Характеристика правового режима земель населенный пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Земли поселений выполняют функцию территориально-пространственного базиса. ЗК РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями поселений являются земли, целевым назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является черта городского или сельского поселения.

Содержание

1.1. Указы Президента РФ о земле и вопросам землепользования как источники земельного права.
1.2. Состав земельных правоотношений.
1.3. Характеристика правового режима земель населенный пунктов
2.1. Схема по вопросу «Ответственность за земельные правонарушения» ( с примерами статей из кодексов)».
3.1. Решение задачи
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

земельное право готовая последняя контрольная.docx

— 41.41 Кб (Скачать)
  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

     Под целевым назначением понимается узконаправленное определение видов  использования земли, выполняемых  ими функций в хозяйственных  отношениях (место для развития промышленности, проживания граждан и расположения природных объектов).

     Целевое назначение земель и категории земель установлены Земельным кодексом РФ на основе ранее действовавшего законодательства. Их перечень является закрытым.

     Правовой  режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования  в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных  федеральных законов. 
 

Понятие и признаки земель поселений 

     Земли поселений выполняют функцию  территориально-пространственного  базиса. ЗК РФ выделяет эти земли  в качестве самостоятельной категории  земель. Землями поселений являются земли, целевым назначением которых  является использование их для застройки  и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Признаком, с  помощью которого эти земли отграничиваются  от иных категорий земель, является черта городского или сельского  поселения.

     Правовой  режим земель поселений регулируется земельным законодательством, которое  устанавливает общие принципы регулирования  земельных отношений по поводу данной категории земель, и градостроительным  законодательством, задача которого –  отразить особенности отношений, складывающихся по поводу использования земель поселений.

     Понятие земель поселений непосредственно  связано с определением территорий поселений. Пункт 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ1 (далее по тексту – ГрК РФ) говорит о том, что градостроительное законодательство регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (далее - градостроительные отношения).

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»2 территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

     Пространственную  и земельно-ресурсную основу городских  и сельских поселений составляют территории в пределах установленных  границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится  над и под поверхностью указанных  территорий. В пространственную и  земельно-ресурсную основу поселений  включаются три сферы.

     Принципиально важным моментом, связанным с установлением  правового режима земель поселений, является то, что использование этих земель основано на зонировании их территорий, в соответствии с которым  вся территория поселения делится  на территориальные зоны.

     В основе правового регулирования  использования земель поселений  лежит принцип планирования. Планирование использования этих земель осуществляется в соответствии с генеральными планами  городских и сельских поселений  и правилами землепользования и  застройки.3

     Генеральный план представляет собой градостроительную  документацию о градостроительном  планировании развития территорий городских  и сельских поселений. Генеральный  план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном  порядке градостроительной документацией  федерального уровня и уровня субъекта Федерации. Этот вид документации является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения  и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления  и границы развития территорий городских  и сельских поселений, зонирование  территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные  требования к сохранению объектов историко-культурного  наследия и особо охраняемых природных  территорий, экологическому и санитарному  благополучию.

     При планировании развития городов и  сельских поселений, проектировании, строительстве  и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной  структуры, а также жилых домов  органы государственной власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и  правилами должны предусматривать  проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.

     В генеральном плане  городского или сельского поселения  определяются:

– основные направления развития территории поселения  с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

– зоны различного функционального назначения и ограничения на использование  территорий указанных зон;

– меры по защите территории городского или  сельского поселения от воздействия  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

– соотношение  застроенной и незастроенной  территории городского или сельского  поселения;

– территории резерва для развития городского или сельского поселения;

– иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.

     В генеральных планах городских и  сельских поселений содержатся предложения  об установлении границ поселений, а  также об обеспечении ресурсами  в целях комплексного развития территорий поселений.

     Кроме того, ГрК РФ предусматривает, что  генеральный план города и его  пригородной зоны может разрабатываться  как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек  и генеральный план сельского  поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.4

     При разработке генерального плана исторического  поселения учитываются историко-архитектурный  опорный план такого поселения и  проекты зон охраны памятников истории  и культуры.

Черты поселений

     В п. 1 статьи 84 ЗК РФ содержится понятие  черты поселения, которая представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Из содержания нормы п. 2 ст. 83 ЗК РФ следует, что черта поселения должна совпадать  с его административными границами.

     Закон определяет, что черта поселения  должна устанавливаться на основании  утвержденной градостроительной и  землеустроительной документации (п. 2 ст. 84 ЗК РФ). Данное требование связано  с тем, что установление черты  поселения затрагивает интересы как самого поселения, так и смежных  с ним иных муниципальных образований.5

     ЗК  РФ относит проекты черты поселений  к градостроительной документации. В соответствии с ЗК РФ проекты  черты городского и сельского  поселений разрабатываются на основе генеральных планов поселений органами местного самоуправления. При этом проекты черты малых городов  и поселков, сельских поселений могут  разрабатываться в составе генеральных  планов этих поселений.

     Черта поселений согласно п. 2 статьи 84 ЗК РФ должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных  гражданам и юридическим лицам. Однако необходимо отметить, что такая  черта, во всяком случае, должна быть установлена  по границам земельных участков, находящихся в любой форме собственности и включенных в состав поселений, поскольку земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

     Пункт 3 статьи 84 ЗК РФ устанавливает общее  правило, согласно которому утверждение  и изменение черты поселений  осуществляются органами государственной  власти субъектов РФ. Исключения из этого правила составляют случаи утверждения и изменения черты  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также черты  городских поселений, входящих в  состав ЗАТО. Безусловно, утверждению  подлежит не сама черта поселения, как  об этом говорит ЗК РФ, а документ, ее отображающий, т.е. проект черты поселения.6

     Проекты черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральным законом  по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и аналогичных органов  Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и аналогичных  органов Ленинградской области. Ранее проекты черты городов  федерального значения должны были утверждаться Правительством РФ.

Типы  поселений

 

     Все поселения, согласно подразделяются на несколько типов. В основу их классификации  положены следующие критерии: численность  населения, научно-производственная специализация  поселений, значение поселений в  системе расселения населения и  административно-территориальном устройстве страны.7

     Численность населения – это критерий отнесения  поселения к категории городских  или сельских поселений. Городскими признаются наиболее крупные поселения. Сельскими поселениями – поселения, имеющие сравнительно небольшое  число жителей, начиная с 5 тыс. человек.8

     Производственная  специализация поселений также  влияет на вид поселения. Городскими признаются обычно поселения, жители которых  заняты главным образом в промышленности, в сферах обслуживания, управления, науки и культуры, сельскими –  те поселения, большинство населения  которых заняты в сельскохозяйственном производстве.9

     Значение  поселений в системе расселения и административно-территориальном  устройстве страны также играет важную роль при отнесении поселения  к категории городского или сельского. По общему правилу, именно города являются административными и культурными  центрами окружающих районов.

     В зависимости от численности населения  городские и сельские поселения  соответственно подразделяются на:

– сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);

– крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);

– крупные  города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

– большие  города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);

– средние  города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

– малые  города и поселки (численность населения  до 50 тыс. человек);

– крупные  сельские поселения (численность свыше 5 тыс. человек);

– большие  сельские поселения (численность от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

– средние  сельские поселения (численность от 200 человек до 1 тыс. чел.);

– малые  сельские поселения (численность населения  менее 200 человек).

Информация о работе Характеристика правового режима земель населенный пунктов