Источники земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение

Работа содержит 1 файл

Реферат земельное.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

     Конституция закрепляет не только важнейшие личные, политические и социально-экономические  права граждан, но и их гарантии. Важнейшей гарантией конституционных  прав и свобод граждан является их юридическая защищенность. Конституция  обязывает государственные органы, должностных и иных лиц, которым  доверено исполнение государственных  функций, в пределах своей компетенции  принимать необходимые меры для  осуществления и защиты прав и  свобод граждан. Эти органы и лица в соответствии со ст.59 Конституции  несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Впервые в конституционной практике Республики Беларусь в ст.60 Конституции  закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан.

     Согласно  Конституции Республики Беларусь (ст.79), Президент является главой государства.

     Президент Республики Беларусь на основе и в  соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие  обязательственную силу на всей территории Республики Беларусь. Юридическая сила нормативных актов Президента различна.

     Декреты Президента могут быть двух видов:

  • декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий,
 

     временные декреты.  

     
  • Декреты и  временные декреты имеют силу закона.
 
     
  • Декреты и  указы Президента, если иное не предусмотрено  Конституцией Республики Беларусь, имеют  верховенство перед законами и над  актами иных государственных органов  и должностных лиц.
 

     Проект  закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может  вноситься в Палату представителей Президентом. Такой проект должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание  декрета.

     Не  допускается:  

     
  • делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и  дополнение Конституции, ее толкование;
 
     
  • изменение и дополнение программных законов;
 
     
  • утверждение республиканского бюджета и отчетов  о его исполнении;
 
     
  • изменение порядка выборов Президента и  Парламента Республики Беларусь;
 
     
  • ограничение конституционных прав и свобод граждан.
 

     Закон о делегировании законодательных  полномочий Президенту не разрешает  ему изменение этого закона, а  также не предоставляет право  принимать нормы, имеющие обратную силу.

     Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости  без делегирования на то законодательных  полномочий. Временный декрет рассматривается  Палатой представителей, а затем  Советом Республики Национального  собрания в порядке и сроки, определенные регламентом палат.

     Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным  законом способом. Они подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в  самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном  Президентом.

     Нормативные акты Президента и их отдельные положения  не должны противоречить Конституции  Республики Беларусь.

     В области земельных отношений  нормативных актов Президента немного, однако они актуальны и восполняют пробелы в земельном регулировании.

     Указом  Президента Республики Беларусь от б  февраля 1995 г. № 51 “О мерах по дальнейшему  развитию сельскохозяйственного производства”* в целях создания необходимых  условий для эффективного ведения  сельскохозяйственного производства намечен ряд мер правового  характера: введение свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, Министерству природных ресурсов и  охраны окружающей среды, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, областным исполнительным и распорядительным органам поручено изучить вопрос о наделении членов колхозов, работников совхозов и других сельскохозяйственных предприятий земельными долями.

     Указом  Президента от 15 февраля 1995 г. № 64 “Об  обеспечении граждан республики земельными участками”1 установлена  важная норма, касающаяся предоставления земель гражданам для индивидуального  жилищного строительства. Данным указом было определено, что земельные участки  для этих целей предоставляются, как правило, гражданам, которые  имеют потребность в улучшении  жилищных условий. Одновременно районным исполнительным и распорядительным органам было поручено провести работу по увеличению (за счет дополнительного  выделения земель) гражданам, по их желанию, земельных участков, предоставленных  для ведения подсобного хозяйства, до одного гектара. Председателям райисполкомов  и горисполкомов поручено взять  под личный контроль решение вопросов обеспечения земельными участками, причем в легкодоступных местах, для  индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества ветеранов  войны, которые имеют потребность  в этих участках.

     В соответствии со статьей 57 Кодекса  о земле при разрушении строения от пожара или других стихийных бедствий право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком сохраняется за землепользователем, землевладельцем, если он в течение  двух лет после разрушения приступит  к восстановлению строения или возведению нового. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам, введено  Декретом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. № 182.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 81' утверждено Положение о  порядке передачи земельных участков в собственность юридических  лиц (их собственников), а Указом от 6.08. 2002 г. № 422 - Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков.  

     Кодекс  о земле как кодифицированный законодательный акт сконцентрировал  важнейшие положения земельного законодательства. Он содержит нормы, которые устанавливают правовой режим всех категорий земель. В  преамбуле Кодекса указывается, что он направлен на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение  окружающей среды, защиту прав на землю  субъектов земельных отношений. Значимость данного закона состоит  в том, что он принят в условиях обновления гражданского, хозяйственного и другого законодательства, отражает изменения, произошедшие в земельных  отношениях в условиях проведения земельной  и аграрной реформ. В силу необходимости  стабилизации законодательства, без  которой невозможно движение вперед, Кодекс о земле взял от предшествующего  ему Кодекса 1990 года проверенные  практикой институты и принципы. Вместе с тем он содержит и ряд  новелл.

