Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:26, контрольная работа
Принципы отрасли права — это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.
Принципы земельного права………………………………………………3
Правовой режим земель лесного фонда…………………………………11
Задача. Руководитель районной администрации своим постановлением санкционировал отвод земельного участка, находящегося в водоохраной зоне реки Клязьма, под строительство многоэтажного дома. Вопрос: Как следует квалифицировать данное деяние?...............17
Список используемой литературы…………………………………………..20
И наконец,
устанавливается принцип
Таковы основные принципы земельного права, названные в ст. 1 Земельного кодекса, и их авторское (доктринальное) толкование. Но перечень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1. Сравнительный анализ содержания других статей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов земельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе по этому вопросу 1.
Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относится:
1) принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их гос.регистрации, земле- и лесоустройству;
2) ведение
государственного земельного
3) создание
служб со специальными
4) плановость
в использовании земель. Этот
принцип выражается в
а) изучение «спроса» на землю и ее распределение между претендентами;
б) резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей — с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей. Такое резервирование закрепляется в специальных документах типа генерального плана города (поселка), проекта (схемы) планировки и застройки населенного пункта и др. Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок;
в) обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб животному миру. Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий.
Все эти
направления государственной
2.
Общая характеристика
правового режима земель
лесного фонда
Учитывая,
что земли лесного фонда
Земли лесного фонда занимают подчиненное положение по отношению к произрастающим на них лесам. С точки зрения их правового режима, это означает, что содержание земельных правоотношений определяется интересами, целями и задачами охраны и использования лесов.
Приоритет
лесных отношений фактически лишает
земли лесного фонда
Объектом
лесных и земельных отношений
применительно к лесному фонду
выступают участки лесного
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд объявлен федеральной собственностью, а в соответствии со ст. 12 его оборот не допускается. Данный запрет исключает установление права частной собственности за земли лесного фонда, в том числе в порядке приватизации. Невозможна также передача лесного фонда в муниципальную собственность.
Однако
указанные ограничения не означают,
что федеральная собственность
на эту категорию земель незыблема.
Лесным законодательством
При переводе
лесных земель в нелесные для использования
их в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства и
Право
федеральной собственности на лесной
фонд не является исключительным. Статья
19 Лесного кодекса
Статья 19 Лесного кодекса о праве федеральной собственности имеет важное значение не только как статья, благодаря которой в федеральную собственность было передано свыше 50% земель страны. Она также сыграла роль важного правового прецедента, когда при помощи федерального закона, а не договоров, была разграничена государственная собственность. Наконец, ст. 19 Лесного кодекса знаменита тем, что стала предметом первого экологического спора, рассмотренного Конституционным Судом РФ по существу. В своем решении от 9 января 1998 г. № 1-П Суд признал Кодекс соответствующим Конституции РФ по порядку принятия. Суд определил, что обеспечить охрану лесного фонда и его рациональное использование возможно только путем общегосударственного управления на основе общегосударственных интересов и федеральной собственности. Если же лесной фонд будет разделен между РФ и отдельными субъектами РФ, поддержание общегосударственных интересов будет затруднено.
Функции государственного управления в области лесных правоотношений возложены на МПР России, включая территориальные органы ,— лесхозы . В систему органов управления лесным хозяйством входят также национальные парки, которые наделяются правами лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством.
Важным
принципом организации
В функции МПР России и его территориальных органов входят предоставление участков лесного фонда в пользование, выдача разрешительных документов на заготовку и вывозку древесины и других лесных материалов. Министерство организует проведение лесных конкурсов, выносит решения об отнесении лесов к группам лесов и категориям защищенности лесов первой группы, ведет государственный учет лесного фонда, осуществляет уход за лесом, а также мероприятия по охране лесов от пожаров, защите лесного фонда от вредителей и болезней леса. МПР России наделено необходимыми контрольными полномочиями.
