Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:06, доклад
Правовой режим земельных участков определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Важнейшим фактором, влияющим на режим земельного участка, является его целевое предназначение, определяющее использование земельного участка для тех или иных форм производственно-хозяйственной деятельности. Функционально земельные участки могут выступать в качестве операционного (пространственного) базиса или производительной силы в сельскохозяйственном или лесохозяйственном производстве. Традиционно в российском законодательстве регулирование земельных отношений зависело от того, к какой категории принадлежат те или иные земельные участки. Как уже отмечалось выше, в советский период была установлена классификация земельных участков по основному целевому назначению, регулирование отношений производилось с учетом особенностей использования земельных участков и их природных качеств
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Специальность «Налоги и налогообложение»
Студента 3 курса
Вячеславовича Вячеслава Ефимовича
По дисциплине: «Земельное право»
Тема: «Перевод земель из одной категории в другую»
(подпись)
Проверила: Гоц Е.В.
(подпись)
Правовой режим земельных
участков определяется исходя из принадлежности
земель к той или иной категории
и разрешенного использования в
соответствии с зонированием территорий,
общие принципы и порядок проведения
которого устанавливаются федеральными
законами и требованиями специальных
федеральных законов. Важнейшим
фактором, влияющим на режим земельного
участка, является его целевое предназначение,
определяющее использование земельного
участка для тех или иных форм
производственно-хозяйственной
иной категории земель в соответствии
со ст. 8 ЗК РФ. Режим этот распространяется
на отношения, в которых устанавливаются
и закрепляются права собственности на
земельные участки; права аренды земли;
права и обязанности собственников, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков по их использованию, гражданско-правовому
обороту земельных участков; порядок защиты
прав субъектов земельных отношений; порядок
рассмотрения земельных споров, проведения
мониторинга, землеустройства, государственного
контроля за соблюдением земельного законодательства.
Земельный участок согласно п. 2 ст. 6 ЗК
РФ является объектом земельных отношений.
И с этой точки зрения он выступает как
часть поверхности земли (включая почвенный
слой), границы которой определены и удостоверены
в установленном законом порядке. В статье
1 Федерального закона "О государственном
земельном кадастре" в понятие земельного
участка также включено все, что находится
над и под поверхностью земельного участка,
если иное не предусмотрено федеральными
законами о недрах, об использовании воздушного
пространства и иными федеральными законами.
Собственник земельного участка вправе
по своему усмотрению использовать все,
что находится над и под поверхностью
земельного участка, если иное не предусмотрено
законами о недрах, об использовании воздушного
пространства, иными законами и не нарушает
права других лиц. Составной частью земельного
участка как недвижимого имущества в соответствии
с гражданским законодательством являются
расположенные на земельном участке здания,
строения и сооружения, принадлежащие
собственнику участка, а также следующие
природные объекты: почвенный слой (п.
2 ст. 261 ГК РФ); замкнутые водоемы и непроточные
водные объекты, не имеющие гидравлической
связи с другими поверхностными водными
объектами (ст. 40 ВК РФ, п. 2 ст. 261 ГК РФ);
древесно-кустарниковая растительность
(ст. 20 ЛК РФ, п. 2 ст. 261 ГК РФ); общераспространенные
полезные ископаемые, используемые для
собственных нужд, пресные подземные воды,
не числящиеся на государственном балансе,
колодцы и скважины до первого водоносного
слоя (ст. 19 Закона "О недрах", п. 1 ст.
40 ЗК РФ). Что касается перечисленных природных
объектов, то, как отмечает И.Ф. Панкратов,
ст. 260 ГК РФ предусматривает возможность
права собственности собственника на
находящиеся на его земельном участке
замкнутые водоемы, леса и другую лесную
растительность. Панкратов И.Ф. Гражданский
кодекс Российской Федерации и земельное
законодательство // Труды ИЗиСП при Правительстве
РФ. 1995. N 59. С. 137. Как объект земельных отношений
земельный участок может выступать объектом
права собственности только в качестве
индивидуально определенного земельного
участка, имеющего признаки, выделяющие
его из других объектов гражданского оборота
своими физическими и правовыми параметрами,
включая и уникальный кадастровый номер.
