Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:38, контрольная работа
В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (зданий, сооружений и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других природоресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.
Введение……………………………..………………………………………….……3
Понятие нормы земельного права………………...………………………………...4
Признаки нормы земельного права……………………………...………………….6
Структура нормы земельного права…………………………………………..……8
Классификация норм земельного права………………………………………......10
Заключение………………………………………………..………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
На тему:
«Виды земельно-правовых норм, их составные элементы»
2008
СОДЕРЖАНИЕ:
Список
литературы……………………………………………………
В течение
тысячелетней истории развития человечества
земля играла и продолжает играть
важнейшую экономическую, политическую
и социальную роль в жизни людей.
Земля – это территориальный
базис существования и
Земельные отношения в целях придания им устойчивости и определенности подвергаются воздействию со стороны государства посредством различных организационных, экономических и иных мер. Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных отношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, важнейшим элементом которого являются земельно-правовые нормы. Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на рациональное использование земли и ее охрану.
В результате
земельной реформы нормы
Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: поступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или иного нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с другими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Поэтому полезно знать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура.
Норма
права – это правило поведения,
установленное или
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.
Норма
права – это общеобязательное,
установленное или
Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.
Норма земельного права – это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.
Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права – управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля – имущество, по использованию которого в определенной части отношения могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, к регулированию земельных отношений привлекается метод административного права с его властными предписаниями о порядке проведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной регистрации прав на землю, зонирования земель, ведения государственного земельного контроля.
Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, земельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем земельным отношениям допустимо применение норм гражданского или административного права. Поскольку закон допускает сделки с землей, и она становится объектом товарного оборота, возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и иного специального законодательства (п. 1 Указа). Далее, правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным законодательством. Не подлежат продаже в частную собственность земельные участки, имеющие важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к родственным земельным отношениям.
Иногда
в самом земельном
Безусловно, нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и родственные по своему характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельный закон устанавливает, порядок платного и бесплатного предоставления земельных участков, указывает, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в Земельном кодексе. Следовательно, необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и быть не может. Другое дело, например, отношения, связанные с возмещением убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются исходные положения Гражданского кодекса о полном возмещении вреда и о возможности неполного возмещения лишь в случаях специально оговоренных в законе.
Норма земельного права имеет следующие признаки:
- общеобязательность, то есть она рассчитана на упорядочение поведения не одного, а многих заранее не персонифицированных лиц. Неконкретность адресата - вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения или акта органа налоговой полиции, где содержится предписание уплатить налоги в двойном размере. Но надо обратить внимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силы соответствующей нормы права, то есть её места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в различных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы конституции - основного закона;
- формальная определенность - ещё один важный признак правовой нормы. Норма права призвана регулировать отношения между людьми. С этой целью определяются общие правила поведения (нормы), соблюдение которых предписывается членам общества. Эти правила всегда формально оформлены, то есть нормы права имеют государственно-признанную форму выражения: форму закона, обычая, нормативного договора и т. д. При этом форма права неотделима от ее специфического правового содержания. Необходимо иметь в виду, что форма права выражается в целостной регулирующей нормативной системе, пронизанной единым духом - принципами, общими положениями, едиными общими регулятивными началами, единым правовым порядком, особым, на каждом участке, правовым режимом. Нормативность означает также, что установленное правило носит общий характер, то есть распространяется на определенный круг лиц и будет применяться всякий раз, когда наступят предусмотренные ею обстоятельства;
- ещё один признак правовой нормы - неоднократность (или многократность) её действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Она обращена в будущее и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации;
- следующий признак правовой нормы - это ее системность. Норма права всегда представляет собой часть единого целого - правовой системы. Только в рамках системы норма права может функционировать и решать стоящие перед ней задачи. Вне системы норма права может рассматриваться лишь на теоретическом уровне. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими нормами и иными правовыми явлениями.
- и, наконец, такой признак, как возможность обеспечения нормы права силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жестокой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение, общественное осуждение).
Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.
Норма земельного права, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, то есть составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.
Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.
Информация о работе Виды земельно-правовых норм, их составные элементы