Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:27, реферат
Геоинформационные системы (далее – ГИС) – это интегрированные в единой информационной среде электронные пространственно- ориентированные изображения (карты, схемы, планы и т.п.) и базы данных (далее – БД). В качестве БД могут использоваться таблицы, паспорта, иллюстрации, расписания.
Современные ГИС предоставляют цифровые инструменты для организации и оперирования пространственными данными, моделирования происходящих в пространстве процессов, визуализации этих данных, моделей и процессов с помощью развитых компьютерных средств, специализированных инструментов обработки и анализа геоданных. Современные ГИС расширяют мощь географических методов.
Территориальная информационная система (ТИС) - это инструмент принятия решений на различных уровнях управления, планирования и развития стран, регионов, областей на основе комплексного анализа и мониторинга географически распределенных параметров.
Мониторинг параметров включают в себя: сбор данных по развитию населения, экономики населенных пунктов и инфраструктур, использование площадей и природных ресурсов. Также важной составной частью данных информационных систем являются описание практики и методов сбора, актуализации и преобразования данных. Основу системы составляет единое отношение к пространству, которое соединяет данные разных типов в единое целое.
Некоторые основные черты ТИС:
Территориальные информационные системы работают в области средних (от 1 : 10 000 до 1 : 100 000) и мелких масштабов (от 1 : 100 000 до 1 : 1 000 000). Основные области их применения находятся в региональном планировании, официальной статистики, в планировании строительства, землеустройстве и т.п.
К данному классу систем относятся следующие системы:
Экологические информационные система и системы поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях
Наряду с территориальными информационными системами информационные системы защиты окружающей среды (Экологические
Информационные системы – ЭИС, Ecological Information System - EIS) и геоинформационные системы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГИС ГО и ЧС) также представляют собой большую группу ГИС.
Экологическая информационная система (ЕИС, EIS) - это расширенная ГИС, которая служит сбору, хранению, обработке и представлению пространственных, временных и тематических данных в целях описания состояния окружающей среды в условиях ее загрязнения и образует основу для принятия мер.
Применение ИСЗОС простирается от сбора проб радиоактивности до картографирования биотопов и сохранения разнообразных видов. В основном эти системы применяют в области средних и мелких масштабов, но есть и задачи, решающиеся в более крупных масштабах, например, в лесном хозяйстве, в утилизации отходов или охране водного хозяйства.
ГИС ГО И ЧС – это геоинформационная система предназначенная для поддержки принятия решений в области гражданской обороны в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Два
этих типа систем похожи по назначению,
отличает их только мера оперативности.
Второй класс должен обладать
значительно более быстрым временем
реакции на запросы пользователей.
И ЭИС и ГИС ГО и ЧС должны
содержать богатые
Приведем основные признаки таких систем:
Имитационное компьютерное моделирование, проводимое с помощью данных систем, называется проверкой стойкости окружающей среды.
При этом проверяется такое воздействие на окружающую среду как запланированные мероприятия, например, строительство дорог или заводов или возможное воздействие в результате чрезвычайной ситуации.
Области
применения этих систем следующие:
сбор сведений и поддержания качества
воздуха, земли и воды;
определение степени вреда
Новое научное направление
- экологическая информатика
- признанная специалистами
область знаний, помогающая
решить вопросы экологии,
экосистем, исследования экосистем,
кругооборота веществ и
энергии преимущественно
базируется на использовании
и методах построения ЭИС.
Промышленно-
Промышленно-картографические информационные
системы представляют собой
самую большую группу
Их задачей является документирование и обработка данных о средствах производства, то есть от заказов на продукцию через производство до отходов производства. Для этого было создано выражение "Facility Managment" (FM), управление средствами производства, которое в комбинации с системой картографирования (Automated Mapping) привело к созданию систем AM/FM.
Промышленно-
Приведем наиболее существенные характеристики ПКИС:
Графическая выдача ПКИС в основном происходит в области крупных масштабов (1:100 - 1:10000). Однако, имеются и случаи применения в средних масштабах.
Наряду с замкнутыми системами типа GRANIS многие производители предлагают так называемые дополнительные пакеты программ (например Network Analyst для ArcView), которые удовлетворяют вышеназванным характеристикам.
Геомаркетинговые системы
Достраивание ГИС маркетинговыми информационными системами приводит к понятию геомаркетинговых систем.
Маркетинг - в широком смысле - философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
Геомаркетинг - синтез геоинформационных технологий, технологий поддержки принятия решений, технологий визуальной обработки информации, маркетинговых технологий, интеграции различных данных и их комплексной обработки.
Геомаркетинг включает те же концепции, что и обычный маркетинг. Его возникновение стало возможным благодаря появлению новых информационных технологий и информационного маркетинга.
Методология геомаркетинга основана на методологии информационного маркетинга.
Круг задач, решаемых геомаркетингом на уровне технологий гораздо шире того круга задач, которые решаются методами обычного маркетинга.
Можно утверждать, что геомаркетинг решает практически все задачи, решаемые методами обычного маркетинга [Иванников].
Геомаркетинговые информационные системы возникли на основе интеграции геоинформационных систем и маркетинговых информационных систем.
Применение
геомаркетинговых систем и технологий
целесообразно там, где возникает
потребность работы с пространственно-
Точная пространственная локализация данных должна осуществляться при работе с картографической информацией или на участках, где необходим учет кривизны земной поверхности (20 x 20 км).
Геомаркетинговые
информационные системы работают
с пространственно-
В настоящее
время сложились целые
Приведем определения наиболее интересных ответвлений геомаркетинга:
Геомаркетинг мест - группа геомаркетинговых технологий, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и поведения, касающихся конкретных мест.
Природоресурсный геомаркетинг включает в себя хозяйственное освоение, продажу, привлечение инвестиций в природоресурсные региональные образования.
Геомаркетинг лиц - деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и поведения по отношению к конкретным лицам, проводимая в рамках определенных территориальных образований. Две наиболее распространенные формы этой деятельности - маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
Политический геомаркетинг - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и поведения по отношению к политическим деятелям, партиям или организациям лицам. Данный вид геомаркетинга проводится в рамках определенных территориальных образований.
Как правило, объектами политического маркетинга являются нетолько отдельные лица или партии, но и политические идеи.
Политическим геомаркетингом занимаются специальные организации. Особенностью политического геомаркетинга является то, что в отличие от других видов маркетинга направленных на удовлетворение спроса в реальной продукции или услугах, политический геомаркетинг направлен на удовлетворение желаний, которые в дальнейшем в большинстве случаев не реализуются.
Анализ
политической ситуации, как
правило, осуществляют по территориальным
образованиям: выборным округам, районам,
субъектам республики, экономическим
регионам. Эта геомаркетинговая
задача решается корректно только
с применением геоинформационных технологий.
Она не может быть решена
с использованием технологий обычного
маркетинга.