Государственный контроль за использованием и охраной земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Основные задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (не ограничен какими-либо сроками).

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 41.02 Кб (Скачать)

     «Государственный контроль за использованием и охраной земель»

     Введение

 

     Основные  задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (не ограничен какими-либо сроками).

     Земельный Кодекс предусматривает проведение государственного земельного контроля, муниципального и общественного земельного контроля и производственного земельного контроля.

     Контроль  за использованием земель имеют право осуществлять органы:

     Комитета  Российской Федерации по земельным  ресурсам и землеустройству;

     Министерства  охраны окружающей среды и природных  ресурсов Российской Федерации;

     Государственного  комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;

     Государственного  комитета санитарно-эпидемиологического  надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

     Выбранная мною тема «Земельный контроль», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

     Цель  работы – проанализировать сущность земельного контроля.

 

    ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

     Глава XII Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс) оперирует понятием земельный контроль, содержание которого, как следует из названия этой главы, составляет контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. По правилам ст. 71, 72 и 73 Кодекса должны осуществляться четыре вида земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.

     Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования  и охраны земель1.

     В соответствии с п. 1 ст. 71 Кодекса  специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный  земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

     С учетом того, как определен в ст. 2 Кодекса состав собственно земельного законодательства (Кодекс, федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации), можно утверждать, что  не все нормы земельного права  содержатся в актах земельного законодательства. В то же время должен быть обеспечен  государственный контроль за правильной реализацией норм земельного права, содержащихся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, не входящих в систему земельного законодательства, а также в правовых актах Президента и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

     Охрана  и использование земель должны осуществляться в соответствии с нормами земельного права, содержащимися как в земельном  законодательстве, так и в других правовых актах.2 Контроль за деятельностью в данной сфере на практике выражается в проверке соответствия такой деятельности требованиям правовых норм, установленных в актах разного уровня. Кроме того, именно земельное законодательство регулирует земельные отношения, то есть отношения в области использования и охраны земель. Поэтому понятие земельного контроля, использованное в новом Кодексе, представляется не до конца логически выверенным.

     Предметом государственного земельного контроля являются проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц  и граждан, участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих земельные отношения.

     Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель до недавнего времени было возложено на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастра). Однако данный орган прекратил свое существование на основании постановления Правительства РФ от 19.08.2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости".

     Указанным постановлением установлено, что государственный  земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Агентство).

     В соответствии с п. 1, 2, 4 Положения  о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости указанное Агентство  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Агентство находится в ведении Минэкономразвития РФ.

     Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями.

     Кроме того, в соответствии с постановлениями  Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной  службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2004 г. N 370" и от 30.06.2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" соответствующие функции по осуществлению государственного земельного контроля возложены также на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

     Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 71 Кодекса). Согласно буквальному  толкованию данного положения осуществление  государственного земельного контроля подчиняется правилам, установленным  в законодательстве федерального уровня.

     После введения в действие Кодекса порядок  проведения указанного контроля определялся  Положением о государственном земельном  контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 г. N 833. Однако постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 было утверждено новое Положение о государственном земельном контроле, а постановление Правительства РФ от 19.11.2002 г. N 833 признано утратившим силу.

     Положение о государственном земельном  контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 689 (далее - Положение), устанавливает порядок  осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной  службой по надзору в сфере  природопользования, Федеральной службой  по ветеринарному и фитосанитарному  надзору и их территориальными органами (далее - специально уполномоченные органы). Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

     Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель3.

    ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ

 

     В условиях рыночной экономики государственный  контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше4. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

     а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

     б) порядка переуступки права пользования землей;

     в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

     г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

     д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

     е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

     ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

     Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

     а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

     б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

     в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

     г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

     д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

     Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

     а) выполнения в соответствии с ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

     б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

     в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

     Должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:

     а) руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

     б) заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и руководитель структурного подразделения Агентства, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

     в) специалисты структурного подразделения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

Информация о работе Государственный контроль за использованием и охраной земель