Понятие и состав земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:15, автореферат

Описание работы

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
Понятие земли в земельном праве - это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РК.

Содержание

1.Введение

2.Правовой режим лесного фонда

3.Лесной кодекс РК

4.Понятие и состав лесного фонда

5.Управление лесным фондом

6.Организация лесного хозяйства

7.Право землепользования на землях лесного фонда

8.Заключение

9.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

      9) платности пользования лесными ресурсами;

      10) доступности информации о состоянии лесного фонда ;

      11) участия населения и общественных объединений в охране и защите лесного фонда.

4.Понятие и состав лесного фонда

 

В понятие "лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

 

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

 

Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи ческой стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей при родной среды.

 

Воспроизводство лесных ресурсов меры по повышению продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава

 

Охрана лесов меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу. Защита леса система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Управление лесным фондом

 

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции.

 

Осуществлялась реформа  лесоуправления, разработаны пилотные модели разделения хозяйственных и управленческих функций в лесхозах. Это  создало правовую и практическую основу для коренной реформы управления в лесном хозяйстве с переносом основных прав, полномочий и ответственности в сфере управления лесным фондом и лесопользованием на региональный уровень.

 

Сложилась устойчивая тенденция роста покрытых лесами земель, устойчивости и продуктивности лесных насаждений. Впервые за последний период достигнуто превышение объемов лесовосстановления над площадью выбытия лесов от рубок главного пользования. За прошедший период вдвое увеличена доля долгосрочной аренды в общем объеме переданных в пользование лесов. Обеспечен рост предложения лесных ресурсов. Активизировалась практика использования участков лесного фонда для таких современных форм лесопользования как рекреационные цели, нужды охотничьего хозяйства. Возросли объемы использования земель лесного фонда в целях  недропользования и строительства объектов инфраструктуры, что позволило обеспечить развитие важнейших приоритетных проектов промышленности, транспорта и энергетики.

 

В результате совершенствования стратегии и практики ведения лесохозяйственных мероприятий обеспечено устойчивое сокращение ущерба от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, удвоение  доходов лесного  хозяйства. Современными методами дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием охвачено около четверти территории с интенсивным освоением лесных ресурсов.

 

Выполнение основных положений Концепции развития лесного хозяйства обеспечило повышение инвестиционной привлекательности лесной промышленности,  оснащение  ряда лесозаготовительных предприятий современной техникой. 

 

В последнее время Казахстан стала активным участником многих международных процессов и инициатив, повышающих уровень и международный престиж отечественного лесного хозяйства.

 

 

• Вместе с тем, в целом не удалось преодолеть многолетнее отставание лесного сектора. Не обеспечен приоритетный доступ к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины и способных взять на себя проведение всего комплекса лесохозяйственных мероприятий. Недостаточны объемы строительства лесных дорог многоцелевого назначения. В структуре лесного экспорта продолжают  преобладать  круглые лесоматериалы. На эффективность использования лесных ресурсов отрицательно влияют такие факторы, как отсутствие актуальной информации о лесном фонде, недостаточно высокое качество таксации насаждений и оценки товарной структуры древостоев,  снижение требований к материалам аэрофотосъемки.

 

Снизились объемы активных мер лесовосстановления и  практически прекращены из-за отсутствия механизма финансирования  работы   по защитному лесоразведению на нелесных землях. 

 

Поступающий в федеральный бюджет лесной доход не покрывает  затраты государства на ведение лесного хозяйства. 

 

Напряженная социально-трудовая ситуация в лесном комплексе и низкий уровень оплаты труда привели к оттоку высококвалифицированных специалистов из отраслей лесного комплекса.

 

Остается недостаточно эффективным механизм взаимодействия структур лесоуправления и лесопользования с институтами гражданского общества и гражданами.

 

 

• Участники VI Всероссийского съезда лесоводов, проанализировав в ходе проведения «круглых столов» опыт лесоуправления в стране, достижения и проблемы лесного хозяйства, подтверждают исключительную роль лесов для экономического роста страны и сохранения благоприятной среды обитания.

 

Съезд выдвигает следующие предложения, направленные на повышение эффективности лесоуправления и лесопользования, а также улучшение состояния лесов.К ведению Основы лесного законодательства относят следующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов управления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за пользование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т.д.

 

В ведение субъектов Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; участие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение совместно с РК лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образование населения с обеспечением его необходимой экологической информацией и т.п.

 

К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом относятся участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограничении или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нарушения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

 

Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов защитно-санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции леса.

 

Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам_"общей компетенции"  закон относит Президента РК, собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.

 

В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят служба лесного хозяйства, имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Республики, лесхозы в районах и городах, лесничества.

 

Служба лесного хозяйства, согласно Положению, утвержденному Правительством, разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств.

 

С этой целью служба ведет учет лесного фонда и организует ведение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возложены данные функции.

 

Служба лесного хозяйства организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам службы привлекать лесонарушителей к административной ответственности. Кроме того, своим решением они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятельность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законодательство и причиняющих вред лесу.

 

 

6.Организация лесного хозяйства

 

Основная функция службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

 

Основные требования к ведению лесного хозяйства  включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

 

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот) .

 

Основные требования ведения лесного хозяйства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы. Они распространяют ся на всех лесопользователей в лесах РК. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

 

Все леса Казахстана по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

 

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

 

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

 

В Основах лесного законодательства РК расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

 

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

 

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству.

 

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РК.

 

 

 

 

 

 

7.Право землепользования на землях лесного фонда

 

Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являются лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектами права землепользования служат земельные участки лесного фонда. Причем у колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передается лесной фонд этого колхоза (или совхоза)

 

Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному ведению и управлению. Для землепользователей земель лесного фонда характерно то, что они наделяются законом полномочиями владения лесным фондом.

Информация о работе Понятие и состав земель лесного фонда