СОДЕРЖАНИЕ:
1. Основные черты Земельного права зарубежных
стран……..……………….3
2. Охарактеризуйте основания и порядок
прекращения прав на земельный участок……………………………………………………………………….........8
3. Задача № 1……………………………………………………………………..16
4. Задача № 2……………………………………………………………………..19
Список использованных
источников………………………….…………….….22
1. Основные черты Земельного
права зарубежных стран
Каково значение изучения
правового регулирования земельных
отношений в зарубежных странах?
Необходимость и
цель изучения правового регулирования земельных
отношений в зарубежных странах обусловлены
потребностью выявить как общие закономерности
в регулировании земельных отношений,
так и особенности их регулирования в
тех или иных странах.
Коренные изменения
в правовом регулировании, происходящие в нашей стране
и во многих зарубежных странах, и не только
бывшего социалистического лагеря, обусловливают
необходимость в их сравнительно-правовом
анализе, выявлении общих закономерностей
и подходов в решении актуальных земельно-правовых
проблем. Особенно много общего в решении
правовых проблем в странах бывшего социалистического
лагеря, как на Западе, так и на Востоке.
С этих позиций
все зарубежные страны могут
быть условно разделены на
две группы: страны с развитой
рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием
земельных отношений и страны, в которых
осуществляются земельные реформы.
Каковы основные институты
земельного права в странах с
развитой рыночной экономикой?
В странах с развитой
рыночной экономикой правовое
регулирование земельных отношений давно
приобрело стабильность и сравнительно
высокий уровень.
Основным институтом
земельного права в этих странах
является институт права собственности,
оказывающий определяющее влияние
и на другие институты зарубежного
земельного права, в силу чего он занимает
центральное место и в самом земельном
законодательстве зарубежных стран, и
в земельно-правовой литературе. На теорию
и практику правового регулирования отношений
земельной собственности оказывает существенное
влияние традиционное деление права зарубежных
стран на публичное и частное. В современном
зарубежном земельном праве получила
распространение и нормативное закрепление
теория «социальной функции» собственности,
в особенности земельной собственности.
Она обосновывает необходимость государственного
вмешательства в отношения собственности
и ограничения правомочий земельного
собственника в публичных интересах, что
оправдывается приоритетом публичных
интересов над частными интересами собственника.
Помимо права частной
и государственной собственности на землю
и другие природные ресурсы в зарубежном
земельном праве заметное место занимает
институт аренды земли и арендные отношения.
В зарубежном земельном законодательстве
содержится подробная регламентация аренды
земли, прав и обязанностей арендодателей,
гарантии прав и интересов арендаторов
земельных участков и др.
Одно из центральных
мест в зарубежном земельном
праве занимают субъекты земельных
отношений. Этот институт, по мнению
некоторых зарубежных ученых-юристов,
является ключевым для понимания не только
земельного, но и ряда других отраслей
права.
Каковы основные институты
земельных преобразований в зарубежных
странах?
Для целей анализа
происходящих ныне в зарубежных
странах земельных преобразований
можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная
Азия, Латинская Америка и Африка.
Для стран Восточной
Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных
земель Германии, Польши, Румынии,
Словакии, Чехии, Югославии - основными
направлениями земельных преобразований
являются разгосударствление и приватизация
земли, преобразование государственного
и кооперативного секторов сельской экономики,
организация крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Особенностью земельной
реформы в этих странах являются
нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости,
в первую очередь земли, бывшим собственникам.
Разумеется, реформирование
земельного строя в каждой
стране Восточной Европы имеет
определенные особенности, обусловленные
спецификой ее земельного и
аграрного строя, однако в целом указанные направления
реформирования земельных и аграрных
отношений свойственны всем этим странам.
Реформирование земельных
и аграрных отношений в Китае
и других странах Юго-Восточной
Азии отличается большим своеобразием.
Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла
система семейного подряда, раздача земли
крестьянским подворьям, получила широкое
развитие так называемая «сельская индустрия»,
давшая рабочие места миллионам сельских
тружеников и весомый прирост промышленной
продукции. Данная модель реформирования
земельных и аграрных отношений представляет
особый интерес, поскольку дала ощутимый
результат - быстрый рост сельскохозяйственной
продукции и значительную прибавку промышленной
продукции благодаря «сельской индустрии».
Реформирование сельского хозяйства и земельных
отношений в странах Латинской Америки
также представляет интерес, поскольку
в данном случае речь идет об отказе от
коллективной (общинной) собственности
и переходе к частной собственности крестьян
на землю и другое имущество.
