Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Оценщики рассматривают стоимость в контексте рынков недвижимости, поэтому исследование рынка является важной частью процедуры оценки. Рынки недвижимости отличаются от рынков других товаров и услуг экономическими характеристиками и поведением покупателей и продавцов, а также характеристиками находящихся в обороте товаров. Рынки недвижимости подразделяются на сегменты исходя из различий между типами недвижимости и их привлекательности для различных участников рынка.
б) конъюнктуру спроса и предложения: объем и структуру спроса и предложения, характеристику продавцов и покупателей, соотношение спроса и предложения различных участков на первичном и вторичном рынках;
в) активность рынка: число фирм, работающих на рынке; число зарегистрированных сделок купли-продажи, аренды, залога на первичном и вторичном рынках по фирме и по городу в целом, отношение этих величин к объему предложения, спроса, дифференцированные по видам использования и районам города и обобщенные по совокупности сделок;
г) ликвидность объектов: среднее за месяц время экспозиции (время от момента выставления на продажу до момента продажи) земельных участков на Первичном и вторичном рынках, дифференцированные по различным видам использования и районам города и обобщенные по совокупности сделок.
В ходе исследования земельного рынка решаются следующие задачи:
■ анализ и оценка текущего состояния показателей;
■ исследование динамики показателей;
■ сравнительный анализ динамики показателей по разным сегментам рынка;
■ исследование важнейших факторов, влияющих на изменение показателей;
■ прогнозирование тенденций изменения показателей.
1.2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Для установления оцениваемых прав на земельный участок в процессе оценки необходимо четко определить содержание понятий «земельные отношения» и «правовой режим земельного участка».
Земельные отношения — отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Земельные отношения имеют особый юридический статус и регулируются конституционными нормами и гражданским законодательством, а также земельным, лесным, экологическим и другими кодексами.
Земельное законодательство
согласно Конституции РФ (ст. 72) отнесено
к совместному ведению
Нормативно-правовые акты, содержащие нормы земельного права, образуют следующую систему.
1.Международные нормативно-
а) договоры;
б) конвенции;
в) декларации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Земельным кодексом РФ, то применяются правила международного договора.
2.Федеральные нормативно-
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные законы (Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28 «О государственном земельном кадастре» и др.);
в) федеральные подзаконные акты:
■ указы Президента РФ,
■ постановления Правительства РФ («Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» от 11 ноября 2002 г. № 808; «О государственной кадастровой оценке земель» от 25 августа 1999 г. № 945; «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апреля 2000 г. № 316 и др.),
■ распоряжения, инструкции, письма, решения Верховного суда РФ и иные акты.
3. Региональные нормативно-
а) законы Москвы (от 14 мая 2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» и др.);
б) подзаконные акты:
■ постановления (Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. № 522-ПП «О порядке проведения оценок стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности на территории города Москвы, и утверждении методики расчета размера платы за право на заключение договора аренды земельного участка» и др.),
■ распоряжения,
■ решения,
■ инструкции, письма, решения московских судов и иные акты. При оценке земельного участка необходимо установить правовой режим, который определяется принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием.
Правовой режим земельного участка включает в себя:
■ целевое назначение;
■ форму собственности;
■ разрешенное использование.
Целевое назначение земель
— порядок, условия, предел эксплуатации
земель для конкретных целей в
соответствии с категориями земель,
установленные
Весь земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий.
1.К землям поселений
(городов, поселков и сельских
поселений) относятся все
В отличие от других категорий
земли, которые представляют, как
правило, отдельные объекты, относительно
независящие и легко
2.Земли сельскохозяйственного,
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения — сады, виноградники);
б) земельные участки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
в) земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья
были введены в гражданский оборот
после принятия Федерального закона
от 24 июля 2002 г. № 101 «Об обороте земель
сельскохозяйственного
3.К землям промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики,
4.К землям особо охраняемых
территорий относятся
5.К землям лесного фонда
относятся лесные земли (
6.В состав земель водного
фонда входят территории, занятые
водоемами, ледниками,
7.Земли запаса —
а) в документах о предоставлении земельных участков: в актах федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
б) в договорах, предметом которых являются земельные участки;
в) в документах государственного земельного кадастра;
г) в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В таблице 2.1 приведены данные о распределении земель Российской Федерации по категориям в 1990 и 2004 г.
1.3 ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ
И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО
УЧАСТКА
Переход к рыночным отношениям в России привел к образованию новых форм собственности: федеральной, региональной, муниципальной, частной и др. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земли, находящиеся в собственности
Российской Федерации и ее субъектов,
являются государственной
Разграничение государственной
собственности на землю на федеральную
собственность, собственность субъектов
Российской Федерации и собственность
муниципальных образований
Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом
совместно с другими
В состав федеральной собственности входят:
■ земельные участки, необходимые для обеспечения нужд обороны и безопасности государства;
■ земли, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности;
■ государственные природные заповедники, национальные парки (например, Лосиный остров в Москве);
■ лечебно-оздоровительные местности;
■ объекты историко-культурного наследия и др.
В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты поселений, за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.
По действующему законодательству на земельные участки существуют следующие права:
■ право собственности;
■ пожизненное наследуемое владение;
■ постоянное (бессрочное) пользование;
■ аренда;
■ безвозмездное срочное пользование;
■ сервитут.
В настоящее время граждане Российской Федерации имеют земельные участки на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды.
Юридические лица Российской
Федерации могут иметь
В собственности граждан
и юридических лиц могут
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ) [3. С. 12].
Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки включает право владеть, пользоваться и распоряжаться ими с соблюдением ограничений и иных условий, установленных законом и договорами. Данное право закреплено в Конституции РФ (ч. 2 ст. 36), в ГК РФ (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209).
Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных или муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена, иных сделок с землей, а также в результате внесения земельных участков в уставный (паевой) капитал юридического лица.
Закон от 24 мая 2003 г. N° 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» (далее — Закон Москвы № 27) устанавливает порядок отчуждения земельных участков из собственности Москвы (ст. 6).
Для права собственности на земельный участок оценщик может рассчитывать следующие виды стоимости: рыночную, инвестиционную, специальную.
Землевладелец участка на праве пожизненного наследуемого владения обладает правом владения, пользования и ограниченного распоряжения, т.е. может передать свое право по наследству (п. 1 ст. 266 ГК РФ).
Предоставление земельных
участков гражданам на праве пожизненного
наследуемого владения после введения
в действие ЗК РФ не допускается. Граждане,
имевшие земельные участки в
пожизненном наследуемом
Право пожизненного наследуемого
владения земельными участками в
Москве до принятия нового Земельного
кодекса предоставлялось
В соответствии со ст. 9 Закона
Москвы № 27, гражданин имеет право
однократно бесплатно получить в
собственность земельный
Информация о работе Оценка стоимости земельных участков в РФ