Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:10, реферат
Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором, обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Источники права
представляют собой форму закрепления
общеобязательных правовых норм. Такими
формами могут быть правовой обычай,
судебный и административный прецедент,
нормативный акт и нормативный
договор. В силу различных специфических
условий развития в правовых системах
государств могут существовать все
или лишь некоторые из источников
права. В зависимости от этого
принято различать
В российской системе
права источниками права
Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только те, которые содержатся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права.
Первичным элементом
законодательства является нормативный
правовой акт, который представляет
собой документ, объединяющий совокупность
предметно связанных между
Неотъемлемыми
атрибутами, признаками каждого нормативного
акта являются его наименование и
дата, а также указание того, кем
он издан. В российской практике за
последнее время появилось и
такое положение, которое касается
обязательного опубликования
Для характеристики
нормативных актов следует
Во-первых, для
понимания структуры
Во-вторых, распространена
классификация нормативных
Подзаконные нормативные правовые акты — нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти. Подзаконные акты принимаются в соответствии и во исполнение закона и включают постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты, акты, издаваемые исполнительными органами субъектов РФ.
Особое место
в системе законодательства занимают
указы Президента РФ, объявленного
в соответствии со ст. 80 Конституции
РФ главой государства. Указы, изданные
Президентом, не должны противоречить
Конституции и федеральным
90). В этом
смысле указы Президента РФ
по юридической силе стоят
ниже федеральных законов и
носят подзаконный характер. Но
в отличие от нормативных
В системе земельного
законодательства представлены все
перечисленные виды нормативных
правовых актов. При подготовке нормативных
актов РФ используется такой юридический
прием, когда в одном нормативном
акте регулируются не одна, а сразу
несколько групп
К источникам земельного права в части норм, регулирующих земельные отношения, относятся также нормативные акты, образующие систему других подотраслей экологического законодательства. Так, источником земельного права являются Лесной кодекс РФ в той части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда, Закон «О животном мире» в части положений, которые определяют правовой режим среды обитания животных.
Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры. Наиболее распространенным и широко известным видом договоров являются договоры между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Такие договоры носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Коми не выделяет земельные отношения в качестве отдельного вопроса, а регулирует их в совокупности с другими экологическими отношениями. Здесь предусмотрено, что органы государственной власти Республики Коми по согласованию с органами исполнительной власти РФ в целях реализации предусмотренного Конституцией РФ совместного ведения РФ и республики Коми в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами определяют порядок пользования природными ресурсами и их охраны.
Договоры подписываются Президентом РФ, с одной стороны, и главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные отношения, однако, более детально могут регулироваться в соглашениях, заключаемых в развитие договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ. Соглашения подписываются главами исполнительной власти Федерации и субъекта Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.
К примеру, 18 марта
1998 г. было заключено соглашение между
Правительством РФ и администрацией
Красноярского края о разграничении
полномочий в сфере владения, пользования
и распоряжения земельными ресурсами
на территории Красноярского края.
Данное соглашение разграничивает объекты
на федеральные и. находящиеся в
собственности Красноярского
Единую систему земельного законодательства составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные отношения.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикции действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
Статья 8 Конституции содержит своего рода перечень форм собственности, которые признаются и защищаются в РФ. Этот перечень не законченный, и помимо частной, государственной и муниципальной допускается существование иных форм собственности. Конституция не уточняет, каких, и этот перечень дополняется практикой. К примеру, собственность общественных организаций, создаваемых в соответствии с Законом об общественных объединениях, определяется при регистрации как общественная. Данное положение ст. 8 Конституции прямо связано с ч. 2 ст. 9, которая распространяет данный перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ней
данный перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ней провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Статья 36 Конституции
подтверждает возможность иметь
в частной собственности землю
и уточняет субъектный состав: земля
может находиться в частной собственности
граждан и их объединений. На основе
этой статьи можно говорить о существовании
двух видов частной собственности:
частной•собственности
Правильное толкование
данной статьи важно, так как речь
идет о распределении
В качестве конституционной основы правового регулирования земельных отношений выступает ст. 42, провозгласившая право граждан на благоприятную окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной ст. 58 Конституции. Данное конституционное положение закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны земель и обеспечения рационального землепользования.