Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – исследовать предмет метод и систему земельного права с точки зрения современного законодательства Республики Беларусь. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать понятие и сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Республики Беларусь;
• изучить методы земельного права;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА . . .
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА . . . . . .
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА . . . . . . . . .
ГЛАВА 4 ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . .
Принципы отрасли права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе – Кодексе о земле.
Статья 5 Кодекса о земле формулирует следующие основные принципы.
1. Государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие.
Управление земельным фондом – важнейшая составная часть социального управления в обществе в целом. Цель управления земельным фондом состоит в организации рационального, эффективного использования земель и их охраны.
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству.
В сферу общего государственного управления включается законодательная деятельность высших органов государственной власти в области регулирования земельных отношений. Высшие органы государственной власти и управления в данной области занимаются разработкой и совершенствованием пепельного законодательства; устанавливают порядок, ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей; разрабатывают и выполняют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами республиканские программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; контролируют использование и охрану земель; организуют землеустройство и ведение государственного земельного кадастра; разрешают земельные споры и другие вопросы, отнесенные к их компетенции.
2. Обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними.
В Республике Беларусь создается и ведется единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он включает:
регистрационные книги;
регистрационные дела;
кадастровые карты;
журналы регистрации заявлений;
другие документы.
Ведение документов такого регистра осуществляется на бумажных носителях. Регистрационные книги, кадастровые карты и журналы регистрации заявлений ведутся также на электронных (магнитных) носителях.
По общему правилу совершение регистрационных действий возложено на регистраторов территориальных организаций по государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда недвижимое имущество расположено на территории более чем одного регистрирующего округа, а также когда регистрационные действия необходимо совершить в отношении предприятия как имущественного комплекса или в отношении объектов специального назначения. Для государственной регистрации необходимы определенные необходимые правовые основания [6, с. 30-33].
3. Единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений). Согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
4. Использования земельных участков по целевому назначению. Если имущество (здания, сооружения, машины и т.п.) может использоваться не только по целевому, но и по иному назначению (производственное здание в качестве склада, трактор – иногда в качестве средства перевозки грузов), то землю недопустимо использовать для тех целей, которые не указаны в документе, удостоверяющем режим ее использования. Например, недопустимо использовать пашню под лесопосадки, если она не отведена для этих целей, и наоборот, участок, предназначенный под лесопосадки, нельзя постоянно использовать под пашню.
Целевое назначение земель установлены законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Правовой режим определяет совокупность правил их использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным лесным, водным, природоохранным законодательством о недрах, и распространяется на земли определенной категории. На землях, отнесенных к нескольким категориям, действуют все правила и ограничения, установленные для соответствующих категорий земель.
Строго целевое использование земли представляет собой центральный момент земельного законодательства, поскольку режим эксплуатации земель, по сути, сводится к отнесению их к категориям, указанным в ст. 6 Кодекса о земле.
5. Приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет перед другими категориями, выражающийся в следующем:
в первоочередном порядке предоставляются для нужд сельскохозяйственного производства угодья, пригодные для сельскохозяйственных целей;
для несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для сельского хозяйства, либо, в исключительных случаях, сельскохозяйственные угодья худшего качества;
устанавливается перечень земельных участков, представляющих особую ценность для данного региона, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, изъятие которых не допускается.
6. Эффективного использования земель. Принцип эффективного использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель: при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационально, т.е. использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий; при использовании земель несельскохозяйственного назначения эффективность выражается в максимальной экономии земельных участков, размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом; при использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т.п.) эффективным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.) [6, с. 35].
7. Охраны земель и улучшения их полезных свойств. Охрана земель – это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:
предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;
обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
создать механизм учета и проверки экологического состояния земель.
Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-
8. Платности землепользования. Принцип платного использования земель, являющийся обязательным условием их эффективной эксплуатации. Например, применение на некоторых территориях страны норм бесплатного отвода земель для ведения крестьянского хозяйства вместо стимулирования их развития дало обратный эффект, поскольку люди относились к бесплатно полученному участку как к даровой вещи.
Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом.
9. Установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов.
10.Гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан.
11. Защиты прав землепользователей.
Система земельного права – это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права [6, с. 41-42].
Общая часть системы земельного права – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.
Общей части системы земельного права Республики Белорус подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению – соответствующему признаку.
Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает земельные отношения в зарубежных странах [4, с. 23].
Особенная часть складывается институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, и выражающих особенности, свойственные регулированию отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Земельное право Республики Беларусь – это относительно обособленная отрасль системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), предназначенных для регулирования земельных отношений на территории Белоруссии.
Предмет земельного права – это общественные (земельные) правоотношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель.
Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Республики Беларусь, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и метод дозволения.
Система земельного права – это совокупность правовых институтов, регулирующих однородные земельные отношения. Институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.
Общая часть земельного права – совокупность правовых норм и положений, относящихся ко всей отрасли в целом. Общей части подчинена Особенная часть, которая складывается из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, который выражает особенности, свойственные регулированию отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда Белоруссии, которые существуют в рамках общего правового режима, установленного в Общей части.
В перспективе земельное право будет охватывать весь комплекс отношений по поводу недвижимости, постепенно формируется право недвижимости как единая самостоятельная отрасль белорусского права. Возможно, сохранится его нынешнее название «земельное право». Создание права недвижимости (земельного права) как отрасли права явится завершением процесса развития земельного права в нашей стране в условиях рыночной экономики, что соответствует тенденциям правового регулирования в этой области, в том числе и в зарубежных странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 июля 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 7 янв. 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
II Литература
4. Бакиновская, О.А. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы. / О.А. Бакиновская. – Минск: Тетра Системс, 2006. – 169 с.
Информация о работе Понятие, предмет, метод и система земельного права