Федеральная собственность на лесной фонд не исключает активного участия субъектов РФ в государственном управлении. Участки лесного фонда не могут быть переданы в аренду, безвозмездное пользование или краткосрочное пользование без решения по этому вопросу соответствующего органа субъекта РФ. Согласие субъектов Федерации требуется для передачи участков лесного фонда по договору концессии.
Правовой режим земель лесного фонда неоднороден и определяется преимущественно двумя факторами: во-первых, существенные различия в правовом режиме возникают в зависимости от группы, к которой отнесены леса; во-вторых, различные правовые требования действуют на лесных и нелесных землях.
В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса выделяются леса первой, второй и третьей групп.
К первой группе относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, а также леса особо охраняемых территорий. Леса первой группы делятся на 20 категорий защитности. Они включают леса, расположенные на защитных полосах вдоль транспортных магистралей, по берегам водных объектов; леса малолесных территорий, имеющие комплексное экологическое значение; леса, предотвращающие процессы эрозии, опустынивания; леса зеленых зон, национальных парков и др.
Лесопользование в пределах соответствующих участков лесного фонда осуществляется с учетом поддержания их защитного значения. Эти леса не имеют эксплуатационного значения. Основные площади лесного фонда в лесах первой группы находятся в общем пользовании граждан и используются для рекреации, сбора ягод, грибов и других видов побочного лесопользования. Частично участки лесного фонда закрепляются за отдельными физическими и юридическими лицами для ведения охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ, организации регулируемого туризма и отдыха.
Леса
второй группы выделяются в регионах
с высокой плотностью населения с развитой
сетью наземных транспортных путей, а
также в регионах с недостаточными лесными
ресурсами. Это также леса, расположенные,
главным образом, в экономически освоенных
регионах России, вблизи городов и промышленных
центров. Леса второй группы выполняют
водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические,
оздоровительные и иные экологические
функции, но одновременно имеют эксплуатационное
значение. Здесь действуют скорее не запреты,
а ограничения на лесопользование. В частности,
нет общего запрета на ведение рубок главного
пользования, однако по отношению к отдельным
участкам лесного фонда или на определенный
период такой запрет может быть введен.
Лесной фонд в лесах второй группы используется
как для различных видов общего лесопользования
граждан, так и может закрепляться за отдельными
лесопользователями, в том числе лесопромысловыми
организациями.
Леса третьей группы — леса многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение и использующиеся для промысловой заготовки древесины. Они делятся на освоенные и резервные, первые из которых передаются в аренду (концессию) лесозаготовительным организациям. Резервные леса, формируя стратегический запас лесных ресурсов, находятся преимущественно в общем пользовании граждан, а также временно предоставляются для целей, не связанных с заготовкой древесины.
На территории
лесов любой группы выделяются лесные
и нелесные земли. В пределах лесных
земель разрешается осуществление
видов деятельности, связанной с
использованием и восстановлением
лесов. Нелесные земли иредназначены для
размещения стационарных объектов лесохозяйственной
инфраструктуры. Земли здесь служат территориальным
базисом и лесоразведение не ведется.
Нелесные земли по возможности выделяются
для выполнения работ, не связанных с ведением
лесного хозяйства, например, для добычи
полезных ископаемых, прокладки коммуникаций,
строительства промышленных и иных объектов.
Нелесные земли, временно не используемые
для ведения лесного хозяйства, по решению
МПР России могут передаваться в аренду
на срок до 5 лет для ведения сельскохозяйственного
производства. Если для размещения объектов
требуются лесные земли, их использование
допускается в порядке перевода лесных
земель в нелесные для использования их
в целях, связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом.
Перевод осуществляется решением соответствующего
лесхоза, принимаемым с разрешения территориального
органа федерального органа управления
лесным хозяйством в субъекте РФ (ст. 64
Лесного кодекса).
Информация о работе Принципы Земельного права. Правовой режим земель лесного фонда