Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 19:47, реферат
Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 4
1.1Общая характеристика правовой охраны земель. 4
1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 5
2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13
2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 15
2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства 17
2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства 20
3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
Заключение. 27
Список литературы 28
ФГОУ ВПО
«Ростовский юридический институт МВД России»
______________________________
Кафедра
«Гражданско-правовых
дисциплин»
Дисциплина
«Семейное право»
Реферат
На тему:
«Юридическая ответственность
за нарушение земельного
законодательства».
Выполнил
Проверил
Ростов-на-Дону
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Тема представленной работы – «Ответственность за нарушение земельного законодательства».
Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.
Одним
из основных методов правовой охраны
земель является юридическая ответственность
за нарушение земельного законодательства.
Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.
В настоящее время, в связи с принятием нового Земельного кодекса, прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контроля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства должна применяться в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная - статьями 24,56 ГК РФ.
Дисциплинарная
ответственность установлена
Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с принудительным прекращением права на землю лиц, совершивших определенные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодекса РФ.
Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридической ответственности правонарушителей, содержатся в различных правовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном кодексах, кодексе об административных правонарушениях. Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых актах. Они касаются самых разных сторон земельных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами1.
Приведем
содержание и краткую характеристику
земельных правонарушений, за совершение
которых установлена
1.
Самовольный захват земель. Самовольным
захватом признается владение
земельным участком без
2.
Самовольное возведение
В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.
Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто земельным. Ответственность на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.
3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отличать от загрязнения производственными отходами, под которыми понимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и возможность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.
4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.
В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях2. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц, допускающих загрязнение земель.
5.
Порча и уничтожение
6.
Проектирование, размещение, строительство
и ввод в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на состояние земель,
как особый вид земельных правонарушений,
не является чисто земельным. Однако он
рассматривается в качестве такового,
т. к. производственная деятельность таких
объектов наносит непоправимый ущерб
земле, особенно в сфере сельскохозяйственного
производства. Экологическое и земельное
законодательство запрещает ввод в эксплуатацию
подобных объектов под угрозой административной
или уголовной ответственности.
7.
Нарушение сроков возврата
Временно занимаемые земли - это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения фунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании надобности эти земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования состоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству3.
8. Искажение сведений о состоянии использования земель. Очевидно, что в данном случае речь идет о должностном правонарушении, объектом которого являются сведения о земле. Очевидно также и то, что данная мера правовой ответственности налагается только на виновных должностных лиц (в основном на работников органов Росземкадастра)4.
9.
Нарушение сроков рассмотрения
заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных
В условиях развития земельной реформы данное должностное правонарушение, имеющее административный характер, связано со значительными негативными последствиями для нормального регулирования земельных отношений и в то же время оно может быть связано с причинением вреда работником при исполнении им служебных обязанностей. Очевидно, что оно может служить основанием и для административной, и для материальной ответственности одновременно.
10. Уничтожение межевых знаков.
Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего - столбов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому .умыслу является довольно частым правонарушением, служит основанием для возникновения земельных споров и связано с затратами на проведение восстановительных работ.
11.
Нарушение утвержденной
Данное правонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном порядке генеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной застройки других населенных пунктов, что приводит к. нарушению установленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.
12. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Правонарушение имеет экологический, природоохранительный аспект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной деятельности, не связанной с целевым назначением этих земель. В последние годы этот вид земельных правонарушений получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных органов5.
Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства