Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:56, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение нормативно- правовой документации по осуществлению кадастрового учёта земельных участков, технологий его ведения.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, цели, принципы государственного кадастрового учета земельных участков.
2. Становление и развитие законодательства о кадастровом учете земель в России.
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский Государственный Университет
Им. Н.Г.
Чернышевского
Юридический факультет
Кафедра
конституционного и муниципального
права
Курсовая
работа
Учебная дисциплина
Земельное
право
Тема: « Правовая
природа кадастрового учета земельных
участков»
Выполнила: Студент 6 курса, 611 группы
Заочного отделения. Специальности «Юриспруденция»
Антонова Екатерина Сергеевна
Проверила:
Аверьянова Наталья Николаевна
Саратов - 2011
ВВЕДЕНИЕ
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время земля – является источником жизни на земле. Человечество развивается, становится более динамичнее и все быстрее заселяется на неизвестных и не оприходованных землях. Государству нужно знать и вести подсчет недвижимого имущества граждан, знать какие права граждане имеют на это имущество. С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений. Земля стала объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Переход прав на целые земельные участки от одних землевладельцев к другим, т.е. распоряжение землей осуществляется на сегодняшний день по воле этих лиц без доминирующего участия органов власти. В настоящее продолжается реформирование правовых основ государственного кадастрового учета земельных участков, причем данное реформирование перешло в активную его фазу. В данной курсовой работе я постараюсь определить, как развивался Государственный Кадастр Недвижимости, его природу историю и значение. Кадастровому учёту подлежит всё, что находится над и под поверхностью земельного участка. Объектами кадастрового учёта служит не земля, а предоставленные тем или иным субъектам земельные участки и права на них, которые находят своё отражение при государственной регистрации прав на землю, а также в других документах земельного кадастра.
На
сегодняшний день государственный
земельный кадастр представляет
собой в основном систему государственного
кадастрового учета земельных участков
для целей регистрации прав. Иными
словами фактически выполняет только
учетную функцию. Однако одной из
основных функций государственного
земельного кадастра сегодня продекларирована
и фискальная функция, обеспечивающая
формирование налогооблагаемой базы для
установления земельного налога. Для
обеспечения реализации этой важнейшей
для экономического развития административно-
Государственный
земельный кадастр создается
и ведется в целях
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Создание и ведение фундаментального земельного кадастра служит многим целям.
Перечисленные функции кадастра относятся к сфере государственного и муниципального управления:
- сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
- истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета
объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
- в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
- кадастровые
сведения являются
§2. История становления института кадастрового учета земельных участков |
Первое
упоминание о кадастре относятся
к Х веку и связаны со сбором поземельного
налога и оценкой земель, а первое упоминание
о ведении работ по межевому (кадастровому)
картографированию для отвода земель
Святогорскому монастырю на Псковщине
относится к 1483г.2
В конце XV столетия начала организовываться поместная система - правительство, раздавая незанятые и незаселенные земли в тех местностях, где уже были владельцы, должно было указать каждому место его владения, отвести ему дачу. В этого период (со времени Ивана IV) вошли в употребление новые единицы, еще хозяйственные и неточные: для пашни - четверть, для лугов - копны, для лесов - версты и четверти. Таким образом, почти все поземельное владение московского служилого сословия - происхождения служебного, и право на земли по первоначальному происхождению шло от государя. Посему каждое вотчинное право на землю в средней России, по началу и происхождению своему, примыкает к отводу от правительства. В XV столетии утвердилась поместная система3. С этого времени государственная власть стремилась приступить к строгому определению границ каждой вотчины. Главным
основанием права собственности
служило утверждение или В писцовых
наказах 1680-1684 гг. межевание впервые
отделяется от описания земель и землевладельцев
для целей налогообложения. Основной
задачей валовых писцов являлось
размежевание земель, но при этом им
вменялось в обязанность Генеральное межевание активно продолжалось до конца 19 столетия. Новый импульс к упорядочиванию поземельной собственности дали столыпинские реформы, направленные на массовый передел (разверстание) земель крестьянских общин в единоличные наделы. Однако реформа была прервана чередой революций и приходом к власти советов. Новая власть исходила из необходимости проведения земельной реформы на базе национализации всех земель, отмены частной собственности на землю и объекты недвижимости и передачи земли в руки тех, кто ее обрабатывает. Одним из первых практических шагов по реализации этой программы стал Декрет ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917г5, который провозгласил отмену частной собственности на землю. Сделки с недвижимостью были запрещены в декабре 1917 г. Декретом ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» от 20 августа 1918г6 был определен правовой статус городских земель и недвижимости. Все городские земли и строения, изъятые из частной собственности, подлежали передаче в распоряжение местных органов власти. Принятие новых законодательных актов закрепило непосредственное распоряжение единым государственным земельным и жилищным фондом за народными комиссарами и местными органами власти. Функции управления недвижимостью были переданы Управлению коммунального хозяйства НКВД и исполкомам. После 1917г. складывается ситуация когда земля, де факто, перестает быть объектом налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельных книгах. Такая система управления государственной собственностью на средства производства и землю не способствовала развитию кадастровых работ в России и коренным образом изменила путь развития кадастра.7. В 1922 г. принимается Земельный кодекс РСФСР.8 В основе новых земельных отношений лежит государственная собственность на землю. Конституция РСФСР (1937г.)9 закрепляет, что советское государство является единым и единственным собственником на землю. Земля изъята из гражданского оборота. В тоже время советская власть не отказывается от учета земель, называя такой учет социалистическим землеустройством. Под землеустройством понималось – система мероприятий по отводу, размежеванию и внутрихозяйственному устройству земель, установление точных границ земельных массивов10. Землеустройство имело не только техническое, но и правовое значение, т.