Объект, предмет и система земельного права

Автор: Яков Пятков, 12 Октября 2010 в 12:48, реферат

Описание работы

Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании.
Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.
Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.
Цели данной работы заключаются в следующем: раскрыть понятие земельного права; представить землю как объект материального мира и общественных отношений; обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики; выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования; представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Объект земельного права…………………………………………………………4
2 Предмет земельного права………………………………………………………..6
3 Система земельного права……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Земельное право Реф.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

      Элементы  земельно-правовой нормы могут оказаться  в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они  бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

      Система земельного права в конечном итоге  складывается из двух крупных компонентов  — общей и особенной частей.

      Общая часть земельного права состоит  из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.[7]

      Исходя  из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести  институты: права собственности  на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.

      Институты общей части отличаются емким, сложным  содержанием. Они, как правило, состоят  из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой  относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

      Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности  на землю и право частной собственности  на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

      Одни  и те же нормы или нормативные  массивы общей части могут  входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле  могут рассматриваться как элемент  института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

      Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно  — через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

      Особенная часть земельного права состоит  из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.[6]

      В соответствии с предусмотренными в  законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие право войрежим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

      Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Земельное право, представляя собой юридическое  выражение социально-экономических условий развития земельных отношений, призвано сохранять объективно обусловленные функциональные и качественные характеристики земли как объекта общественного интереса. Сообразно этому метод земельно-правового регулирования в значительной степени определяется особенностями объекта и характером регулируемых земельных отношений.

      Предметом отрасли права, в том числе  и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким  образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

      C изменением содержания общественных  отношений по поводу земли  происходят изменения в предмете  и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств - пользователей земли. В результате изменился сам предмет и, следовательно, задачи земельного права. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1) Закон РК от 31 марта 1998 г. № 214-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

      2) Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 //Казахстанская правда от 26 июня 2003г. № 183-184 (24123-24124).

      3) Конституция Республики Казахстан, принятая на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года).- Алматы: Казахстан, 1998. - 96 с.

      4) Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года N 2 «О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства».

      5) Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 года № 1813 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка собственникам помещений (участникам) кондоминиума».

      6) Архипов И.Г. Земельное право. Учебное пособие.- Алматы: ЮРИСТ, 2000.

      7) Аксенок Г.А. Земельное право.-М.: Наука, 1972.

      8) Архипов И.Г. Земельное право (программа и методические материалы)- Алматы «Высшая школа права «Эдилет», 1996.

      9) Гражданское право Республики Казахстан: (Общая часть). Учебное пособие. /Отв. ред. Г. И. Тулеугалиев, К. С. Мауленов. –2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Гылым. Т.1, 1999. –227 с.

      10) Иконницкая И.А. Разрешение земельных споров. - М., 1973.

      11) Жариков Ю.Г. Имущественные споры землепользователей. - М., 1980.

Информация о работе Объект, предмет и система земельного права