Земельный участок, являясь объектом гражданских
прав, должен обладать либо специфическими
родовыми или же индивидуальными признаками.
Эти индивидуальные признаки (в виде документальных
сведений) заносятся в результате кадастрового
учета в характеристику земельного участка,
определяя его индивидуализацию. Индивидуализация
земельного участка выделяет его по 181
площади, местоположению и границам, зафиксированным
государственными земельными органами
(п. 1 ст. 261 ГК РФ). Практически выявление
и фиксация этих индивидуальных признаков
осуществляются в процессе формирования
земельного участка и закрепляются в решениях
компетентных органов. Все существенные
характеристики земельного участка вносятся
в Единый государственный реестр земель.
С их учетом земельному участку присваивается
индивидуальный кадастровый номер. Земельный
кодекс РФ установил, что целевое назначение
и правовой режим основных категорий земель
определяются федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации
и отражаются в землеустроительной и градостроительной
документации. В соответствии с этим (ст.
8 ЗК РФ) отнесение земель к категориям,
перевод их из одной категории в другую
осуществляются в отношении: 1) земель,
находящихся в федеральной собственности,
в том числе земель особо охраняемых территорий
федерального значения, земель лесного
фонда в лесах первой группы, - Правительством
РФ или уполномоченным федеральным органом;
2) земель сельскохозяйственного назначения,
земель лесного фонда в лесах второй и
третьей группы, водного фонда - органами
исполнительной власти субъектов Федерации;
3) земель лесного фонда в лесах первой
группы в многолесной зоне для развития
поселений и при отводе земельных участков,
независимо от площади, под линейные сооружения
согласно проектной документации и установленным
нормативам - органами исполнительной
власти субъектов РФ; 4) муниципальных
земель поселений, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения, - органами
местного самоуправления; 5) муниципальных
земель сельскохозяйственного назначения
- органами исполнительной власти субъектов
Федерации; 6) земель особо охраняемых
территорий регионального и местного
значения - законодательными (представительными)
органами субъектов Федерации. Действующее
земельное законодательство в значительной
мере изменило представление о функции
государственного перераспределения
земельных ресурсов. В настоящее время
перераспределение земельных участков,
отнесение земель к определенной категории
по сути означают функцию перевода земель
из одной категории в другую. Бугров Д.С.
Указ. соч. Земельный кодекс РФ определяет
основные полномочия Правительства РФ,
органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления в
сфере перевода земель из одной категории
в другую. Так, согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод
земель поселения в земли иных категорий
и земель иных категорий в земли поселений
независимо от их форм собственности осуществляется
органами государственной власти субъектов
РФ, если иное не предусмотрено Земельным
кодексом. Согласно Земельному кодексу
РФ категория земель указывается в: 1) актах
федеральных органов исполнительной власти,
исполнительной власти субъектов РФ и
местного самоуправления о предоставлении
земельных участков; 2) договорах, предметом
которых является земельный участок; 3)
документах государственного земельного
кадастра; 4) документах о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним; 5) иных документах в случаях,
установленных федеральными законами
и законами субъектов РФ. 182
Детальную регламентацию правового механизма
перевода земель из одной категории в
другую содержит Федеральный закон от
12 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель
или земельных участков из одной категории
в другую". К числу обязательных требований
для перевода земель или земельных участков
в составе таких земель из одной категории
в другую относится подача заинтересованным
лицом ходатайства о переводе в исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления. Ходатайство
должно содержать несколько формализованных
сведений: кадастровый номер земельного
участка, указание категории земель, в
состав которой входит участок, и категории
земель, в состав которой предполагается
осуществить перевод, права на земельный
участок. Помимо этого ходатайство должно
включать неформализованную информацию
- обоснование перевода земель/земельных
участков из одной категории в другую.