к. оно связано с возникновением, изменением и прекращением земельных правоотношений, с закреплением конкретных прав на землю, предоставляемых тем или иным субъектам землепользования. Впервые термин «государственный земельный кадастр» в современном понимании появился в 1968 г. в связи с принятием 13 декабря Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.11 Между тем, первоначально земельный кадастр выполнял в основном фискальные функции, а лишь потом к ним стали добавляться правовые функции, связанные с регистрацией и защитой прав собственности на землю и в целом на недвижимость. С либерализацией земельных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. начало оформляться понимание государственного земельного кадастра, близкое к современному. В начале 90-х гг. принимается Земельный кодекс РСФСР, ряд программных актов, и актов регулирующих общие вопросы ведения государственного земельного кадастра. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации»12; Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 622); Распоряжение Совета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1786-р О разработке концепции Единого государственного кадастра РФ; Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»13. С 11 октября 1991 г. принят Закон «О плате за землю», который установил, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута. Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. От 19 марта 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены новые свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения. 25 августа 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов. Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. Это повлекло за собой изменение многих положений земельного кадастра, касающихся научных и методических основ земельной регистрации, учета и оценки земель. Указом были введены новые формы свидетельства на право собственности на землю и других регистрационных документов. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества – ипотеке. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом. В 1994 году деятельность органов, ведающих земельным кадастром в России, была направлена на реализацию вышеуказанных законов, указов Президента РФ и постановлений Совета Министров РФ. К наиболее значимым документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года «О порядке определения нормативной цены земли», установившей ее в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра. В содержание земельного кадастра, в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., включено получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. определил, что государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки. Объектом земельного кадастра является земельный фонд Российской Федерации, независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования. Земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.
Современный Государственный земельный
кадастр призван обеспечить государство
и граждан следующей актуальной юридически
значимой для развития государства и общества
информацией: гарантия прав собственности
и их надежная защита; поддержка системы
налогообложения земли и иной недвижимой
собственности; гарантия ипотечных кредитов;
развитие и контроль земельного оборота;
проведение государственного контроля
за охраной и использованием земель; рассмотрение
земельных споров; проведение земельной
реформы, включая приватизацию земли;
развитие территорий, планирование и эффективное
использование земельных ресурсов; рациональное
использование окружающей среды. В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли. Составной
частью земельного кадастра является
государственный кадастровый До настоящего времени учет земель представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости (разработанная в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества. Назначение автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости – создание единой системы, функционирующей на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости. Автоматизированная система обеспечивает доступность сведений кадастра, прозрачность рынка недвижимости, упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создания системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами, увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней. Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости, информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр, сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.
Таким образом, проведение земельной реформы
еще раз подчеркнуло необходимость государственного
земельного кадастра как системы информации,
обеспечивающей осуществление государственного
регулирования земельных отношений и
управления земельными ресурсами в Российской
Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Земельный
кадастр служит прежде всего публичным
интересам государства о рациональном
использовании и охране земельных ресурсов
страны. Нельзя забыть о служении земельного
кадастра также частным интересам и целям
собственников, землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земли. Так, всякое юридическое
и физическое лицо, совершая сделку, предметом
которой является земельный участок и
находящееся на нем недвижимое имущество,
не может ее совершить грамотно и с выгодой
для себя, не получив от органов, ведущих
земельный кадастр, достоверные сведения
о кадастровой оценке данного земельного
участка, законных правах его владельца,
сервитутах и других обременениях и особенностях
правового положения избранного предмета
сделки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, 2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О государственном кадастре недвижимости" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017, |
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824. |
Информация о работе Правовая природа кадастрового учета земельных участков