Вариант 2.
- Источники земельного права.
- Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
- Задача 1
- Задача 2
- Список использованной литературы
Источники земельного права
Источниками
земельного права являются нормативные
правовые акты, регулирующие земельные
отношения.
Такие нормативные
правовые акты должны:
1) являться
носителями государственной силы;
2) иметь
нормативный характер, т.е. быть
рассчитаны на многократное применение;
3) адресованы
неопределенному числу субъектов;
4) быть
обязательны для исполнения всеми
субъектами.
Источником
земельного права является нормативный
правовой акт, принятый органом государственной
власти или органом местного самоуправления
в пределах его компетенции, который
устанавливает, изменяет или отменяет
земельно-правовые нормы - юридически
обязательные модели поведения участников
земельных отношений.
Нормативные
правовые акты органов государственной
власти подразделяются по вертикали
на: нормативные правовые акты федеральных
органов государственной власти,
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
По горизонтали эти нормативные
правовые акты подразделяются на законы
и иные нормативные правовые акты
(подзаконные акты).
Источник
земельного права - нормативный правовой
акт, который содержит земельно-правовые
нормы, т.е. нормы права, цель которых
регулирование земельных отношений.
Выделяются следующие виды источников
земельного права: Конституция РФ, международные
договоры РФ, законодательные акты, основной
целью которых является регулирование
земельных отношений; законодательные
акты, регулирующие отношения в сфере
природопользования и охраны окружающей
среды, и иные законодательные акты. Указы
Президента РФ, нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти,
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Федерации, а также нормативные
правовые акты органов местного самоуправления.
Правовой режим земель особо
охраняемых территорий.
К особо
охраняемым землям, в первую очередь,
относятся земли природоохранного
и заповедного значения.
Земли природоохранного
и природно-заповедного назначения
выделяются для охраны и изучения
уникальных и типичных природных
комплексов, сохранения генетического
фонда живых организмов. Их территории
представляют собой малоизмененные
человеком природные комплексы
с богатой и разнообразной
растительностью и животным миром,
уникальными природными ландшафтами,
здоровым климатом, красотой пейзажа,
историческими и культурными
достопримечательностями.
Сохранение
полезности их естественных свойств для
нужд общества требует установления для
земель данной категории специального
порядка использования природных ресурсов,
хозяйствования и пребывания. На их территории
ограничиваются или запрещаются такие
виды деятельности и поведение, которые
вызывают снижение или уничтожение экологической,
лечебной, рекреационной, эстетической
ценности природных комплексов и объектов
исторического и культурного наследия.
Для нейтрализации антропогенного влияния
режим регулируемой деятельности может
распространяться и на участки, прилегающие
к этим землям. Законом Российской Федерации
«Об особо охраняемых природных территориях»
и Законом Российской Федерации «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах» природоохранные,
природно-заповедные и особо ценные земли
оздоровительного назначения были отнесены
к особо охраняемым природным территориям.
В Российской
Федерации существует законодательная
основа для формирования и существования
многофункциональной системы особо
охраняемых природных территорий. Все
категории особо охраняемых природных
территорий учитываются при перспективном
планировании экономического и социального
развития, разработке территориальных
комплексных схем, схем землеустройства
и районной планировки. Следует подчеркнуть,
что действующее законодательство дает
право на выявленных и зафиксированных
в принятых схемах развития и размещения
охраняемых природных территорий или
территориальных схемах охраны природы
территориях ограничивать хозяйственную
деятельность. Это важная гарантия их
сбережения и защиты. Решение об этом принимают
органы государственной власти субъектов
Федерации.
Для защиты
особо охраняемых природных территорий
от неблагоприятных антропогенных
воздействий на прилегающих к
ним участках суши и водного пространства
могут быть созданы охранные зоны
или округа с регулируемым в интересах
охраны режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые территории могут иметь
федеральное, региональное, местное значение
и соответственно быть собственностью
федеральной, субъектов Федерации и муниципальных
образований. Сохранение и развитие особо
охраняемых природных территорий является
одним из приоритетных направлений государственной
политики. Предусматривается расширение
площадей этих территорий до 3% площади
Российской Федерации.
Высшей
формой особо охраняемых природных
территорий являются государственные
природные заповедники. Ими объявляются
природные комплексы и объекты
(земля, воды, недра, растительный и
животный мир), имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительное значение
как образцы естественной природной
среды, типичные и редкие ландшафты, места
сохранения генетического фонда живых
организмов. Охраняет и изучает их специальное
природоохранительное, научное, эколого-просветительское
учреждение - государственный природный
заповедник, являющийся федеральным учреждением.
Государственный природный заповедник
учреждается постановлением Правительства
Российской Федерации. Для его образования
необходимо согласие субъекта Федерации
на отнесение его территории к объектам
федеральной собственности. Представление
о необходимости создания государственного
природного заповедника делают органы
государственной власти субъекта Федерации
и специально уполномоченного государственного
органа Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды. В
таком же порядке производится расширение
территории государственного природного
заповедника.
Земля, воды,
недра территории государственного
природного заповедника со всеми
находящимися в их пределах ресурсами
растительного и животного мира,
историко-культурными и другими
объектами передаются заповедникам
в бессрочное (постоянное) пользование.
На территории государственного природного
заповедника устанавливается строгий
природоохранительный режим. Здесь
полностью исключается хозяйственное
использование природных ресурсов
(земель, вод, недр, растительного и
животного мира) и запрещается
всякая деятельность, нарушающая природные
комплексы и угрожающая состоянию
природных объектов. Организация
территории заповедника определяется
поставленными перед ним задачами.
Для научно-исследовательской работы
здесь могут быть выделены участки,
где запрещается всякое вмешательство
в природные процессы.
Сохранение
неприкосновенности природных комплексов
и генофонда животных требует
закрытости территории: пребывание посторонних
лиц разрешается при наличии
специального разрешения администрации
государственного природного заповедника.
Территория его разбивается на кварталы
и кордоны. На специально выделенных участках
частичного хозяйственного использования,
не включающих особо ценные экологические
системы и объекты, ради которых создан
заповедник, допускается деятельность,
направленная на обеспечение функционирования
государственного природного заповедника
и жизнедеятельности граждан, проживающих
на его территории. Порядок ее определяется
в Положении о конкретном заповеднике.
На прилегающих к территории государственного
природного заповедника участках земли
и водного пространства создаются охранные
зоны с ограниченным режимом природопользования.
К территории
государственных природных биосферных
заповедников могут быть присоединены
территории для организации биосферных
полигонов, где проводятся научные
исследования, экологический мониторинг,
апробируются методы рационального
природопользования. Режим особой охраны
территории биосферного полигона устанавливается
специальным положением, утверждаемым
органом, в ведении которого находится
биосферный заповедник.
Национальными
парками объявляются территории
(акватории), природные комплексы
которых имеют особую экологическую,
эстетическую, историческую ценность.
В отличие от государственных
природных заповедников, представляющих
собой научные учреждения и закрытую
для посторонних лиц территорию,
национальные парки наряду с природоохранной
и научно-исследовательской работой
занимаются экологическим просвещением.
Их территории открыты для организации
регулируемого туризма, при котором
определяется «рекреационная емкость»
территории и устанавливаются правила
посещения национальных парков. Национальные
парки образуются постановлением Правительства
Российской Федерации, при условии
согласия субъектов Федерации на
отнесение территорий парков к объектам
федеральной собственности. Представление
в Правительство о создании национального
парка делают органы государственной
власти субъектов Федерации и специально
уполномоченные государственные органы
Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды. Земля, воды,
недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территории национальных парков, предоставляются
им в пользование (владение). Государственные
природные заказники федерального значения
учреждаются решением Правительства Российской
Федерации на основании представления
органов исполнительной власти субъектов
Федерации и специально уполномоченного
государственного органа в области охраны
окружающей природной среды. Государственные
природные заказники регионального значения
- органами исполнительной власти соответствующих
субъектов Федерации по согласованию
с соответствующими органами местного
самоуправления.
Объявление
территории государственным природным
заказником допускается как с
изъятием, так и без изъятия
у пользователей, владельцев и собственников
земельных участков. Задачи и особенности
режима каждого заказника федерального
значения определяются в Положении
о нем, утверждаемом специально уполномоченным
государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды по согласованию
с органами исполнительной власти субъектов
Федерации. В отношении заказников
регионального значения это делают
органы исполнительной власти субъектов
Федерации, принявшие решение о
создании этого природного заказника.
Памятниками
природы объявляются уникальные,
невосполнимые, ценные в экологическом,
научном, культурном и эстетическом
отношении объекты, а также объекты
естественного и искусственного
происхождения. Памятники природы
могут быть федерального и регионального
значения. Правительством Российской
Федерации по представлению органов
государственной власти субъектов
Федерации природные объекты
и комплексы объявляются памятниками
федерального значения, территория, занятая
ими, - особо охраняемой природной
территорией федерального значения,
а органами государственной власти субъектов
Федерации - соответственно памятниками
природы регионального значения и особо
охраняемой территорией регионального
значения.
Органы
государственной власти Российской
Федерации и органы государственной
власти субъектов Федерации утверждают
границы и определяют режим особой
охраны территорий памятников природы,
находящихся в их ведении. Передача
памятников природы и их территорий
под охрану лиц, в чье ведение
они передаются, оформление охранного
обязательства, паспорта и других документов
осуществляются специально уполномоченным
государственным органом в области
охраны окружающей природной среды.
