Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:35, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть состояние и тенденции развития аграрного рынка России.
Задачи работы: а) раскрыть сущность и специфику аграрных отношений; б) проанализировать развитие аграрных отношений в переходный период; в) рассмотреть современное состояние аграрно-промышленного комплекса и тенденции его дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1. Понятие аграрного рынка 5
1.1 Специфика аграрных отношений 5
1.2 Особенности воспроизводства в сельском
хозяйстве 7
Глава 2. Развитие аграрных отношений в переходный
период 9
2.1 Сущность и направления аграрной реформы
в России 9
2.2 Характеристика сельского хозяйства России
пореформенного периода 14
Глава 3. Аграрный рынок в современных условиях 23
Заключение 29
Список используемой литературы 31
5. Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в 1995 г. до 270 тыс. в 2000 г.
6. Отсутствие лицензирования
фермерской деятельности и
Важной характеристикой сельского общества России является его возрастающая экономическая и физическая удаленность. Экономическая отдаленность — это затраты времени, денег и энергии для осуществления экономических операций или для управления фирмой (хозяйством). Сельская Россия огромна, вдвое больше США, покрывает 11 временных поясов, но ее транспортная инфраструктура, связь по сравнению с современными нормами является неразвитой. Ухудшение состояния существующих автодорог, удорожание горючего, запасных частей сделало в условиях ограниченного спроса невыгодной перевозку, например, огурцов, арбузов, помидоров и лука даже на небольшие расстояния. На экономическую удаленность накладывается удаленность физическая: реализация программы ликвидации неперспективных деревень привела к концентрации производственной и социальной инфраструктуры лишь на центральных усадьбах колхозов и совхозов, вследствие чего оставшиеся еще сельские населенные пункты, удаленные на расстояние до 30 км от центра хозяйства, оказались отрезанными от школ, медпунктов, клубов, библиотек, закрытыми для политического, культурного, социального и экономического общения.
Одна из основных причин неудачи проведения аграрной реформы - отсутствие научно обоснованной аграрной политики. В результате неподготовленного и скоротечного перехода к рыночным отношениям прежний экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса перестал существовать, а новый не был создан. Взятый курс на реформирование крупного сельскохозяйственного производства, форсированное формирование фермерского сектора привели к тому, что при распределении земли и имущества на паи и доли значительная их часть оказалась в руках неработающего сельского населения, работников социальной сферы.
Приватизация абсолютного
числа перерабатывающих и обслуживающих
предприятий проведена без
Вместе с тем несмотря
на сложную социально-
2.3 Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике
Государство — важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразования. Степень государственной поддержки сельского хозяйства России сейчас находится на уровне 1,2% бюджета. Следует отметить, что в СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным, расходуя треть бюджета.1
В 1989 г. доля государственных дотаций на основные продукты питания составляла 80% их розничной цены.
Однако механизм финансовых
взаимоотношений между
Вторым нецивилизованным способом господдержки сельского хозяйства России являлось субсидирование удорожания затрат сельскохозяйственных предприятий на средства производства. Оно осуществлялось в целях смягчения для них нарастающего ценового диспаритета.
Рассмотрим эффекты существующей в России дотационности животноводческой продукции первичным производителям в условиях либерализации розничных цен и роста спросовых ограничений (рис. 1)1.
Эти процессы, как показывает исследование Е.Серовой, приводят к сдвигу кривой спроса D влево вниз в положение D,. Это должно было бы снизить предложение (производство) до Q1; при ограниченном экспорте и невозможности создания запасов в условиях долгосрочного падения покупательной способности населения. Однако выплачиваемая производителю дотация сдвигает предложение S, в положение S2, определяя тем самым несуществующий спрос D2, уменьшающий производство до уровня Q2, закупочная цена падает до уровня Р2. Чем больше размер субсидии, тем значительнее спад закупочной цены, а разница Р1-Р2 присваивалась перерабатывающими предприятиями и использовалась в основном на повышение оплаты труда.
Рис. 1. Эффект дотаций в животноводстве
Второй вид господдержки сельского хозяйства России — компенсация роста цен на средства производства, которые быстро приблизились к мировым (табл. 2).2
Динамика относительных цен на средства производства в АПК
1992 |
1993 |
1994 | |
Трактор 70-90 л.с./зерно Россия США |
20-34 - |
67-72 243 |
91-135 228 |
Грузовой автомобиль/зерно Россия США |
36 195 |
61 208 |
107 198 |
Минеральное удобрение/зерно Россия США |
0,2 1,5 |
0,5 1,4 |
1,2 1,3 |
Дизельное топливо/зерно Россия США |
0,7 2,2 |
1,6 2,1 |
2,4 1,7 |
Бензин/зерно Россия США |
0,9 3,5 |
1,8 2,8 |
2,7 2,4 |
Бензин/мясо КРС Россия США |
0,3 0,3 |
0,3 0,2 |
0,4 0,2 |
Нарастание диспаритета цен (различий в темпах роста цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства для ее производства) обусловлено тем, что сфера АПК использовала рыночную свободу лишь для роста цен. В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство перешло к компенсации удорожания средств производства путем так называемого лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.
