Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель
1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений
ГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства
ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)
3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля
3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

п в сэд.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных  правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей

    1. Общая характеристика правовой охраны земель

1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений

ГЛАВА 2. Содержание юридической  ответственности за нарушение земельного законодательства

2.1 Административно-правовая  ответственность за нарушение  земельного законодательства

2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)

3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля

3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  представленной работы – «Ответственность за нарушение земельного законодательства».

Правовая  охрана земель, как один из видов  их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования  земли и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем  установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в  конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и  другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов.

В последние  годы отмечается заметное ухудшение  состояния земель в России. Усиление антропогенного воздействия на земельные  ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения часто происходят также  и вследствие различных нарушений  земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер  юридической ответственности.

Действующий Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) предусматривает  дисциплинарную, административную, уголовную  ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, как форму  гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав на земельные  участки - как специальную земельно-правовую ответственность. Однако применение на практике названных мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена несовершенством  российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И  ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЛЕКУЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

 

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность  применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической  ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности  в порядке, установленном законодательством. В настоящее время в связи с принятием нового Земельного кодекса прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контроля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная - ст 24,56 ГК РФ.

Специальная (земельно-правовая) ответственность  связана с принудительным прекращением права на землю лиц, совершивших  определенные правонарушения, и предусмотрена  нормами Земельного кодекса РФ.

Виды  земельных правонарушений, влекущих применение юридической ответственности  правонарушителей, содержатся в различных  правовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном Кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, в Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых актах. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами.

1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Приведем  содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая  ответственность.

1. Самовольный  захват земель. Самовольным захватом  признается владение земельным  участком без законных на то  оснований, т. е. при отсутствии  правоустанавливающего документа.  К категории самовольного захвата  относятся также такие случаи, как пользование предоставленным  земельным участком до отвода  его в натуре и выдачи правоустанавливающего  документа, а также пользование  участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать  вопросы предоставления земель, либо вынесшего незаконное решение  под влиянием злонамеренных действий  заинтересованных лиц. Вместе  с тем следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

2. Самовольное  возведение строений, сооружений  и иных объектов. Самовольное,  т. е. без оформления надлежащего  разрешения, строительство может  иметь место на предоставленном  в установленном порядке для  этих целей земельном участке  и на самовольно захваченном  участке.

В первом случае правонарушение не является чисто  земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается, как неправомерное пользование  землей и отнесено к перечню земельных  правонарушений. Во втором случае имеют  место одновременно два земельных  правонарушения, из которых одно (самовольный  захват) является чисто земельным. Ответственность  в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление  земель. Как вид правонарушения  его следует отличать от загрязнения  производственными отходами, под  которыми понимаются вредоносные  побочные продукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать  превращение территории или участка  земли в свалку предметов, деталей  и частей автомашин, случайных  вещей и т.д. Степень захламленности  и возможность отнесения ее  к правонарушению определяет  должностное лицо, осуществляющее  контроль, или специальная комиссия.

4. Загрязнение  земель химическими или радиоактивными  веществами, производственными отходами  и сточными водами, заражение  их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.

В настоящее  время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь  земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В результате аварии на ЧАЭС заражено более 2 млн. га сельхозугодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель приобретает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча  и уничтожение плодородного слоя  почвы. Этот вид правонарушений  является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования  земель, в результате чего почвы  истощаются, зарастают кустарником,  переувлажняются, переуплотняются,  заболачиваются я теряют свое главное природное качество - плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная значимость определяется посредством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод  в эксплуатацию объектов, отрицательно  влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным.  Однако он рассматривается в  качестве такового, т. к. производственная  деятельность таких объектов  наносит непоправимый ущерб земле,  особенно в сфере сельскохозяйственного  производства. Экологическое и земельное  законодательство запрещает ввод  в эксплуатацию подобных объектов  под угрозой административной  или уголовной ответственности.

7. Нарушение  сроков возврата временно занимаемых  земель и невыполнение обязанностей  по приведению их в состояние,  пригодное для использования  по целевому назначению.

Временно  занимаемые земли – это земельные  участки, предоставляемые в краткосрочное  пользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании надобности земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования состоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству1.

8. Искажение  сведений о состоянии использования  земель. Очевидно, что в данном  случае речь идет о должностном  правонарушении, объектом которого  являются сведения о земле.  Очевидно также и то, что данная  мера правовой ответственности  налагается только на виновных  должностных лиц (в основном  на работников органов Росземкадастра)2.

9. Нарушение  сроков рассмотрения заявлений  (ходатайств) граждан о предоставлении  земельных участков и сокрытии  информации о наличии свободного  земельного фонда.

В условиях развития земельной реформы данное должностное правонарушение, имеющее  административный характер, связано  со значительными негативными последствиями  для нормального регулирования  земельных отношений и в то же время оно может быть связано  с причинением вреда работником при исполнении им служебных обязанностей. Очевидно, что оно может служить  основанием и для административной, и для материальной ответственности  одновременно.

10. Уничтожение  межевых знаков.

Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение  этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке  почв) по небрежности или злому  умыслу является довольно частым правонарушением, что служит основанием для возникновения земельных споров и связано с затратами на проведение восстановительных работ.

11. Нарушение  утвержденной градостроительной  документации при отводе земель.

Данное  правонарушение связано с несоблюдением  утвержденных в установленном порядке  генеральных планов планировки и  застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной застройки других населенных пунктов, что приводит к. нарушению установленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.

12. Нарушение  установленного режима использования  земель природоохранного, природно-заповедного,  оздоровительного, рекреационного  назначения, других земель с особыми  условиями использования, а также  земель, подвергшихся радиоактивному  загрязнению.

Правонарушение  имеет экологический, природоохранительный аспект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород  леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной деятельности, не связанной  с целевым назначением этих земель. В последние годы этот вид земельных  правонарушений получил значительное распространение, что связано с  ослаблением контроля в этой области  со стороны специальных природоохранных  и правоохранительных органов3.

Что касается нарушения установленного режима использования  земель в виде радиоактивного загрязнения, то этот вид правонарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в результате которой, как уже говорилось выше, была загрязнена обширная площадь в пределах шести российских областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельскохозяйственного производства, нарушение которого представляет серьезную опасность для здоровья людей4.

13. Нерациональное  использование сельскохозяйственных  продуктивных земель.

Этот, не имевший ранее конкретных признаков  показатель эффективности использования  земель, получил в действующем  законодательстве конкретную определенность. Нерационально используемыми следует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние пять лет сократилась на 20 и более процентов по отношению к расчетной, полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому имеется возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерациональности, и, стало быть, – возникновение споров. Методика установления нерациональности использования земель еще недостаточно совершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления5.

14. Невыполнение  обязательных мероприятий по  улучшению земель и охране  почв от ветровой, водной эрозии  и предотвращению других процессов,  ухудшающих состояние почв.

Охрана  почв от ветровой и водной эрозии, а  также улучшение качественного  состояния земель является обязанностью всех собственников земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный земельный  кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень  качественного состояния земель и подверженности их эрозионным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают возможность достаточно определенно устанавливать наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства