательных предписаний в
реализации земельной реформы
стали занимать нормы Гражданского кодекса
РФ (части первая и вторая).
Они способствовали
формированию земельного рынка и реализации
сделок о перераспределении земельных
участков между
собственниками
и землепользователями, гражданами и юридическими
лицами.
В ходе земельной
реформы в Российской Федерации
произошли значительные изменения.
Ликвидирована монополия
Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства Российской Федерации, не доведена до конца. Поэтому была разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы»1. В ней было сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создание российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Правительством РФ от 15 августа 2003 г. № 1169 - р была утверждена Программа распоряжением социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). В ней сформулированы задачи по развитию инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости.
В 2003-2005 годах требуется решить ряд задач, связанных, прежде всего с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, устранения избыточного административного вмешательства в
_____________________________
1 СЗ РФ, 1999., № 27, ст. 3379.
функционирование рынка.
В сфере совершенствования нормативной правовой базы земельной реформы необходимо принятие следующих мер:
- завершение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления градостроительных регламентов разрешенного использования недвижимости;
-совершенствование
механизма передачи
- формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- формирование информационной базы землеустроительной документации;
- создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;
- совершенствование системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
- создание
реестра свободных земель,
обеспеченных соответствующей производственной
инфраструктурой (транспортными
коммуникациями,
газо-, тепло-, электроснабжением, средствами
связи),
которые могут быть
использованы под промышленную застройку,
с
предоставлением
отсрочки при покупке, внесенного в реестр
(и запрете
на вторичную его
продажу на срок отсрочки), либо с продажей
земельных участков
в рассрочку, обеспечение применения упрощенного
порядка регистрации
прав на указанные земельные участки;
В сфере совершенствования государственного регулирования рынка недвижимости необходимо принятие следующих мер:
- законодательное
установление исчерпывающих условий каждого
вида государственной экспертизы
проектной документации, сроков ее
проведения;
2.2. Принципы современной земельной реформы и земельных правоотношений
Современное земельное законодательство
РФ формируется после и на основе
принятия, подписания и вступления
в законную силу 30 октября 2001 г. Земельного
Кодекса РФ, призванного быть главным
регулятором земельных
Конституция РФ (ст.9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса. Учитываются эти положения и при формировании рынка земли.
Предусматривая общие
для всех обладателей земли (собственников,
землепользователей, землевладельцев,
арендаторов) права и обязанности
по использованию земельных
Если статья 1 ЗК РФ (абз. 1) устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.
Кроме того, земельное законодательство
провозглашает принцип
Необходимо выделить принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, который логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.
Земельный кодекс в отличие
от Закона РФ «Об охране окружающей
среды», который предоставляет
ЗК РФ провозглашено общеизвестное положение гражданского права - «принадлежность следует судьбе главной вещи». В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Но возможны исключения из этого правила. Так, ст. 35 ЗК РФ допускает переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.
Принцип сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31 и др. ЗК РФ, но и Законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».
Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату, между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то только на основании закона. Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю.
Принадлежность земель к той или иной категории (их по Земельному кодексу семь (ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - необходимое условие земельного строя страны. В настоящее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безликим, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.
Статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный же кодекс в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60 - 63).