Таким образом, в России используются многообразные, доказавшие свою неэффективность формы государственной поддержки АПК (рис.2)1.
Более того, в 1997 г. принят закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Он устанавливает правовые основы экономического воздействия на АПК. Задачами этого воздействия являются: обеспечение продовольственной безопасности (импорт не более 35% потребляемого продовольствия), улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержка экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Принятие этого закона привело к усилению протекционизма, росту расходов государства на финансирование аграрного сектора.
Рис.2 Система бюджетной поддержки сельского хозяйства в 1992-1994 гг.
Таким образом, основной
проблемой финансового
Представляется рациональным от компенсации удорожания средств производства, используемых в агросфере, перейти к так называемым косвенным способам поддержания сельского хозяйства. В качестве одного из них в ЕС широко используется налоговое льготирование приобретения крестьянами горючего через снятие для них акциза — государственной доли цены.
Кроме федеральных трансфертов сельское хозяйство субсидируется также из местных бюджетов.
Глава 3. Аграрный рынок в современных условиях
Рыночные реформы привели к радикальным переменам в агропромышленном комплексе. Так, подавляющее большинство колхозов и совхозов реорганизованы в разного рода общества, связанные с уставным капиталом, акционерной собственностью и т. п. (табл. 3)1. Анализ эффективности их деятельности показывает, что более устойчивое положение имеют интегрированные агропромышленные формирования, которые с учетом конъюнктуры рынка объединяют весь цикл сельскохозяйственного производства - от получения сырья до сбыта готовой продукции. Это позволяет снизить издержки производства и получить дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельность производства. К настоящему времени сформировался и рынок сельскохозяйственной продукции, а также необходимые элементы его инфраструктуры.
Таблица 3.
Структура сельскохозяйственных организаций (начало 2003г.)
Количество (тыс.) |
Удельный вес,% | |
Открытые акционерные общества |
1,5 |
4,9 |
Закрытые акционерные общества |
3,4 |
11,2 |
Сельскохозяйственные |
14,5 |
47,0 |
Колхозы |
3,3 |
10,7 |
Совхозы |
0,6 |
1,9 |
Государственные предприятия |
2,0 |
6,5 |
Товарищества с ограниченной ответственностью |
1,5 |
5,0 |
Коллективные предприятия |
0,4 |
1,5 |
иные |
3,5 |
11,3 |
Всего |
30,8 |
100,0 |
Наряду с крупными
хозяйствами сформировался и
устойчивый сектор малого и среднего
предпринимательства в
В ходе реформ 1990-х гг. произошли значительные изменения в распределении сельскохозяйственных угодий между землепользователями, а также приватизация земель: образованы земельные доли, которыми были наделены в общей сложности более 10 млн. работников сельскохозяйственных предприятий, пенсионеров, работников социальной сферы села. В этот же период произошло перераспределение земель из сектора крупного товарного производства к хозяйствам населения
Практически завершен этап становления рыночных отношений по поводу главного средства сельскохозяйственного производства - земли. Так, к настоящему времени основным способом перераспределения земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, стала их купля-
Вместе с тем рынок, основанный на свободной конкуренции предпринимателей, имеет недостатки. В частности, не обеспечивается решение таких проблем, как: монополизация рынка (участники рынка заинтересованы в победе над конкурентами); защита окружающей среды и сохранение для будущих поколений невоспроизводимых ресурсов; стимулирование производства ряда социально значимых товаров и услуг, не приводящих к большой прибыли; право на труд и доход; рациональное перераспределение благ, доступных людям при данном уровне развития производства, в том числе в пользу социально незащищенных слоев населения; сохранение стабильности - кризисы перепроизводства, вызывающие снижение объемов производства, безработицу и последующую нехватку товаров; прогноз будущего, особенно в масштабах государства, отрасли или крупного региона; развитие фундаментальных исследований, являющихся необходимым условием для обеспечивающих производство прикладных наук. Применительно к сельскохозяйственному производству недостатки нерегулируемого рыночного товарообмена усугубляются такими особенностями, как незаменимость сельскохозяйственных угодий, их невоспроизводимость, ограниченность и неперемещаемость. В частности, возможны монополизация аграрного производства, ухудшение качественных показателей используемых земельных участков, обострение социальных противоречий.
Один из уроков реформирования состоит в том, что финансовые проблемы аграрного сектора не решаются с помощью разрекламированных радикальными либералами алгоритмов задействования «невидимой руки рынка». В общественное сознание долго и умело внедрялось представление об отечественном сельском хозяйстве как о «черной дыре», где якобы безвозвратно исчезают огромные суммы средств федерального бюджета. На самом деле финансовая господдержка отечественного АПК мизерна в сопоставлении с аналогичной поддержкой в развитых странах; нагрузка на федеральный бюджет со стороны сельского хозяйства минимальна. Между тем, по всем прикидкам, отечественное сельское хозяйство и АПК в целом представляют собой вполне «самоокупаемые» системы.1