Автор: Полина Чегодаева, 24 Сентября 2010 в 19:36, курсовая работа
Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки в соответствии с законодательством.
Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество, установить специальный порядок распоряжения им. Поэтому в соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе и на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Требование об отражении изменений вещно-правового положения в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово "государственная" означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Такими в настоящее время являются Федеральная регистрационная служба и ее структурные подразделения.
С моментом государственной регистрации связывается возникновение, переход и прекращение прав на земельные участки как на недвижимое имущество. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение.
1. Значение государственной регистрации
прав на земельные участки и сделок с ними………………………………3
2. Порядок государственной регистрации прав
на земельные участки………………………………………………………..7
3. Права и сделки с земельными участками,
подлежащие государственной регистрации……………………………....13
4. Регистрация ограничений и обременений прав
на земельные участки……………………………………………………....15
5. Правоустанавливающие документы
и регистрация ранее возникших прав на землю……………………….....20
6. Список литературы………………………………………………………24
4.
Регистрация ограничений и обременений
прав на земельные участки
Ограничения
(обременения) прав на недвижимость подлежат
регистрации в случаях, предусмотренных
законом (п. 1 ст. 4 Закона о регистрации
прав в ред. от 29.12.2004 N 196-ФЗ).
В
соответствии с гражданским и
земельным законодательством
- ипотека на основании договора и в силу закона (ст. 11 Закона об ипотеке);
-
доверительное управление (ст. 1017 ГК),
кроме договоров аренды
- рента (ст. 584 ГК);
- аресты, запрещения заключения сделок (ст. ст. 1, 28 Закона о регистрации прав);
- права требования в судебном порядке (ст. 28 Закона о регистрации прав);
- решения об изъятии земельного участка (п. 4 ст. 279 ГК);
- публичные сервитуты (ст. 23 ЗК);
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (ст. 56 ЗК);
-
особые условия охраны
-
условия начала и завершения
застройки или освоения
-
иные ограничения
Определенные
ст. 56 ЗК ограничения прав на землю
устанавливаются актами исполнительных
органов государственной
Так, в соответствии со ст. 30.2, п. 3 ст. 38.2 ЗК (в ред. Закона о введении в действие Градостроительного кодекса) могут быть установлены максимальные сроки строительства на участке, предоставленном для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Арендованный для комплексного освоения целый участок может быть впоследствии разделен в соответствии с планировочной документацией на несколько участков, которые могут быть приобретены арендатором в собственность или в аренду. Ограничения максимальных сроков строительства на комплексном участке сохраняются для собственников и арендаторов отдельных участков в его границах и переходят при обороте участков - отчуждении участков или уступке права их аренды (п. 5, 6, 7 ст. 30.2 ЗК). Соответственно, такое ограничение подлежит регистрации в ЕГРП и отражению в правоустанавливающих документах на землю.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о регистрации прав регистрация ограничений (обременений):
- возможна только при наличии государственной регистрации прав на данный объект в ЕГРП;
-
может проводиться по
-
регистрация ограничений (
- регистрация ограничений (обременений), установленных в публичных интересах, осуществляется по инициативе установивших их органов государственной власти и местного самоуправления.
Если ограничение (обременение) регистрируется не по заявлению правообладателя, обязательно его уведомление о зарегистрированном ограничении (обременении).
Право
ограниченного пользования
Частный сервитут (ст. ст. 274 - 277 ГК) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством по соглашению сторон или по решению суда в случае недостижения соглашения. Частный сервитут - вещное право лица, в пользу которого он установлен, - обладателя сервитута (сервитуария); одновременно это ограничение (обременение) прав собственника земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 274 ГК частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК). Таким образом, публичный сервитут - не вещное право, поскольку не имеет правообладателя - сервитуария. Публичный сервитут - только ограничение (обременение) прав собственника земельного участка, подлежащее в этом качестве государственной регистрации.
Безвозмездное
срочное пользование. В безвозмездное
срочное пользование могут
- находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок не более 1 года - государственным и муниципальным учреждениям (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления), федеральным казенным предприятиям;
- находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
-
организаций транспорта, лесного
хозяйства, лесной
-
находящихся в государственной
или муниципальной
Что
подлежит государственной регистрации
при безвозмездном срочном
Главой
36 ГК предусмотрено право
Права
на служебные наделы не являются имущественными,
гражданскими правами. Можно сказать,
что это "земельно-трудовые отношения":
служебные наделы предоставляются
работникам на время установления трудовых
отношений на основании их заявлений по
решению соответствующих организаций
из числа принадлежащих им земельных участков.
Служебные наделы не являются объектами
гражданских прав, для них не требуется
землеустройство и кадастровый учет. Земли
организаций, имеющих право предоставлять
служебные наделы, находятся, как правило,
в их постоянном (бессрочном) пользовании
- на праве, которое не допускает распоряжения
этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК). Право на
служебный надел возникает на основании
решения организации и дает возможность
работнику (а в некоторых случаях и членам
его семьи) проводить сельскохозяйственные
работы и получать в собственность сельскохозяйственную
продукцию (ст. ст. 40, 41 ЗК). Служебные наделы
не участвуют в обороте, они не сохраняются
при переходе прав на земли организаций.
Поэтому права на служебные наделы не
подлежат государственной регистрации.
5.
Правоустанавливающие документы и регистрация
ранее возникших прав на землю
Регистрация
прав и сделок с участками проводится
в соответствии с общим порядком,
установленным Законом о
Исключение из принципа "предварительной регистрации" установлено п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК: до разграничения государственной собственности на землю для распоряжения государственными землями предварительная регистрация права государственной собственности не требуется.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации прав (до 31 января 1998 г.), действительны. Они имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Также признаются действительными акты и свидетельства, выданные уполномоченными органами после 31 января 1998 г. до начала выдачи учреждениями юстиции свидетельств о государственной регистрации прав.
Права на участки, приобретенные до 31 января 1998 г., могут подтверждать следующие документы:
-
свидетельства о праве на
-
государственные акты, выданные
в соответствии с
-
свидетельства о праве
- если решение о предоставлении участка принято после 29 октября 1993 г. (после вступления в действие Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в ред. от 25.01.1999) <*>), оно должно быть зарегистрировано в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Данным Указом была утверждена новая форма свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешено использовать имеющиеся документы, удостоверяющие иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельство на право собственности на землю должно быть зарегистрировано в поземельной книге;
-
договоры об отчуждении
Так, до 31 января 1998 г. обязательному нотариальному удостоверению, а также регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству подлежал договор купли-продажи (купчая) земельного участка.
Информация о работе Государственная регистрация прав и сделок с землей