Следует отметить,
что теория «социальных функций»
собственности, в том числе
и собственности на землю, нашла
отражение и законодательное
закрепление и в странах Латинской
Америки. Так, в Гражданском
кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее
владеть, пользоваться, распоряжаться
имуществом и индицировать его. Оно, согласно
ст. 923 Гражданского Кодекса Перу, должно
осуществляться в соответствии с социальным
интересом и в рамках закона. Юридические
ограничения, установленные по причине
общественной необходимости и полезности,
не могут ни отменяться, ни изменяться
посредством сделок (ст. 925).
В этой связи
особенно примечательно правовое
регулирование отношений собственности
на землю в Мексике. Согласно
ст. 27 Конституции Мексики первоначальное
право собственности на землю и воды в
пределах мексиканской территории принадлежит
нации и именно нация обладает правом
передачи земли частным лицам на праве
частной собственности. Такое положение
считается принципиальным для регламентации
отношений собственности на землю в данной
стране, так как закрепляет за государством
(нацией) право собственности в публичном
(общественном) интересе.
Правовое регулирование
земельных отношений в странах
Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в учебниках по
земельному и аграрному праву, отличается
большим своеобразием и самобытностью.
Здесь имеет место, особенно в странах
Тропической Африки, сочетание норм обычного
права, систем права колониальных держав
и нового законодательства, появившегося
в период обретения независимости этими
странами. Характерной для этих стран
является тенденция вытеснения норм обычного
права, в особенности права на землю, замена
его «писаным правом», одним из основных
институтов которого является право частной
собственности на землю.
Перевод от общинного
землевладения, регулируемого нормами
обычного права, на частнособственнические
основы и проблема рынка земель
сельскохозяйственного назначения
получили далеко не однозначную
оценку и в научной литературе, и в выступлениях лидеров африканских
стран и во мнении самих крестьянских
масс. Диапазон мнений по этому вопросу
весьма широк: от безоговорочной поддержки
этого процесса, обусловленного, по мнению
ряда авторов, всем ходом экономического
развития этих стран, до категорического
отрицания его, поскольку он ведет к обезземеливанию
африканского населения, образованию
крупных земельных собственников, в том
числе и из числа африканцев, и превращению
большей части их в наемных работников
и арендаторов.
Первый Земельный кодекс РСФСР был принят
в октябре 1922 г. кодекс 17 собрал воедино
все действовавшие в эти годы законодательные
акты по земельным вопросам. Основное
внимание в нем уделялось коллективному
землепользованию. Кодекс регламентировал
землепользование единоличных крестьян.
Аренда и наемный труд на земле допускались
лишь в виде исключения.
Принятый в 1935 г.
Примерный устав сельскохозяйственной
артели предусматривал передачу
земли коллективным крестьянским
хозяйствам в бессрочное бесплатное
пользование. Эти принципы были закреплены Конституцией
СССР 1936 г.
В октябре 1970 г.
был принят Земельный кодекс
РСФСР, закрепивший принцип бесплатного
землепользования. В качестве землепользователей
в нем были названы: колхозы,
совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения,
а также граждане СССР.
Земельные участки
предоставлялись государственными
органами власти и исполнительными
комитетами местных орган власти
в соответствии с их полномочиями.
В установленных законодательством
случаях по решению этих органов земельные
участки могли быть изъяты у землепользователей.
2. Охарактеризуйте основания
и порядок прекращения прав на земельный
участок
Право частной собственности
граждан и негосударственных
юридических лиц Республики Беларусь на земельный участок в силу статьи
60 Кодекса Республики Беларусь о земле
прекращается по решению областного, Минского
городского, городского (города областного
подчинения), районного, сельского, поселкового
исполнительного комитета в соответствии
с его компетенцией либо по постановлению
суда:
- при отчуждении земельного участка областным, Минскому городскому, городским (городов областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам;
- при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
- при изъятии земельного участка для государственных нужд;
- при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
- в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
- в случае неисполнения залогодателем обеспеченного ипотекой или залогом обязательства залогодержатель имеет право от имени залогодателя произвести отчуждение земельного участка или права аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю;
- при признании земельного участка бесхозяйным.
Право частной собственности
на земельный участок прекращается
также при принудительном изъятии
земельного участка по постановлению
суда:
- при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
- при использовании земельного участка не по целевому назначению;
- при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей;
- при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;
- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного Кодексом Республики Беларусь о земле1, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения или возведению нового;
- при неосуществлении мероприятий по охране земель;
- при прекращении гражданства Республики Беларусь;
- при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
- при конфискации земельного участка;
- при несоблюдении наследниками установленного Кодексом Республики Беларусь о земле (часть 1 статья 52) срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.