Охрана природы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, доклад

Описание работы

Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента.docx

— 17.54 Кб (Скачать)

Республика Казахстан  играет особую роль в обеспечении  экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан  выполняет аналогичную связующую  функцию в развитии ландшафтных  и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности  водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость  экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.

 

 Политическая ситуация  в Казахстане демонстрирует всему  миру уникальный пример стабильности, межконфессионального согласия, развития  демократии и общественных институтов  в интересах всех граждан страны. Устойчивое политическое развитие  Казахстана играет важную роль  в становлении страны как источника  сбалансированных инициатив для  мирового сообщества.

 

 При этом Казахстан  сталкивается в своем развитии  со значительными барьерами, которые  представляют угрозу для национальной  безопасности страны.

 

 Имеют место огромные  потери и деградация природного  капитала. Прирост валового внутреннего  продукта сопровождается высокими  эмиссиями в окружающую среду.  По имеющимся оценкам, около  75 % территории страны подвержены  повышенному риску экологической  дестабилизации. Остро стоит проблема  ее опустынивания. «Исторические  загрязнения», накопители отходов,  нарастающие выбросы токсичных  веществ от стационарных и  передвижных источников угрожают  состоянию природной среды и  здоровью населения. Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, помимо прочего, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных воздействий. Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. За период между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне было проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно точно подсчитать число погибших; количество облученных достигло полумиллиона человек[1]. На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержено радиоактивному заражению. Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике. Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. В результате такого рода нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны. Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития Казахстана.

 

 Фундаментом для этого  перехода стала соответствующая  законодательная база. Для гармонизации  экологического законодательства  Республики Казахстан с передовыми  международными актами, перехода  на новые стандарты, совершенствования  системы государственного контроля 9 января 2007 года был принят Экологический  кодекс Республики Казахстан  (Казахстан – единственная страна  СНГ, где на сегодняшний момент  существует Экологический кодекс).

 

 Необходимость кодификации  законодательства в области охраны  окружающей среды вызвана следующими  основными причинами: 

 

потребностью в создании системы охраны окружающей среды, соответствующей  условиям и задачам, стоящим перед  Республикой Казахстан;

 

актуальностью создания законодательной  базы для обеспечения устойчивого  развития страны;

 

необходимостью сближения  со стандартами мирового сообщества;

 

отсутствием систематичности  в существовавшей законодательной  и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;

 

наличием законодательных  «пробелов» в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды[2].

 

 Экологический кодекс  Республики Казахстан состоит  из 9 разделов, 47 глав и 326 статей. Всего при разработке проекта  Экологического кодекса использовано: около 20 рекомендательных и руководящих  документов различных международных  организаций, 14 международных конвенций,  около 30 директив Евросоюза и  законов других государств, Модельный  кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской  ассамблеей СНГ, более 200 нормативных  правовых актов казахстанского  законодательства. В развитие кодекса  разработано и принято 46 подзаконных  актов. В частности, это акты  по обеспечению доступа общественности  к экологической информации и  правосудию в соответствии с  Орхусской конвенцией, правила учета, инвентаризации и нормирования выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ согласно Монреальского протокола и другие.

 

 Экологический кодекс  внес ряд существенных изменений  в принятую в Казахстане систему  охраны окружающей среды. Среди  новшеств нужно выделить в  первую очередь следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; количество выдаваемых видов лицензий сократилось с трех до одного; экологические разрешения выдаются сроком на 3-5 лет взамен ежегодных. Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы является выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий. Кроме того, экологическое нормирование использует гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; введены нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза. В систему расчета ущерба введено понятие прямых методов, которым отдается приоритет; введены дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; введен совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию.

 

 Следует отметить, что  в этом законодательном акте  экологическим требованиям при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельности в государственной  заповедной зоне северной части  Каспийского моря посвящена целая  глава. В ней очень подробно  изложены экологические требования  к ведению разведки и добычи  на море, проектированию и строительству  нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения и иной инфраструктуры, консервации и ликвидации скважин, в том числе во время нереста осетровых видов рыб. Хотелось бы сказать, что такие требования не содержатся в экологических законодательствах других прикаспийских стран (Российская Федерация, Азербайджанская Республика), несмотря на то, что проблема Каспия требует незамедлительного решения. В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточены 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз.

 

 Хотелось бы добавить, что нормы экологического кодекса  – это только первый шаг  в совершенствовании экологического  законодательства Республики Казахстан.  Реформирование законодательства  будет продолжаться в течение  нескольких лет.  В начале 2009 года  планируется ввести экологические  налоги с учетом международного  опыта[3]. Замена платежей на экологические  налоги – это наиболее прогрессивная  практика, на которую только-только  переходят развитые государства.  «Зеленый» налог будет взиматься  за негативное воздействие на  окружающую среду. Примеры таких  налогов – налог на очень  ограниченный перечень эмиссий,  налог на потребляемую энергию.  Налог на потребляемое топливо,  налог на потребление воды, транспортный  налог на старые автомобили. Во  всем мире неукоснительно действует  принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня в Казахстане этот верный принцип нарушен. Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Данные налоги не только взимаются с производителей и включаются в тарифы, но и носят стимулирующий характер по экономии ресурсов, что в конечном итоге ведет к сокращению эмиссий в окружающую среду.

 

 Большое внимание уделяется  научным разработкам в области  охраны окружающей среды Республики  Казахстан. Создан трехтомный  национальный Экологический атлас  Республики Казахстан (I Том –  Природно-ресурсные условия формирования  экологической обстановки; Том II – Социально- экономические условия  формирования экологической обстановки; Том III – Экологическое состояние  природно-хозяйственных систем). Экологический  атлас прежде всего ориентирован на информационно-аналитическое обеспечение государственных, региональных и местных программ природопользования. Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме «Байконур», изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка. Ежегодно издаются национальные отчеты о состоянии окружающей среды. Выпускаются еженедельная газета «Эколог» и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое развитие». Действуют постоянные экологические рубрики на телевизионных каналах. В прошлом году издан и распространен по всей республике первый в странах СНГ «Экологический букварь»[4].  В Экологическом букваре к каждой из 42 букв алфавита казахского языка даны красочные картинки, короткие стихотворения и пояснения, раскрывающие важность элементов окружающей среды и суть возникающих экологических проблем, адаптированные к детскому пониманию. «Экологический букварь» рекомендован Министерством образования и науки в качестве дополнительного материала к дошкольному и начальному школьному образованию. Разработчики уверены в том, что книга сыграет большую роль в привитии детям любви и бережного отношения к природе.


Информация о работе Охрана природы в РК