Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:44, реферат
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение
Конституция
закрепляет не только важнейшие личные,
политические и социально-экономические
права граждан, но и их гарантии.
Важнейшей гарантией
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст.79), Президент является главой государства.
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательственную силу на всей территории Республики Беларусь. Юридическая сила нормативных актов Президента различна.
Декреты Президента могут быть двух видов:
временные
декреты.
Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Такой проект должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.
Не
допускается:
Закон
о делегировании
Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания в порядке и сроки, определенные регламентом палат.
Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Они подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.
Нормативные акты Президента и их отдельные положения не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.
В области земельных отношений нормативных актов Президента немного, однако они актуальны и восполняют пробелы в земельном регулировании.
Указом
Президента Республики Беларусь от б
февраля 1995 г. № 51 “О мерах по дальнейшему
развитию сельскохозяйственного
Указом
Президента от 15 февраля 1995 г. № 64 “Об
обеспечении граждан республики
земельными участками”1 установлена
важная норма, касающаяся предоставления
земель гражданам для индивидуального
жилищного строительства. Данным указом
было определено, что земельные участки
для этих целей предоставляются,
как правило, гражданам, которые
имеют потребность в улучшении
жилищных условий. Одновременно районным
исполнительным и распорядительным
органам было поручено провести работу
по увеличению (за счет дополнительного
выделения земель) гражданам, по их
желанию, земельных участков, предоставленных
для ведения подсобного хозяйства,
до одного гектара. Председателям райисполкомов
и горисполкомов поручено взять
под личный контроль решение вопросов
обеспечения земельными участками,
причем в легкодоступных местах, для
индивидуального жилищного
В соответствии со статьей 57 Кодекса о земле при разрушении строения от пожара или других стихийных бедствий право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком сохраняется за землепользователем, землевладельцем, если он в течение двух лет после разрушения приступит к восстановлению строения или возведению нового. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам, введено Декретом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. № 182.
Указом
Президента Республики Беларусь от 22 февраля
2000 г. № 81' утверждено Положение о
порядке передачи земельных участков
в собственность юридических
лиц (их собственников), а Указом от
6.08. 2002 г. № 422 - Положение о порядке изъятия
и предоставления земельных участков.
Кодекс
о земле как кодифицированный
законодательный акт
Кодекс
о земле открывает новый этап
в регулировании земельных
Кодекс Республики Беларусь о земле ввел не только понятие, но и круг носителей земельных сервитутов. Им более конкретно, с учетом потребностей рыночной экономики регулируются отношения государственной и частной собственности на землю, землевладения и землепользования. Существенному реформированию подвергся институт права государственной собственности на землю. В Кодексе определена компетенция исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений. Согласно новому Закону о земле местные исполнительные органы получили право предоставлять земельные участки в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, передавать в частную собственность, а также изымать их в порядке и на условиях, установленных Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Данная норма вошла в Кодекс о земле на основании положений Конституции, в соответствии с которыми за Советами депутатов закреплено право отменять нарушающие законодательство решения исполкомов.
Новый
Кодекс о земле сузил сферу
действия и круг субъектов права
землевладения, сохранив его только
в качестве пожизненного наследуемого
землевладения граждан
Впервые
в законодательстве земли садоводческих
товариществ и дачного
Кодекс Республики Беларусь о земле более детально регламентирует вопросы передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и наследования земельного участка гражданина Республики Беларусь, который вел такое хозяйство. Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди иных земельных законов.
Унитарное государственное устройство Беларуси оказало влияние на структуру источников земельного права. Законы принимаются Национальным собранием Республики Беларусь по наиболее важным вопросам, связанным с регулированием общественных отношений, в том числе и земельных. Главная роль среди таких законов принадлежит Кодексу о земле, который введен в действие с 1 января 1999 года.
Кодекс более детально регламентирует вопросы передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и наследования земельного участка гражданина Республики Беларусь, который вел такое хозяйство.
Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди земельных законов. Однако он не является единственным земельным законом.
Законами Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения.
Среди
важнейших законов, направленных на
регулирование земельных
Немалую
роль играют законы, регулирующие отношения
в области использования и
охраны вод, недр, лесов и других
природных ресурсов. Отношения по
использованию природных
Водный кодекс в главе 18 устанавливает правовой режим водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны. В нем урегулированы отношения, связанные с использованием водных объектов для тех или иных хозяйственных нужд, что непосредственно связано и с использованием земель. Среди обязанностей водопользователей - требования соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов (ст.32 Водного кодекса).