Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение, анализ и характеристика отношений, возникающих при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и в пожизненное наследуемое владение, с точки зрения гражданско-правовой доктрины, принимая во внимание наработки и достижения ученых - представителей земельного права, выработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства в указанной сфере и формулирование рекомендаций по преодолению проблем, встречающихся в правоприменительной практике.
Введение. 3
Глава 1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: понятие, содержание, субъекты 5
Глава 2. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание, субъекты 10
Глава 3. Проблемы связанные с применением права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. 15
3.1 Проблемы связанные с применением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Практика применения норм, регулирующих переоформление данного вида права на земельный участок в другие вещные права. 15
3.2. Проблемы связанные с применением права пожизненного наследуемого владения земельным участком 22
Список использованной литературы 23
Однако в данном случае объектом наследственного преемства будет не сам земельный участок, а право на него (см. ст.18, 128 ГК).
Если придерживаться общепринятой трактовки и рассматривать приравнивание п.2 статьи 21 ЗК РФ перехода прав на земельный участок в порядке наследования к частному случаю распоряжения земельным участком как недоразумение, то очевидно, что ЗК не запрещает распоряжение правом пожизненного наследуемого владения. Даже если следовать буквальному смыслу данного пункта и признать переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком в качестве частного случая распоряжения самим земельным участком, то это не означает, что все иные случаи распоряжения правом пожизненного наследуемого владения автоматически попадают в категорию сделок, влекущих распоряжение земельным участком. С учетом вышеизложенного, а также прямого разрешения п.2 комментируемой статьи наследственного преемства представляется, что распоряжение правом пожизненного наследуемого владения законом не ограничивается.
Кроме того, содержащийся в п.2 ст.21 ЗК запрет распоряжения субъектом правом пожизненного наследуемого владения земельным участком противоречит ст.267 ГК, допускающей возможность передачи соответствующего земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование.
Пункт
2 статьи 21 определяет также основания
государственной регистрации
Возникают некоторые проблемы, связанные,
например, с тем, что в отличие от права
общей собственности, права общего владения
законодательством не предусмотрено.
Следовательно, если наследников права
пожизненного наследуемого владения несколько,
а участок по каким-либо причинам разделу
не подлежит (неделимый земельный участок),
приходится в каждом конкретном случае
решать вопрос о переходе права пожизненного
наследуемого владения земельным участком
к одному из наследников и выплате остальным
компенсации их доли.
Таким образом, ГК РФ и Земельный кодекс содержат коллизионные нормы, по-разному регулирующие правомочие распоряжения земельным участком, предоставленным в пожизненное наследуемое владение. Формальной юридической основой разрешения данной коллизии могли бы служить положения п. 3 ст. 3 ЗК РФ: имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Однако весьма странно, когда в регулировании сугубо гражданско-правовых отношений приоритетом обладают нормы других отраслей права. При этом сохраняет свою силу правило п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Отмеченный дефект правового регулирования, который очевиден юристам, можно объяснить только небрежностью законодателя. Поэтому представляется, что данная и другие подобные коллизии норм гражданского и земельного права должны разрешаться не при помощи толкования норм, а самим законодателем путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты.