Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами правонарушения. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех четырех элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Работа содержит 1 файл

кнт-рб.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     нарушение законодательства об экологической  экспертизе (ст. 8.4);

     порча земель (ст. 8.6);

     невыполнение  обязанностей по приведению земель в  состояние, пригодное для использования  по целевому назначению (ст. 8.7);

     использование земель не по целевому назначению, неиспользование  земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий  по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8).

     Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, а также  законами субъектов РФ, рассматриваются  в пределах компетенции, установленной гл. 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».

     Так, в частности, ст. 23.21 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный  контроль за использованием и охраной  земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст. 8.6 - 8.8, а с 1 января 2011 г. - также ст. 7.34 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных выше органов вправе: главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель (его заместители); главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель (их заместители) и главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

     Уголовная ответственность. Уголовная ответственность  применяется при совершении правонарушений, которые квалифицируются как  преступления - виновно совершенные  общественно опасные деяния, запрещенные  Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В отличие от остальных видов правонарушений преступления характеризуются наибольшей степенью общественной опасности.

     Хотелось  бы заметить, что практика привлечения  к уголовной ответственности  за так называемые «земельные» преступления почти не сформирована. В большинстве случаев при обнаружении фактов загрязнения или иной порчи земель применяют меры административной ответственности либо гражданско-правовой, поскольку подобным нарушениям не придают особой значимости и не считают их общественно опасными.

     Дисциплинарная  ответственность. Дисциплинарная ответственность  возникает вследствие совершения дисциплинарного  проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных  на него трудовых (служебных) обязанностей.

     Земельным кодексом РФ (ст. 75) предусмотрено, что  должностные лица и работники  организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут  дисциплинарную ответственность в  случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

     Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной  и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

     Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие совершения гражданско-правового правонарушения, которое иначе именуется деликтом. Под деликтом понимаются противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормам гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям.

     Меры  гражданско-правовой ответственности  имеют главным образом имущественный  характер и заключаются, как правило, либо в возмещении убытков (вреда) стороне, чьи имущественные права нарушены, либо во взыскании в пользу этой стороны денежных сумм (неустойки штрафа, пени) или имущества. Мерами гражданско-правовой ответственности являются и случаи имущественного (только денежного) возмещения (компенсации) морального вреда, который может быть причинен личности (гражданам) нарушением ее прав.

     Гражданско-правовая ответственность в первую очередь  выступает как средство охраны (защиты) интересов и прав участников гражданских  правоотношений и ее преимущественной функцией является компенсационная (восстановительная). Это означает, что основной задачей применения мер гражданско-правовой ответственности является восстановление нарушенных прав и (или) компенсация причиненных убытков (вреда). Кроме того, меры гражданско-правовой ответственности выполняют и стимулирующую функцию, которая призвана стимулировать должное поведение и исполнение принятых на себя обязательств.

     Самовольно  занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных  участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

     Согласно  положениям ч. 1 ст. 62 Земельного кодекса  РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Указанным положениям соответствуют нормы ст. 15 ГК РФ, которыми установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

     Под убытками понимаются:

     расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного  права (фактические и будущие  расходы);

     утрата или повреждение имущества (реальный ущерб) лица, чье право нарушено;

     неполученные  доходы, которые лицо, чье право  нарушено, получило бы при обычных  условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная  выгода).

     В части 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре:

     восстановлению плодородия почв;

     восстановлению  земельных участков в прежних  границах;

     возведению  снесенных зданий, строений, сооружений;

     сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений;

     восстановлению  межевых и информационных знаков;

     устранению  других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

     Возмещению  подлежат также убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в  результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю  и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 61 Земельного кодекса РФ). Порядок такого возмещения регулируется нормами гражданского законодательства.  

     3.Ответственность  за порчу и загрязнение  земель. 

     Согласно  пункту 1 комментируемой статьи юридические  лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный  в результате совершения ими земельных  правонарушений. Между тем вред собственникам и иным титульным владельцам и пользователям земли может быть причинен также и органами государственной власти и местного самоуправления либо их должностными лицами. В законодательстве закрепляется норма, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

     Гражданское законодательство предусматривает  при возмещении вреда взыскание  убытков, которые уже понес потерпевший  к моменту предъявления иска в  суде. При возмещении вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в основном будущих расходов на произведение восстановительных работ.

     Размер  убытков, причиненных земле, исчисляется  в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками, а в  остальных по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. Ст. 78 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона). Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется согласно ст. 78 данного Закона исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

     Для определения размера возмещения убытков, причиненных в результате порчи земли как природного объекта, Приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г. утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Эта методика устанавливает правила исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Методика определения размера ущерба состоит в следующем. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основе материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

     Применяется также методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. Эта методика предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.

     Создание  специальных методик расчета  вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. При предъявлении исковых требований не всегда удается определить характер и объем всех последствий причиненного вреда, так как цепочка вредных последствий обусловлена взаимосвязью элементов природного комплекса. Ведь не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. Поэтому установление специальных такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение размера взысканий.

     Применение  такс и методик для расчета  размера причиненного вреда на практике не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, так как стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния земли может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам. Минприроды России были предприняты попытки применить иной принцип определения расчета для исчисления размера взысканий. Так, согласно пункту 3.1 Порядка определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами размер ущерба от загрязнения земель определяется исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если оценить такие затраты невозможно, то размер ущерба от загрязнения земель рассчитывается по методике.

     Иногда  суды необоснованно отказывают в  иске, ссылаясь на отсутствие специальных методик для расчета размера ущерба. 

     За  нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков в ст. 62 ЗК РФ предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 62 ЗК РФ). 
 
 

Заключение. 

     Структура и этапы бюджетного процесса в  цивилизованных странах, независимо от их общественно – политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально важным определение и использование таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позволяет эффективно распорядится, бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.

Информация о работе Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства