Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа
Водный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.1 Определение земель водного фонда разъясняет ст. 102 Земельного кодекса РФ – к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
АЛТАЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО
ФОНДА
2009 год
Водный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.1 Определение земель водного фонда разъясняет ст. 102 Земельного кодекса РФ – к землям водного фонда относятся земли:
1)
покрытые поверхностными
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Эти земли выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах и прилегающих территориях, которая приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого поступления загрязняющих веществ в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление водопользования невозможно без размещения в водоохранных зонах хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д.
Именно поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивать и запрещать осуществление отдельных видов деятельности, в результате которой может быть причинен вред водному объекту.
Создание охранных и защитных зон в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий т загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, бытовые, а также оздоровительные и другие потребности населения. Кроме того, земли водного фонда могут использоваться для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны. По существу, водоохранные зоны должны служить естественными барьерами, преграждающими поступление загрязняющих веществ в водные объекты в составе поверхностного и подземного стока.
Порядок
создания и правовой режим водоохранных
зон в настоящее время
Эффективность выполнения водоохранными органами защитных функций зависит от двух составляющих их правового статуса: обусловленности размеров и границ этих зон и условий их правового режима.3 Особенно сложным с научной точки зрения и болезненным с точки зрения экономики является вопрос об установлении границ водоохранных зон. На протяжении истории развития водоохранного законодательства нашего государства подход к решению этого вопроса претерпел значительные изменения.
Действующее водное законодательство принципиально изменило концепцию установления водоохранных зон и значительно ослабило требования к их правовому режиму.
Во-первых,
общий объем правового
Во-вторых, в Водном кодексе РФ 2006 г. закреплен формальный подход к созданию водоохранных зон, который был применен предыдущим законодательством для установления минимальных размеров этих зон с возможностью их дальнейшей корректировки в соответствии с разработанными проектами, учитывающими все необходимые факторы и условия4.
Водный кодекс Российской Федерации 2006 г.частично воспроизводит нормы «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» 1996 г. в части определения этим Положением минимальных размеров водоохранных зон водных объектов, а единственно возможную, учтывая только длину водотоков, а в отношении озер и водохранилищ – их рыбохозяйственную ценность.
Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно ширина водоохраной зоны реки составляет от 50 до 500 метров в зависимости от ее протяженности. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склона прилегающей территории.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, и обозначаются на местности водоохранными знаками установленного образца. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.
В отношении установления прибрежных защитных полос водоохранных зон действующее водное законодательство также пошло по пути упрощения и уменьшения их размеров. Если раньше на ширину прибрежных защитных полос, помимо крутизны склонов, влияли виды прилегающих к водному объекту угодий, и ширина полосы могла достигать 100 метров, то сейчас ширина полос устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров.5
Для
расположенных в границах болот
проточных и сточных озер и
соответствующих водотоков
Исключение составляют озера и водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежных защитных полос которых устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, их водоохранные зоны совпадают с прибрежными защитными полосами и не могут быть больше.
Для
водных объектов в пределах черты
поселения при наличии
Для создания эффективной защиты водных объектов от загрязнения и других видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности посредством водоохранных зон важное значение имеет установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории.
В пределах водоохранных зон запрещаются: 1) проведение авиационно-химических работ, применение химических средств, использование навозных стоков для удобрения почв; 2) размещение складов вредных веществ: ядохимикатов, мест складирования и захоронения хозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохранных зон менее 100 метров и крутизна склонов прилегающих территорий более 3 градусов; 4) размещение стоянок транспортных средств, в том числ на территории дачных и садово-огородных участков, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; 5) проведение рубок главного пользования; 6) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти.
Собственники расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.
В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются дополнительные ограничения. Запрещаются: 1) распашка земель; 2) применение удобрений; 3) складирование отвалов, размываемых грунтов; 4) выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; 5) установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; 6) движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
Участки
земель в пределах прибрежных защитных
полос предоставляются для
Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
При
этом обладатели прав на земельные
участки, находящиеся в водоохранных
зонах и прибрежных защитных полосах,
обязаны соблюдать режим
В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохраных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.
В
России существует государственный
контроль за использованием и охраной
водных объектов, который регламентируется
в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ
и в ряде подзаконных актов. Цель контроля
за использованием и охраной вод – обеспечить
правомерное поведение участников водных
отношений, в том числе реализацию прав
и строгое исполнение обязанностей водопользователей.
Достижение данной цели невозможно без
выполнения основных задач государственного
контроля, в том числе и – обеспечения
правового режима использования земельных
участков и иных объектов недвижимости,
расположенных в границах водоохранных
зон и зон специальной охраны источников
питьевого водоснабжения. Т.е. государственный
контроль обеспечивает соблюдение особого
правового режима. Но, несмотря на это,
правовое регулирование водоохранных
зон в Российской Федерации с точки зрения
охраны водных объектов от негативного
антропогенного воздействия в настоящее
время нельзя признать удовлетворительным
и необходимо его дальнейшее совершенствование.
Список используемых
источников