     Кодекс  о земле открывает новый этап в регулировании земельных отношений. В отличие от ранее действовавшего законодательства в нем более  детально определено понятие земли  как объекта права собственности, круг земельных собственников. Кодекс о земле вслед за Конституцией установил, что земли сельскохозяйственного  назначения находятся в собственности  государства. В главе второй раздела 1 Кодекса впервые в законодательстве определены объекты земельных отношений. Ими могут быть земельные участки (их части), в том числе и земельные  сервитуты.

     Кодекс  Республики Беларусь о земле ввел не только понятие, но и круг носителей  земельных сервитутов. Им более конкретно, с учетом потребностей рыночной экономики  регулируются отношения государственной и частной собственности на землю, землевладения и землепользования. Существенному реформированию подвергся институт права государственной собственности на землю. В Кодексе определена компетенция исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений. Согласно новому Закону о земле местные исполнительные органы получили право предоставлять земельные участки в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, передавать в частную собственность, а также изымать их в порядке и на условиях, установленных Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Данная норма вошла в Кодекс о земле на основании положений Конституции, в соответствии с которыми за Советами депутатов закреплено право отменять нарушающие законодательство решения исполкомов.

     Новый Кодекс о земле сузил сферу  действия и круг субъектов права  землевладения, сохранив его только в качестве пожизненного наследуемого землевладения граждан участками  определенных размеров и для целей, названных в законодательстве. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации  потеряли титул постоянных владельцев земли и становятся землепользователями. Аналогичным образом землепользователями  становятся иные учреждения и организации, если им земли были предоставлены  для ведения сельского и лесного  хозяйства. Необходимость включения  земли в хозяйственный и гражданский  оборот обусловила включение в новый  Кодекс о земле норм, регулирующих вопросы наследования земельных  участков, особенности осуществления сделок с землей и ряд других. Новый земельный закон определил порядок передачи земельных участков юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями в собственность, закрепил собственность иностранных государств на землю.

     Впервые в законодательстве земли садоводческих  товариществ и дачного строительства  включены в одну категорию с землями  населенных пунктов. Граждане Республики Беларусь получили более широкий круг возможностей по использованию земель: увеличены с 0,10 до 0,15 га площади земельных участков, отводимых для коллективного садоводства и дачного строительства (на одного члена кооператива), предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам Республики Беларусь; установлена для них возможность получить для ведения личного подсобного хозяйства, кроме 1 га земель, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или собственности, в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров; усилены гарантии прав граждан при изъятии земель для государственных или общественных нужд; предусмотрены средства защиты прав граждан-землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. В Кодексе получил дальнейшее развитие институт крестьянского (фермерского) хозяйства. Иностранные граждане и лица без гражданства, изъявившие желание вести такое хозяйство, могут получить земельные участки в аренду.

     Кодекс  Республики Беларусь о земле более  детально регламентирует вопросы передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  и наследования земельного участка  гражданина Республики Беларусь, который вел такое хозяйство. Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди иных земельных законов.

     Унитарное государственное устройство Беларуси оказало влияние на структуру  источников земельного права. Законы принимаются  Национальным собранием Республики Беларусь по наиболее важным вопросам, связанным с регулированием общественных отношений, в том числе и земельных. Главная роль среди таких законов  принадлежит Кодексу о земле, который введен в действие с 1 января 1999 года.

     Кодекс  более детально регламентирует вопросы  передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком для  ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и наследования земельного участка гражданина Республики Беларусь, который вел такое хозяйство.

     Кодекс  о земле имеет высшую юридическую  силу среди земельных законов. Однако он не является единственным земельным  законом.

     Законами  Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения.

     Среди важнейших законов, направленных на регулирование земельных отношений  в Республике Беларусь,

  • Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” от 18 февраля 1991 г.1;
 
     
  • Закон “О платежах за землю” от 18 декабря 1991 г.2;
 
     
  • Закон “Об  особо охраняемых территориях и  объектах” от 20 октября 1994 г.3 и ряд  других.
 

     Немалую роль играют законы, регулирующие отношения  в области использования и  охраны вод, недр, лесов и других природных ресурсов. Отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды регулируются специальным законодательством. В последние годы принят ряд таких законов:  

     
  • Кодекс  о недрах Республики Беларусь (1996 г);
 
     
  • Водный  кодекс Республики Беларусь (1998 г);
 
     
  • Лесной  Кодекс Республики Беларусь (2000 г);
 
     
  • Закон об охране и использовании животного  мира (1996 г) и ряд других.
 

     Водный  кодекс в главе 18 устанавливает правовой режим водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны. В нем урегулированы отношения, связанные с использованием водных объектов для тех или иных хозяйственных нужд, что непосредственно связано и с использованием земель. Среди обязанностей водопользователей - требования соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов (ст.32 Водного кодекса).

Информация о работе Источники земельного права