Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит 2 вопроса с ответами и задачу с решением по дисциплине "Земельное право"

Содержание

1. Понятие и юридический состав земельных правоотношений…………3
2. Земельное законодательство в России: История и современное состояние…………………………………………………………………………13
3. Задача……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Контрольная земельное право.docx

— 87.89 Кб (Скачать)

Все виды прав субъектов земельных правоотношений характерны тем, что они носят  субъективный характер, полностью зависят  от воли субъекта, который может  и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности. Исключение составляют последствия, возникающие в результате неиспользования данных прав. Например, неиспользование земельного участка по целевому назначению, которое может повлечь за собой прекращение права собственности на этот участок земли.7

Под обязанностями  субъекта земельных правоотношений понимается установленный законом  вид и объем должного поведения  лица, которому, как правило, соответствуют  субъективные права другого лица.

Обязанное поведение субъектов земельных  правоотношений выражается в двух основных формах:

1. обязанности совершать какое-либо действие. Так, собственники земельных участков обязаны эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие почв и т.п.;

2. обязанности не допускать совершения каких-либо действий (обязанность бездействия). Например, запрещается осуществлять пользование земельным участком до установления границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документов, подтверждающих право, собственности, пользования или аренды.

В отличие  от прав субъектов земельных правоотношений их обязанности подлежат точному  выполнению под угрозой применения ответственности и наступления  иных неблагоприятных последствий.

В заключение можно подвести некоторые итоги  краткого рассмотрения субъектов и  объектов земельных правоотношений.

1. Земельные  правоотношения - это общественные  отношения, урегулированные нормами  земельного права, участники которых  имеют взаимно корреспондирующие  друг другу субъективные права  и юридические обязанности в  сфере использования и охраны  земель.

2. Субъектами  земельных правоотношений выступают  граждане, юридические лица, публично-правовые  образования. Законодательно выделяются  особенности правового положения  иностранных граждан и юридических лиц как субъектов земельных правоотношений.

3. Земельное  и градостроительное законодательство  дифференцирует "землю" как  объект земельных правоотношений  и "категории земель", включающие  в свой состав "субкатегории земель", непосредственно состоящие из земельных участков.

4. Выделение  "части земельного участка"  как отдельного, самостоятельного  объекта земельных правоотношений  является ошибочным. Кроме того, п. 1 ст. 6 ЗК РФ должен быть дополнен  понятием "земельная доля", как  фактически уже существующей  разновидностью объектов земельных  правоотношений.

5. Земля,  категория земель и земельный  участок как правовые категории  находятся в соотношении "общее  - особенное - единичное". Для каждой  категории земель установлено  целевое назначение.

6. Земля,  являясь природным объектом, природным  ресурсом и объектом недвижимости (ст. 1 ЗК РФ), существует в сфере  не только земельных, но и  экологических, гражданских и  иных правоотношений.

 

В силу различий природных свойств земли и  ее неодинакового хозяйственного использования  могут возникать самые разнообразные  виды земельных правоотношений, классификация  которых имеет важное значение для  определения наиболее эффективных  подходов к их регулированию.

В настоящее  время в науке разработано  достаточно много оснований для  типизации земельных правоотношений. Так, в зависимости от содержания правоотношений их принято разделять  по основным институтам земельного права. По этой классификации все земельные  правоотношения делятся на четыре вида: правоотношения собственности на землю, в сфере государственного управления землями, в области использования  земель и охраны земельных прав. В каждой из этих групп правоотношений могут быть выделены соответствующие подвиды.8

Земельные правоотношения собственности на землю  наряду с отношениями по поводу использования  и охраны земли имеют исключительно  важное значение и лежат в основе всех других земельных правоотношений. В связи с отменой монополии  государственной собственности  на землю и утверждением принципов  рыночной экономики, в том числе  принципа многообразия форм собственности, земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, государственной, муниципальной собственности, которые, в свою очередь, в соответствии с  категорией субъектов права собственности подразделяются на подвиды.

Так, правоотношения частной собственности на землю  представлены правоотношениями собственности  на землю граждан и юридических  лиц, правоотношения государственной  собственности — правоотношениями федеральной собственности и  собственности субъектов РФ. Правоотношения общей собственности на землю  подразделяются на правоотношения с  определенными земельными долями собственников  или без определенных долей. Земельные  правоотношения в сфере государственного управления землями выступают по своей форме как административно-правовые и носят служебный характер по отношению к большинству других видов земельных отношений. В  зависимости от направленности деятельности по управлению землями эти правоотношения делятся на правоотношения по ведению  государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию  земель для государственных и  общественных нужд, землеустройству  и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель и  разрешению земельных споров.9

Земельные правоотношения по использованию земли  имеют производный характер от отношений земельной собственности. Они подразделяются на отношения непосредственного и производного пользования землей. Первые возникают тогда, когда использование земельного участка осуществляют юридические лица, граждане, коллективы граждан, имеющие землю на праве частной или общей собственности. Если использование земли осуществляют землепользователи, арендаторы, то отношения по использованию земли называются производными. Они, в свою очередь, подразделяются на первичные и вторичные. При первичном производном отношении земельный участок предоставляется в пользование собственником земли.

Примером  вторичного отношения по пользованию  землей служит отношение по использованию  служебного земельного надела, предоставляемого работнику решением администрации  предприятия, учреждения, организации  из земель, находящихся в их пользовании.

 

  1. Земельное законодательство в России: История и современное состояние

 

Земельное право  современной России, образовавшейся как политическое единство и как суверенное государство в 1991 г., имеет короткую историю. Однако его теперешнее состояние является продолжением длительной исторической эволюции права как дореволюционной России, так и особенно права, развившегося после установления советской власти в 1917 г.

Земля для  России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, и в первую очередь сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю.

Главными  историческими вехами, с которыми связывается развитие земельного права дореволюционной России, стали две земельные реформы. В 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с изданными нормативными актами был реформирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян, включая имущественные, трудовые, семейные, административные. Земельные отношения крестьян строились на принципах установления двух видов собственности на землю — общественной собственности сельского общества и частной собственности крестьян. Однако действовало правило, в соответствии с которым земли в общественную и частную собственность могли быть получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Эти платежи были отменены царским правительством 1 января 1907 г.

Распространенная  оценка этого периода истории  земельных отношений складывается не в пользу общинного землевладения. В научной литературе того времени высказывалось мнение о том, что при общинных земельных порядках отсутствует личный интерес трудиться «напряженно», «со знанием дела», «эффективно»,   при общинно-поземельных отношениях казна обречена на скудность доходов от земледелия. Наряду с этим существовало и твердое убеждение в том, что община является гарантом государственной устойчивости, основой славянской цивилизации, отличной от европейской. Среди помещиков и правительственных кругов доминировало мнение, что общину, состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять.

Отношение не в пользу последних изменилось в  начале XX столетия, когда начал активно развиваться процесс индивидуализации крестьянского хозяйства, подготовивший почву для проведения Столыпинской реформы 1906—1910 гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный порядок землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столыпинских реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однозначна. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой — этот исторический период связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое распространение голода.

Развитие  земельных отношений в сельском хозяйстве, основанных на сочетании частной и общественной собственности, было прервано в 1917 г., когда известные революционные события привели к установлению советской власти и образованию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Именно с этого года земельное право вступило в новую, продолжительную и относительно стабильную фазу своего развития, в течение которой сформировались устойчивые, несомненно обусловленные государственной политикой страны общественные земельные отношения. Насколько они были прогрессивны и эффективны — вопрос отдельный, но ясно одно, что их влияние на весь современный уклад жизни, мировоззрение людей, экономическое развитие страны остается существенным.

Первым нормативным  актом, внесшим революционные преобразования

 в земельные отношения, стал Декрет «О земле», принятый Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г. В соответствии с Декретом отменялась помещичья собственность на землю, а земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Одновременно предусматривалось, что земли рядовых крестьян не конфискуются. Частью Декрета стал Крестьянский наказ о земле, по которому право частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно. Помещичьи, удельные, монастырские и другие земли обращались во всенародное достояние и передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Запрещались продажа, аренда, залог и другие способы отчуждения земли. Все граждане, желающие обрабатывать землю своим трудом, получали землю на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы землепользования (общинная, артельная и др.).

Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные  акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 г. создается сложная система земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреждается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы.

Важное место  среди нормативных актов того времени занимает

Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» — своего рода комплексный документ, охвативший широкий круг земельных отношений. Декрет отменил «всякую собственность на землю», тем самым подтвердив особое место земель среди объектов общественных отношений. Соответственно запрещались любые сделки, и земля передавалась различным категориям субъектов только в пользование.

Делается  первый шаг к классификации земель по категориям. В частности, выделяются земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. Установлены порядок административного обжалования решений государственных органов о предоставлении земель, основания прекращения права пользования и порядок компенсации при изъятии земель.

Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений. Данное постановление закрепило политику перехода от единоличны форм хозяйствования на земле к коллективным. Все виды единоличного землепользования рассматриваются как «проходящие и отживающие». Создается климат наибольшего благоприятствования различного рода коллективным хозяйствам. В частности, советские хозяйства (совхозы), обязанные своим рождением данному постановлению, имели право на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель (имения с ценными многолетними культурами, рациональными хозяйствами, имения с развитым техническо-промышленным делом). Поддержку получили и сельскохозяйственные производительные коммуны — общественные сельскохозяйственные объединения трудящихся, которые, к примеру, равно как и совхозы, имели право на получение увеличенной кормовой нормы для скота. Одновременно постановление предусматривало порядок ведения землеустройства, регистрации и учета землепользовании.

Новая экономическая  политика начала 20-х гг. вернулась  к стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. В 1922 г принимается первый Земельный кодекс РСФСР, состоящий из четырех разделов и 222 статей. Земельный кодекс начинался с подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью рабоче-крестьянского государства. Объектами регулирования данного нормативного акта стали лишь две категории земель — сельскохозяйственные и земли городов.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"