Объявление
природных комплексов и объектов
памятниками природы, а территорий,
занятых ими, территориями памятников
природы допускается с изъятием
занимаемых ими земельных участков
у собственников, владельцев и пользователей
этих участков.
Статус
особой охраны установлен для территорий,
объявленных лечебно-оздоровительными
местностями и курортами. Уникальность
и особая ценность их обусловлены
тем, что на их территориях и акваториях
имеются природные лечебные ресурсы,
используемые для лечения и профилактики
заболеваний и отдыха. Признание
территории лечебно-оздоровительной
местностью или курортом осуществляется
в зависимости от ее значения Правительством
Российской Федерации, соответствующим
органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом
местного самоуправления. Их лечебно-оздоровительная
ценность подтверждается специальными
курортологическими, гидрологическими
и другими специальными исследованиями.
Для признания территории лечебно-оздоровительной
местностью или курортом федерального
значения Правительство Российской
Федерации согласовывает этот вопрос
с соответствующим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Территория признается лечебно-оздоровительной
местностью или курортом регионального
значения органом исполнительной власти
субъекта Федерации по согласованию с
соответствующими федеральными органами
исполнительной власти. Территория признается
лечебно-оздоровительной местностью или
курортом местного значения в порядке,
установленном правовыми актами субъекта
Федерации. Охрана лечебно-оздоровительных
местностей и курортов осуществляется
путем установления округов санитарной
(горно-санитарной) охраны. Границы и режим
округов санитарной (горно-санитарной)
охраны, установленные для лечебно-оздоровительных
местностей и курортов федерального значения,
утверждаются Правительством Российской
Федерации; для лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального
и местного значения - исполнительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Для лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, где природные
лечебные ресурсы относятся к недрам (лечебные
минеральные воды, лечебные грязи и др.),
устанавливаются округа горно-санитарной
охраны. В остальных случаях - округа санитарной
охраны.
Земельное
законодательство предусматривает
выделение земель для рекреационных
целей. К ним относятся выделенные
в установленном порядке территории,
занятые домами отдыха, санаториями,
спортивно-оздоровительными базами, туристскими
трассами, пионерскими лагерями и
другими учреждениями отдыха.
Для рекреационных
целей выделяются территории за пределами
городской черты - пригородные зеленые
зоны, занятые лесами, лесопарками
и другими зелеными насаждениями,
выполняющие защитные, санитарно-гигиенические
функции и являющиеся местом отдыха
населения. Выделение земель рекреационного
назначения производится по решению
органов исполнительной власти краев,
областей, автономных округов; в республиках,
входящих в состав Российской Федерации,
- в порядке, устанавливаемом законодательством
этих республик.
Территории,
отведенные для пригородных зон,
должны использоваться в соответствии
с их назначением для природоохранных,
санитарно-гигиенических и рекреационных
целей. Земельный кодекс устанавливает,
что на землях рекреационного назначения
запрещается деятельность, препятствующая
использованию их по целевому назначению.
На территории зеленых зон запрещено
строительство, несовместимое с
защитными, санитарно-гигиеническими
функциями и целями отдыха.
Землями
историко-культурного назначения признаются
участки земли и территории, на которых
располагаются памятники истории и культуры,
достопримечательные места, а также занятые
учреждениями культуры, с которыми связано
существование традиционных народных
художественных промыслов, ремесел, иного
прикладного искусства. Памятники культуры
и истории весьма разнообразны. Принято
подразделять их на памятники истории,
искусства, археологии, градостроительства
и архитектуры и др. По своему значению
для общенациональной культуры и истории
выделяются объекты исторического и культурного
наследия федерального значения, перечень
которых утверждается Президентом Российской
Федерации, регионального и местного значения.
Для земель
историко-культурного значения устанавливается
особый режим. Для отдельных памятников
культуры и истории земельные
участки могут выделяться без
изъятия их у землепользователей.
Земельным кодексом не допускаются
изъятие земель историко-культурного
назначения для нужд, противоречащих
их основному назначению, и любая
деятельность, не соответствующая установленному
режиму.
Задача 1.
Предприятие железнодорожного транспорта
обратилось в арбитражный суд
с иском о признании недействительным
постановления администрации района
о передаче в аренду акционерному
обществу земельного участка, находящегося
в полосе отвода железной дороги. Ответчик
утверждал, что его действия соответствуют
требованиям законодательства о местном
самоуправлении, согласно которому на
администрацию района возложена обязанность
по осуществлению контроля за использованием
и охраной земель и работой всех транспортных
предприятий на территории района. Поэтому
органы местного самоуправления вправе
решать вопросы, связанные с передачей
земель железнодорожного транспорта в
аренду.