Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением

Содержание

Введение
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
2. Общая характеристика управления в области охраны и использования земель
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Государственный мониторинг земель представляет собой  систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга  земель являются все земли в Республике Беларусь [16, ст. 49].

Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Деятельность  органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.

Государственное управление землями является межотраслевой  деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью. Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.

Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает [15, с.79]:

* общее;

* специальное;

* ведомственное  управление землями.

Общее государственное  управление землями носит территориальный  характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

* местные представительные  органы государственной власти (местные  Советы) в пределах компетенции,  установленной Законом Республики  Беларусь “О местном управлении  и самоуправлении” и Кодексом  о земле Республики Беларусь;

* исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом о земле;

* администрации  свободных экономических зон  в тех случаях, когда в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь местные исполнительные  и распорядительные органы передают  им свои полномочия в части  изъятия и предоставления земельных  участков, передаче их в аренду.

Специальное государственное  управление землями осуществляется на республиканском и местном  уровне.

На республиканском  уровне его осуществлял Комитет  по земельным ресурсам, геодезии и  картографии при Совете Министров  Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы. В настоящее время этот Комитет несколько изменен и реорганизован в Комитет по имуществу Республики Беларусь.

В настоящее  время задачами Комитета по имуществу  в области управления землями  являются реализация функций государственного регулирования в области земельных  отношений, охраны и рационального  использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области.

На местном  уровне специальное государственное  управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при  местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по имуществу Республики Беларусь. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

Органы специальной  компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей  компетенции. Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

Анализируя государственное  управление в области охраны и  использования земель следует указать полномочия, которыми закон наделяет должностных лиц в этой области государственного управления. Так, ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет, что должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право:

- беспрепятственно  посещать при предъявлении служебного  удостоверения земельные участки  и знакомиться с землеустроительной  документацией и иными документами,  необходимыми для осуществления  государственного контроля за использованием и охраной земель;

- получать от  землепользователей объяснения  по фактам нарушения законодательства  об охране и использовании  земель;

- вносить в  установленном порядке предложения  о приостановлении проведения  проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;

- составлять  по результатам проверок соблюдения  землепользователями законодательства об охране и использовании земель акты проверок, протоколы об административных правонарушениях в области охраны и использования земель, выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель;

- представлять  в установленном порядке материалы  о проведенных проверках, другие  документы в соответствующие  государственные органы, а также  иным юридическим лицам для  решения вопроса о привлечении  к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране и использовании земель;

- осуществлять  иные полномочия, предусмотренные  законодательством.

При этом, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу этого органа и (или) в суд.

Управление земельным  фондом является сферой изучения многих наук. Отношения по управлению земельным  фондом носят государственно-властный характер, поэтому их нередко относят к сфере административного права. В условиях административно-командной системы прерогатива отдавалась нормам административного права. Практика доказала нежизненность командно-административных методов регулирования, что привело к негативным явлениям и в области земельных отношений (разбазариванию земель, существенному сокращению пахотных площадей, общему ухудшению условий хозяйствования).

Управление земельным  фондом в рамках только административного  права функционировать не может [15, с.79].

Административное  право и правовое регулирование  управления - неоднозначные понятия. Управление земельным фондом основывается на особых функциях, находящих проявление в режиме отдельных категорий  земель. Оно имеет свое содержание, отличное от содержания административного управления.

Управление земельным  фондом имеет свой особый объект - землю [21, с.6].

Административное  право имеет своим предметом  управление по отраслям народного хозяйства, управление земельным фондом одновременно, хотя и может быть отнесено к нескольким отраслям, но выходит за пределы каждой из них. В юридической литературе сделана попытка компромисса - утверждается, что управление земельным фондом как определенная часть государственного управления в целом одновременно входит в системы административного и земельного права. При этом административное право охватывает вопросы построения системы, внутреннюю структуру, формы и методы работы органов управления и ряд других.

Организация управления всегда составляла центр, ядро административного права. В условиях, когда государство являлось единственным собственником земли, оно установило и административно-правовую форму управления (распоряжения) ею.

В условиях реформирования системы управления земельным фондом наметилась тенденция постепенного отхода от административных методов, хотя полностью исключить их в нынешних условиях нельзя.

Расширился объем  управленческих полномочий (установление прав на землю, регистрация земельной  недвижимости и сделок с нею, распространение  информации о земельной собственности, землевладении и землепользовании, оценка и определение стоимости земли).

Управление земельным  фондом может быть государственным  и внутрихозяйственным. Это - две  взаимосвязанные стороны единого  процесса управления земельным фондом, осуществляемого и на общегосударственном уровне, и конкретными владельцами (пользователями) земли. Внутрихозяйственное управление землей предполагает организацию рационального использования и охрану земель собственниками, владельцами и пользователями. Порядок и условия такой деятельности устанавливаются государством.

Таким образом, управление земельным фондом - важнейшая  составная часть социального  управления в обществе в целом. Цель управления земельным фондом состоит  в организации рационального, эффективного использования земель и их охраны.

Объектом управления является деятельность в сфере землевладения, землепользования и охраны земель. До недавнего времени управление определялось как “непосредственное  заведывание землей”. При этом подчеркивалось, что оно осуществляется специально уполномоченными органами, в основе правоохранительной деятельности которых лежит государственное принуждение.

В земельном  праве управление земельным фондом рассматривается в нескольких аспектах.

Как самостоятельный  институт - это совокупность норм, устанавливающих порядок учета земель и ведения земельного кадастра; мониторинг земель; проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов; осуществление контроля за использованием земель; воспроизводство земельных ресурсов; разрешение земельных споров [17, с. 190].

Этот самостоятельный  правовой институт включает две группы норм: материальные и процессуальные. Материальная группа норм регламентирует права и обязанности организаций  и граждан, участвующих в управлении. Процессуальная группа норм определяет порядок возникновения, изменения и прекращения этих прав и обязанностей. Без наличия процессуальной формы материальное содержание управления земельным фондом не имело бы средств реализации.

Управление земельным  фондом - это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель [21, с. 7].

Наконец, управление состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций.

3. Функции государственного  управления землями и их характеристика

Содержание государственного управления землями составляют функции  управления, т.е. виды деятельности, необходимые  для организации рационального  использования и охраны земель. Вид  и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель [16, ст. 40].

К функциям управления землями относятся следующие [15, с.79]:

1) планирование  и прогнозирование использования  и охраны земель;

2) распределение  и перераспределение земель;

3) учет земель  и ведение государственного земельного  кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг  земель;

6) государственный  контроль за использованием и  охраной земель;

7) разрешение  земельных споров.

Первая из функций  такого управления - планирование и  прогнозирование использования и охраны земель - является главнейшей по своему значению, поскольку позволяет государственным органам вовремя реагировать на изменения мировых тенденций в области земельно-собственнических отношений, определять характер правоотношений государства и других субъектов права по поводу земельных отношений.

Кроме того, на результатах  такой деятельности строится вся  политика государственных органов  при осуществлении других своих  функций в области охраны и  использования земельных ресурсов, решаются вопросы распределения и перераспределения земель как по категориям собственников, так и по видам и категориям земель [23, с. 96].

Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда