Контрольная работа по дисциплина: «Основы оперативно-розыскной деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:40, контрольная работа

Описание работы

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно - повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно - розыскных средств.
В науке о праве принципы классифицируются на конституционные (общеправовые), межотраслевые и отраслевые (специальные).
Конституционные принципы:

Содержание

1. Принципы оперативно-розыскной деятельности………………………………………3
2. Обеспечение государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности……….9
3. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности……………12
Список используемой литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 97.00 Кб (Скачать)

      Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

    Негласные меры наиболее эффективны для получения  информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

  • Принцип оперативности (наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности. Под оперативностью понимается система характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Этот  принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение: умышленного совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (то есть на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права “голым умыслом”); действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).

  • всесторонности, полноты и объективности производства деле (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно: всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной деятельности; полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение; под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено). Запрещается также домогаться сообщений агентов и получения сведений от других участвующих в деле оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
  • Принцип привлечения конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее сущностных аспектов.

    Конфидент – обобщенное название категории  физических лиц, участников оперативно-розыскной  деятельности (агентов, штатных негласных  сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

    Без использования в оперативно-розыскной  деятельности конфидентов она как  таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную).

  1. Обеспечение государственной тайны в оперативно-розыскной деятельности
 

    Государственной тайной являются те сведения, в отношении которых соответствующие органы государства ограничили режим пользования в установленном законом порядке. Так ст.2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года дает следующие определения: "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". На основании вышеуказанного закона, Президент РФ своим указом от 30 ноября 1995 года утвердил "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, определив тем самым, какие сведения являются наиболее значимыми для государства в приоритетных областях его деятельности".

    В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности и Законом о государственной тайне к таким сведениям относятся:

  • силы, средства, источники, методы и планы, используемые или использованные при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;
  • результаты оперативно-розыскной деятельности;
  • организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • лица, внедренные в организованные преступные группы, штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • лица, сотрудничающие и сотрудничавшие на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  • данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;
  • методы и средства защиты секретной информации.

    Государственную тайну составляют сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Защита государственной тайны обеспечивается органами, осуществляющими ОРД, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на руководителей этих органов.

      Защита сведений, составляющих государственную  тайну в сфере оперативно-розыскной  деятельности, обеспечивается также  специальным порядком допуска  к таким сведениям. Допуск к  сведениям, составляющим государственную тайну, включает процедуру оформления права лица на санкционированное ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, а в отношении предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с их использованием.

    В соответствии с ч.1 ст.12 Закона об оперативно-розыскной деятельности, указанные сведения могут подлежать рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, законодатель предоставляет возможность использовать сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Причем, следует учитывать меру достаточной необходимости, которая позволяла бы сохранять в тайне вышеуказанные сведения и даже в случае рассекречивания ограничивала бы круг пользователей этого рода информации. Данная мера довольно необходимая и должна определяться количеством и качеством фактических данных, используемых в процессе доказывания и значимостью общественных отношений, которые подвергаются преступному воздействию в каждом конкретном случае. В настоящее время достаточно остро стоит проблема роста групповой и организованной преступности.

    И, как правило, преступная деятельность в данном случае направлена на совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Однако задача привлечения к уголовной ответственности участников организованных преступных групп решается достаточно проблематично.

    Прежде  всего это связано с тем, что  свидетели, потерпевший и другие участники уголовного процесса отказываются представлять доказательства изобличающие виновных, в связи с реальной возможностью применения насилия со стороны преступников. И нередко единственным свидетелем преступной деятельности организованных преступных групп является лицо, внедренное в эти группы органами оперативно-розыскной деятельности, а возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности связано с необходимостью рассекречивания сведений составляющих государственную тайну.

    Таким образом, можно констатировать, что  возможность привлечения и использования материалов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, достаточным образом ограничена. И надо отметить, что данные ограничения связаны не только с возможностью рассекречивания и перехода этих сведений из области оперативно-розыскной в область уголовно-процессуальную деятельности. Данный переход никак не связан с утратой этими сведениями режима ограниченности доступа к ним, невозможность предания рассекреченных сведений широкой огласке распространяется равным образом на все стадии уголовного процесса. Так, следователь или прокурор, используя правомочия, представляемые ст.139 УПК РФ, запрещает разглашение данных предварительного следствия, которые могут содержать сведения, содержащие государственную тайну. Ст.18 УПК РФ обязывает судью проводить закрытое судебное заседание в случаях, когда существует угроза распространения сведений составляющих государственную тайну. Все эти меры выступают в качестве гарантий соблюдения режима государственной тайны. Однако надо отметить, что уголовно-процессуальные гарантии не единственное средство защиты сведений составляющих государственную тайну в уголовном процессе. В Уголовном Кодексе РФ предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны. Часть 1 ст.283 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены либо стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены. Эта дополнительная гарантия защиты государственной тайны оказывает, прежде всего, предупреждающее воздействие, под страхом привлечения к уголовной ответственности, на возможность разглашения охраняемых государством сведений лицами, в компетенцию которых входит обращение с такими сведениями.

      Допущенные к государственной тайне должностные и иные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Уровни  правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности
 

    В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных  лиц по упорядочению общественных отношений  путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще - функциональное, управленческое. Правовое регулирование ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего, лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

    Таким образом, правовое регулирование ОРД  — это нормативно-властное воздействие  Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений

    Различают уровни правового регулирования (чего-либо) в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. В частности, выделяют юридическую силу нормативного акта и пространственные пределы распространения его действия.

    Важно рассмотреть уровни правового регулирования ОРД в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования: базовый, средний (или развивающий) и детализирующий.

    Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование  здесь осуществляется на уровне Конституции и федеральных конституционных законов. Следует отметить, что общественные отношения, характерные для ОРД, на данном уровне регулируются в настоящее время не только непосредственно Конституцией (ст. 23, 25, ч. 3 ст. 55 и др.),  но и рядом законодательных актов.

    Средний (развивающий) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает  общественные отношения, подлежащие моделированию  только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным  правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы. В настоящее время общественные отношения в области ОРД регулируют более 20 законодательных актов, и прежде всего ФЗ об ОРД.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплина: «Основы оперативно-розыскной деятельности»