Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:17, курсовая работа
Право собственности не является единственной правовой формой реализации экономических отношений собственности, в том числе и земельной. Они могут быть оформлены и с помощью иных, разнообразных вещных, а также обязательственных прав.
Вещные права отличает особое содержание, они носят бессрочный характер. Вещные правоотношения являются абсолютными, виды, способы приобретения вещных прав, форма и условия их действительности строго определены законодательством.
В отличие от обязательственных, вещные права имеют всегда индивидуально-определенный объект, устанавливаются независимо от воли субъектов, не являющихся носителями таких прав. При столкновении вещных и обязательственных прав последние уступают место первым. Иск в защиту вещных прав может быть направлен против каждого лица, нарушающего право.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Право землевладения граждан
Во-первых, его отличает пожизненность.
Так, сроки землевладения
Во-вторых, земельные участки, закрепленные
на этом праве за гражданами, могут
передаваться по наследству. Гражданин,
обладающий правом пожизненного наследуемого
землевладения, имеет права владения
и пользования земельным
В-третьих, право пожизненного наследуемого
землевладения граждан
Личное подсобное хозяйство
предназначено для
Коллективное садоводство и дачное строительство удовлетворяют, кроме того, потребности граждан и членов их семей в загородном отдыхе, продуктах садоводства и огородничества.
Участки индивидуального жилищного строительства служат решению жилищной проблемы.
В-четвертых, к числу таких особенностей следует отнести ишрокий круг полномочий землевладельцев и право их самостоятельного хозяйствования на земле. На основании ст.64 Кодекса о земле землевладелец имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, размещать постройки и сооружения, производить по своему выбору посевы и насаждения, использовать для своих нужд полезные ископаемые из числа общераспространенных (торф), пользоваться водными объектами и др. Объем его правомочий по использованию земли совпадает с кругом прав земельных собственников. Однако в отличие от собственника земли землевладельцу не предоставлено в полном объеме право распорядиться земельным участком по своему усмотрению: продать его, заложить, совершить иные распорядительные действия, а также сделки, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка.
Земельный участок может быть предметом обмена. Так, член садоводческого товарищества имеет право производить обмен садового участка на участок в другом садоводческом товариществе с целью приближения к месту жительства или по другим уважительным причинам по решению общего собрания членов товариществ.
Землевладелец имеет право отказаться
полностью или частично от земельного
участка. В таком случае участок
подлежит передаче в распоряжение местного
исполнительного и
Члену садоводческого товарищества предоставлено
право отказа от части садового участка
или раздела его для
В-пятых, такие землевладения
Граждане, владельцы земельных
участков, вправе приобрести их в частную
собственность или оставить в
пожизненном наследуемом
Члены садоводческих товариществ
вправе приватизировать свои земельные
участки через правление
Землевладельцы имеют право в случае необходимости дополнительно арендовать земельные участки.
Круг обязанностей землевладельцев определен ст.65 Кодекса о земле.
Земельное законодательство исходит из принципа тесной взаимосвязи прав и обязанностей землевладельцев.
Традиционным основанием возникновения земельных прав, в том числе и права землевладения, является предоставление земельного участка во владение. Оно производится только после изъятия этого участка у прежнего владельца. Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение осуществляется в порядке отвода.
Право пожизненного землевладения может возникнуть в результате наследования земельного участка, строений и сооружений, имеющих отношение к данному участку.
Основанием возникновения
Основания прекращения права
добровольного отказа от земельного участка (его час ти);
использования земельного участка не по целевому назначению;
нерационального использования земельного
участка, выражающегося для
систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;
использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;
неиспользование в течение одного
года земельного участка, предоставленного
для сельскохозяйственного
изъятия земель в случаях, предусмотренных Кодексом о земле;
совершения землевладельцами действий, предусмотренных ст.88 Кодекса о земле.
Законодательными актами Республики
Беларусь могут быть предусмотрены
и другие случаи прекращения права
пользования и права
Прекращение права землевладения
производится в основном по решению
органов, предоставивших земельные
участки. Если предоставление земель осуществлялось
областными исполнительными и
При изъятии земель прекращение
права землевладения
Решение о прекращении права
пожизненного наследуемого владения земельным
участком при его использовании
не по целевому назначению, а также
в других случаях, предусмотренных
пп.6-10 ст.49 Кодекса о земле, принимается
исходя из материалов, свидетельствующих
о том, что после получения
письменного предупреждения от уполномоченного
лица, землевладелец не принял мер
к устранению в установленный
срок допущенных нарушений. Срок для
устранения таких нарушений
При прекращении права владения земельным участком соответствующий исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам затрат, связанных с улучшением земель, или вопрос о возмещении ими ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельных участков.
Порядок компенсации затрат, связанных с улучшением земель, а также возмещения ущерба, нанесенного нерациональным использованием земельного участка, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Длительное время фактическое использование земли как в СССР, так и в Республике Беларусь было возможно только на началах землепользования. Право землепользования рассматривалось в качестве производного от права исключительной собственности государства на землю. Практика предпочитала идти по пути бесплатного землепользования, что было равнозначно отказу государства от экономической реализации права собственности на землю.
В настоящее время право
Землепользователи выступают в качестве обособленных субъектов права, имеют ряд правомочий и обязанностей по отношению к земле.
Право землепользования основывается на двух основных правомочиях - владении и пользовании земельными участками.
В праве землепользования тесно переплетаются вещные и публично-правовые характеристики. Субъектам права землепользования предоставлено право пользования землей и всем, что с нею соединено, на ней расположено. Землепользователи имеют точно такие же права, как и землевладельцы (ст.64 Кодекса о земле).
Земельные участки землепользователей отграничиваются на местности от земель собственников, владельцев и других пользователей земли. В качестве землепользователя, носителя таких прав, он выступает перед всеми иными участниками земельных отношений.
Право землепользования принципиально
отличается от права государственной
и частной собственности на землю.
Право государственной
Право землепользования базируется на таких принципах, как:
народовластие;
демократизм;
социальная справедливость;
равноправие;
законность;
неразрывная связь прав и обязанностей;
других общеправовых принципах.
Основу правового
комплексность;
установление приоритетов в пользовании;
охрана права землепользования.
В соответствии со ст.8 Кодекса о
земле земельные участки
Постоянным признается пользование земельными участками без заранее установленного срока.
Временное пользование земельными участками может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земельные участки. Президентом Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования (ст.9 Кодекса о земле).
Аграрные коммерческие организации
получают землю для ведения товарного
сельского хозяйства в
Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий на землю сохраняется при вхождении их в состав агрофирм, ассоциаций, кооперативов и других формирований. Они продолжают оставаться пользователями земельных участков.
Информация о работе Понятие и общая характеристика права землевладения в Республике Беларусь