Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:48, реферат
Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права.
Введение.......................................................................................................................2
субъекты и виды права собственности на землю.....................................................3
содержание права собственности на землю..............................................................5
собственность РФ и субъектов РФ на землю...........................................................8
муниципальная собственность на землю................................................................11
частная собственность на землю..............................................................................12
заключение.................................................................................................................17
список литературы.....................................................................................................18
План
Введение......................
субъекты
и виды права собственности на
землю.........................
содержание
права собственности на землю.........................
собственность
РФ и субъектов РФ на землю.........................
муниципальная
собственность на землю.........................
частная
собственность на землю.........................
заключение....................
список
литературы....................
Введение
Земельное
право относится к числу
После революции 1917 г. возникло советское
земельное право.
Прошло
почти десятилетие с начала 90-х
гг., когда началась земельная реформа
в нашей стране. С тех пор
земельное законодательство сильно
изменилось. Государственная собственность
на землю перестала быть исключительной.
Ныне существует частная и публичная
(государственная и
Формирование рыночных отношений, экономические
реформы не могли не отразиться на содержании
земельного законодательства.
За последние
годы приняты Земельный Кодекс Российской
Федерации, Градостроительный кодекс
Российской Федерации, Федеральные законы
«О государственном регулировании обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного
назначения», «О мелиорации земель» и
другие нормативные и иные акты, касающиеся
данной сферы.
Субъекты и виды права собственности на землю
Особенностью
права собственности на землю
в России является то, что виды прав
на землю определены в законодательстве
“по субъектам”.
Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что
земля может находиться в частной, муниципальной
и государственной собственности.1
Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности и имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Субъект права собственности на землю - это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством. Нормы, посвящённые правовому статусу иностранных лиц как участников общегражданского оборота содержатся в третьей части действующего Гражданского кодекса РФ. Так в ст. 1196 ГК содержится положение, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом. Это положение означает, что по общему правилу иностранные граждане и юридические лица имеют те же самые права на приобретение и распоряжение любым имуществом, что и российские граждане и юридические лица. Исключение из этого общего правила могут устанавливаться иным федеральным законом. Первым и наиболее существенным из всех ограничением гражданских прав иностранных лиц в сфере собственности на землю являются положения п.3ст.15 Земельного кодекса, согласно которым иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и на иных установленных особо территориях РФ.2 Это положение не позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам и лицам без гражданства приобретать земельные участки на территориях, которые являются приграничными в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ, поскольку соответствующий Указ Президента РФ, который определяет перечень этих территорий был утвержден 9 января 2011 г. А до этого момента, Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса вносил в выше упомянутое положение существенные коррективы. Согласно п.5 ст.3 Закона, до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление иностранным лицам земельных участков на территориях, являющихся приграничными в соответствии с законодательством о государственной границе не допускалось. Что касается приобретения иностранцами земли у частных лиц, то такое приобретение юридически возможно. Таким образом, участие иностранцев на российском рынке земли возможно, за некоторыми вполне оправданными и диктуемыми соображениями государственной безопасности ограничениями.
Субъектами
права государственной и
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования.
Содержание права собственности на землю
Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом. В частности, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК).3 Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. В первом случае речь идет о возможности собственника — обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. В юридическом смысле правомерность этих действий подтверждается в индивидуальных юридически значимых документах.
Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей, Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку.
Все
три правомочия юридически существуют
как единство и закрепляются за соответствующими
субъектами в виде права собственности
на основании различных
Правомочия
владения, пользования, распоряжения составляют
содержание и других вещных прав, к
которым гражданское
Право собственности не означает обязанности собственника всегда самому владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком. По своему желанию и в соответствии с требованиями закона он имеет право передать часть своих правомочий другим лицам. При передаче отдельных правомочий собственник ограничивает свое право собственности, но не теряет его. Так, собственник может передать свой земельный участок другим лицам в пользование, ограничив тем самым свои правомочия владения и пользования. В определенных случаях возможна передача несобственникам некоторой части правомочий распоряжения, за исключением отчуждения права собственности помимо воли собственника.5
Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. Применительно к частной собственности данный принцип зафиксирован в Конституции РФ, ч. 2 ст. 36 которой гласит: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».6
Действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности.
Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.
На практике
представлены все три перечисленные
в Конституции РФ формы собственности
на землю: государственная, муниципальная,
частная.
Собственность
РФ и субъектов РФ на
землю
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству.
Государство
как субъект права
Учитывая федеративное устройство России
и существование двух уровней государственной
власти, предусматривается, что право
государственной собственности существует
в виде: Федеральной собственности и собственности
субъектов РФ.
На каждом уровне правомочия владения,
пользования и распоряжения распределены
между исполнительными органами, соответствующими
министерствами и ведомствами, а также
местными органами самоуправления, и реализуются
через систему государственных полномочий
и функций управления.
Объектом права государственной собственности
выступают индивидуально обособленные
земельные участки, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц и муниципальных
образований (ст. 214 ГК, ч. 1 ст. 16 ЗК). Государственные
земли - наиболее обширны по площади, имеют
наиболее существенную экономическую
и экологическую значимость. На государственных
землях размещается большинство промышленных
предприятий, подавляющее большинство
земель природоохранного назначения находятся
в государственной собственности.
С развитием права государственной собственности
связывается сложная проблема ее разграничения
на право федеральной и право субъектной
собственности. Проблема вызвана недостаточно
ясно выраженной позицией государства
относительно того, каким образом осуществить
разграничение. Используются два юридически
несогласованных подхода. С одной стороны,
предусматривается проведение жесткого
разграничения права государственной
собственности физически, по объектам,
и юридически. С другой, разграничение
права государственной собственности
одновременно предусматривается путем
разграничения предметов ведения и полномочий
по управлению земельными правоотношениями
между государственными и субъектными
органами государственной власти без
физического разграничения самих земель
и соответствующего закрепления самостоятельных
прав собственности РФ и субъектов РФ.7