К ходатайству прилагается ряд документов,
которые различны по своему содержанию
и по процедуре их получения в целях инициирования
перевода земель из одной категории в
другую. К таким документам относятся
выписка из Государственного земельного
кадастра относительно сведений о земельном
участке, перевод которого предполагается
осуществить; копии документов, удостоверяющих
личность заявителя; выписка из Единого
государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним о правах на переводимый
участок; заключение государственной
экологической экспертизы в случаях, предусмотренных
федеральным законом; согласие правообладателя
земельного участка на перевод земельного
участка; расчеты потерь сельхозпроизводства
или потерь лесного хозяйства. Исключением
из общих правил перевода земельных участков
из состава земель одной категории в другую
для создания особо охраняемых территорий
без изъятия земельных участков у их правообладателей
либо в связи с установлением или изменением
черты поселений являются случаи, когда
заявителями выступают исполнительные
органы власти или органы местного самоуправления
Земельное право: Учеб. / Отв. ред. Г.Е. Быстров,
Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2006. С. 397. Земельное
законодательство предусматривает два
случая отказа в рассмотрении ходатайства
о переводе земельного участка из одной
категории земель в другую: с ходатайством
обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству
приложены документы, состав, форма и содержание
которых не соответствуют требованиям
законодательства. Такие ходатайства
подлежат возврату подавшему их лицу в
течение 30 дней со дня поступления ходатайства,
при этом в ответе должно содержаться
указание на причины, послужившие основанием
для отказа в принятии ходатайства. По
результатам рассмотрения ходатайства
исполнительным органом государственной
власти или органом местного самоуправления
принимается акт о переводе земель или
участков в составе таких земель из одной
категории в другую категорию либо акт
об отказе в переводе. Содержание и форма
акта о переводе земель или земельных
участков четко определены. В нем должны
содержаться основания изменения категории
земель; границы и описание местоположения
земель, их площадь и кадастровые номера;
категория земель, перевод из которой
осуществляется; категория земель, перевод
в которую осуществляется. Акт о переводе
земельного участка принимается без 183
установления определенного срока действия
данного решения, т.е. бессрочно, или до
момента, когда будет принят новый акт,
отменяющий его. Вместе с тем Закон устанавливает
случаи, когда перевод земель не допускается:
1) установление федеральными законами
запрета на перевод земель из одной категории
в другую; 2) наличие отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы
в случае, если ее проведение предусмотрено
федеральными законами; 3) установление
несоответствия испрашиваемого целевого
назначения земель или земельных участков
утвержденным документам территориального
планирования и документации по планировке
территории, земель с устроительной либо
неустроительной документацией. Исполнительный
орган государственной власти или органа
местного самоуправления, принявший акт
о переводе земель, направляет копию акта
в течение 7 дней со дня его принятия в
орган, осуществляющий деятельность по
ведению Государственного земельного
кадастра, для внесения соответствующих
изменений в документы земельного кадастра
Земельное право: Учеб. / Отв. ред. Г.Е. Быстров,
Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2006. С. 398. Закон
предусматривает гарантии защиты прав
заинтересованного лица. Так, данное лицо
вправе обратиться в суд в случаях, когда
оно не согласно с решением уполномоченного
органа государственной власти или органа
местного самоуправления. Земельное законодательство
устанавливает особенности перевода земель
сельскохозяйственного назначения. Перевод
таких земель допускается только в исключительных
случаях, связанных с: 1) консервацией земель;
2) созданием особо охраняемых природных
территорий; 3) установлением или изменением
черты поселений; 4) строительством на
землях, непригодных для осуществления
сельскохозяйственного производства,
промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными
нуждами; 5) включением непригодных для
осуществления сельскохозяйственного
производства земель в состав земель лесного
фонда, земель водного фонда или земель
запаса; 6) строительством дорог, линий
электропередачи, линий связи (в том числе
линейно-кабельных сооружений), нефте-,
газо- и иных трубопроводов, железнодорожных
линий и других подобных сооружений, если
кадастровая стоимость сельскохозяйственных
угодий на 30% и более меньше кадастровой
стоимости среднерайонного уровня и линейные
объекты размещены вдоль дорог и границ
полей севооборотов; 7) выполнением международных
обязательств Российской Федерации, обеспечением
обороны страны и безопасности государства,
добычей полезных ископаемых (за исключением
общераспространенных полезных ископаемых),
содержанием объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации, со строительством
объектов культурно-бытового, социального,
образовательного назначения, дорог и
других линейных объектов при отсутствии
иных вариантов размещения этих объектов.
Информация о работе Перевод земель из одной категории в другую