Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Правовая охрана земли является одним из способов обеспечения рационального использования земель, сохранения и улучшения ее плодородного слоя. Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РБ. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Беларусь, как основа жизни и деятельности народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….3
Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель…………………………………………………..4-11
Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению……………………………………….12-16
Заключение……………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………18

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 33.46 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….3

Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель…………………………………………………..4-11

Нарушение порядка использования  земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению……………………………………….12-16

Заключение……………………………………………………………….17

Список использованных источников……………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовая охрана земли  является одним из способов обеспечения  рационального использования земель, сохранения и улучшения ее плодородного слоя. Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции  РБ. Земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются в Республике Беларусь, как основа жизни и деятельности народов. Естественно, что одним  из основных методов обеспечения  правовой охраны земель является юридическая  ответственность за земельные правонарушения, которая включает в себя совокупность юридических норм, устанавливающих  неблагоприятные последствия и  порядок их возложения на правонарушителя.

В соответствии с белорусским  законодательством субъектами земельных  правонарушений могут быть как белорусские, так и иностранные граждане, юридические  лица, лица без гражданства, а также  должностные лица органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

В качестве объекта земельных  правонарушений могут выступать  право собственности на землю, установленный  порядок использования и охраны земель, а также другие вещные права  граждан и юридических лиц  на землю.

Основанием ответственности  является наличие в законе указания о применении соответствующих мер  ответственности за противоправное поведение. Естественно, что субъект  правонарушения несет ответственность  только в том случае, если его  поведение (действие или бездействие) в законном порядке будет признано противоправным.

Данная тема является очень  актуальной точно также, как и  вопрос по использованию земель, подвергшихся радиоактивному воздействию. Прошло много  лет с тех пор, как произошла  авария на Чернобыльской атомной  станции, а данный вопрос нас волнует  все больше и больше.

 

 

Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

Важнейшая и главнейшая функция права –  это поддерживать субъектов земельных  правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим это поддержание, является ответственность [1, с. 344]. Привлечение к ответственности  за нарушение законодательства об использовании  и охране земель направлено на обеспечение  максимально эффективного использования  земли всеми субъектами, обладающими  вещными правами на земельные  участки, а также на пресечение незаконного  использования земель и нарушений  правил их охраны. Ответственность  за нарушение законодательства об использовании  и охране земель, помимо наказания  виновного лица, призвана обеспечить соблюдение прав и охраняемых законом  интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, охрану правового режима различных категорий земель. В  свою очередь, охрана правового режима земель направлена на поддержание его  эффективности и устойчивости, в  том числе гарантирование субъектам  спокойного и беспрепятственного использования  земельных участков по целевому назначению. В конечном итоге формируется  сбалансированная система устойчивого  землепользования в рамках государства.

 Земельным правонарушение является виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.

  Земельное правонарушение является основанием применения мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством. 
Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

• объект - родовым объектом земельного правонарушения является земельный  правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений  по использованию и охране земель;

• субъект - субъектами земельных  правонарушений могут быть юридические  и физические лица, в том числе  должностные лица. Ответственность  за земельные правонарушения несут  как субъекты, обладающие правами  на землю (землевладельцы, землепользователи  и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

• объективная сторона - объективная сторона земельного правонарушения заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено в виде активных действий, так и в виде бездействия;

• субъективная сторона - субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в  форме умысла или неосторожности.

Виды земельных правонарушений.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня  земельных правонарушений. Оно устанавливает  только границы правомерного поведения  посредством закрепления прав и  обязанностей по отношению к земле. 

Составы земельных правонарушений определяются отраслевым законодательством, устанавливающим отдельные виды ответственности (уголовным, административным, гражданским и др.).В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений: 
• правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством); 
• правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель (использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременных возврат временно занимаемых земель и др.); 
• правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.). 
В зависимости от характера земельных правонарушений, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на:

• дисциплинарные проступки;

• административные проступки;

• уголовные преступления;

• гражданско-правовые нарушения.

Применение различных  мер ответственности производится в соответствии с правосубъектностью правонарушителя.

 

 Виды юридической ответственности  за нарушение земельного законодательства.

Уголовная ответственность  за нарушение земельного законодательства. 
Уголовная ответственность наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.  
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния:

1). Деяния, посягающие на  отношения (порядок) рационального  использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает  ряд составов, объединенных общим  понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они  относятся к преступлениям против  экологической безопасности и  природной среды и включают:

• уничтожение плодородного слоя почвы;

• невыполнение правил рекультивации  земель;

• загрязнение земель химическими  или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;

• иное незаконное повреждение  земель, а также квалифицированные составы;

• порча земель, совершенная  в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации;

• порча земель, повлекшая  причинение ущерба в особо крупном  размере.

2. Ст. 386 УК предусматривает  уголовную ответственность за  самовольное занятие земельного  участка, которое отнесено к  преступлению против порядка  управления. Фактически это преступное  деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Уголовная ответственность, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к уголовной ответственности предполагает, как правило, административную преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель. Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.

 

 Административная ответственность  за земельные правонарушения.

Административная ответственность  наступает за противоправные нарушения  земельного законодательства, которые  по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в КоАП Республики Беларусь.

Административное законодательство предусматривает ответственность  за все виды земельных правонарушений.

Административная ответственность  применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам  земли за правонарушения, связанные  с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и  охраной земель (не использование  земель в течении одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями для которых они предоставлены - Ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - 53 КоАП, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - 54 КоАП, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т.д. - ст. 47 КоАП).

Должностные лица юридических  лиц и государственных органов  привлекаются к административной ответственности  за произошедшие по их вине нарушения  предприятиями, учреждениями и организациями  земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной  регистрации и учета земель - ст. 56-2, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования и  собственности на землю - ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства- ст. 167-8). 
Для привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф. Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5). Виновные привлекаются к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры.

Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено  осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Гражданско-правовая ответственность  за нарушение земельного законодательства.

Гражданско-правовая ответственность  состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой  ответственности являются:

• противоправное поведение

• виновность

• наличие имущественного вреда

• причинная связь между  нарушением и последствиями.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских  прав. 
Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе:

1). Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК ). Сделки, совершение которых запрещены земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 КоЗ, относятся договора купли - продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении. 
Сделки купли - продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) с нарушением установленных земельным законодательством правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.

2). Признание вещно-правовых  способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК ).

3). Возмещение неправомерного  вреда. В соответствии со ст. 160 КоЗ юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства. Вред возмещается в полном объеме. (ст. 933 ГК ).

 

 Земельно-правовые меры  воздействия за нарушения земельного  законодательства.

В качестве земельно-правовых мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям  законодательства в порядке, установленном  земельным законодательством. Земельно-правовые меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей. Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель