Черты земельного права зарубежных стран. Основания и порядок прекращения прав на земельный участок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Каково значение изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах?
Необходимость и цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах.

Содержание

1. Основные черты Земельного права зарубежных стран……..……………….3
2. Охарактеризуйте основания и порядок прекращения прав на земельный участок……………………………………………………………………….........8
3. Задача № 1……………………………………………………………………..16
4. Задача № 2……………………………………………………………………..19
Список использованных источников………………………….…………….….22

Работа содержит 1 файл

земельное .doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Основные черты Земельного права зарубежных стран……..……………….3

2. Охарактеризуйте основания и порядок прекращения прав на земельный участок……………………………………………………………………….........8

3. Задача № 1……………………………………………………………………..16

4. Задача № 2……………………………………………………………………..19

Список использованных источников………………………….…………….….22

 

 

1. Основные черты Земельного права зарубежных стран

 

 

Каково значение изучения правового регулирования земельных  отношений в зарубежных странах?

 Необходимость и  цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах.

 Коренные изменения  в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего социалистического лагеря, обусловливают необходимость в их сравнительно-правовом анализе, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах бывшего социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

 С этих позиций  все зарубежные страны могут  быть условно разделены на  две группы: страны с развитой  рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений и страны, в которых осуществляются земельные реформы.

Каковы основные институты  земельного права в странах с  развитой рыночной экономикой?

 В странах с развитой  рыночной экономикой правовое  регулирование земельных отношений давно приобрело стабильность и сравнительно высокий уровень.

 Основным институтом  земельного права в этих странах  является институт права собственности,  оказывающий определяющее влияние  и на другие институты зарубежного  земельного права, в силу чего он занимает центральное место и в самом земельном законодательстве зарубежных стран, и в земельно-правовой литературе. На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве получила распространение и нормативное закрепление теория «социальной функции» собственности, в особенности земельной собственности. Она обосновывает необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что оправдывается приоритетом публичных интересов над частными интересами собственника.

 Помимо права частной  и государственной собственности на землю и другие природные ресурсы в зарубежном земельном праве заметное место занимает институт аренды земли и арендные отношения. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

 Одно из центральных  мест в зарубежном земельном  праве занимают субъекты земельных  отношений. Этот институт, по мнению  некоторых зарубежных ученых-юристов,  является ключевым для понимания не только земельного, но и ряда других отраслей права.

Каковы основные институты  земельных преобразований в зарубежных странах?

 Для целей анализа  происходящих ныне в зарубежных  странах земельных преобразований  можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

 Для стран Восточной  Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных  земель Германии, Польши, Румынии,  Словакии, Чехии, Югославии - основными  направлениями земельных преобразований  являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

 Особенностью земельной  реформы в этих странах являются  нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

 Разумеется, реформирование  земельного строя в каждой  стране Восточной Европы имеет  определенные особенности, обусловленные  спецификой ее земельного и  аграрного строя, однако в целом указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений свойственны всем этим странам.

 Реформирование земельных  и аграрных отношений в Китае  и других странах Юго-Восточной  Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая «сельская индустрия», давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат - быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции благодаря «сельской индустрии».

 Реформирование сельского хозяйства и земельных отношений в странах Латинской Америки также представляет интерес, поскольку в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество.

 Следует отметить, что теория «социальных функций»  собственности, в том числе  и собственности на землю, нашла  отражение и законодательное  закрепление и в странах Латинской  Америки. Так, в Гражданском  кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и индицировать его. Оно, согласно ст. 923 Гражданского Кодекса Перу, должно осуществляться в соответствии с социальным интересом и в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок (ст. 925).

 В этой связи  особенно примечательно правовое  регулирование отношений собственности  на землю в Мексике. Согласно  ст. 27 Конституции Мексики первоначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

 Правовое регулирование  земельных отношений в странах  Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в учебниках по земельному и аграрному праву, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности права на землю, замена его «писаным правом», одним из основных институтов которого является право частной собственности на землю.

 Перевод от общинного  землевладения, регулируемого нормами  обычного права, на частнособственнические  основы и проблема рынка земель  сельскохозяйственного назначения  получили далеко не однозначную  оценку и в научной литературе, и в выступлениях лидеров африканских стран и во мнении самих крестьянских масс. Диапазон мнений по этому вопросу весьма широк: от безоговорочной поддержки этого процесса, обусловленного, по мнению ряда авторов, всем ходом экономического развития этих стран, до категорического отрицания его, поскольку он ведет к обезземеливанию африканского населения, образованию крупных земельных собственников, в том числе и из числа африканцев, и превращению большей части их в наемных работников и арендаторов.

 Первый Земельный кодекс РСФСР был принят в октябре 1922 г. кодекс 17 собрал воедино все действовавшие в эти годы законодательные акты по земельным вопросам. Основное внимание в нем уделялось коллективному землепользованию. Кодекс регламентировал землепользование единоличных крестьян. Аренда и наемный труд на земле допускались лишь в виде исключения.

 Принятый в 1935 г.  Примерный устав сельскохозяйственной  артели предусматривал передачу  земли коллективным крестьянским  хозяйствам в бессрочное бесплатное  пользование. Эти принципы были закреплены Конституцией СССР 1936 г.

 В октябре 1970 г.  был принят Земельный кодекс  РСФСР, закрепивший принцип бесплатного  землепользования. В качестве землепользователей  в нем были названы: колхозы,  совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР.

 Земельные участки  предоставлялись государственными  органами власти и исполнительными  комитетами местных орган власти  в соответствии с их полномочиями. В установленных законодательством  случаях по решению этих органов земельные участки могли быть изъяты у землепользователей.

 

 

 

2. Охарактеризуйте основания и порядок прекращения прав на земельный участок

 

 

Право частной собственности  граждан и негосударственных  юридических лиц Республики Беларусь на земельный участок в силу статьи 60 Кодекса Республики Беларусь о земле прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:

  • при отчуждении земельного участка областным, Минскому городскому, городским (городов областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам;
  • при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
  • при изъятии земельного участка для государственных нужд;
  • при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
  • в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
  • в случае неисполнения залогодателем обеспеченного ипотекой или залогом обязательства залогодержатель имеет право от имени залогодателя произвести отчуждение земельного участка или права аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю;
  • при признании земельного участка бесхозяйным.

Право частной собственности  на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии  земельного участка по постановлению  суда:

  • при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
  • при использовании земельного участка не по целевому назначению;
  • при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей;
  • при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
  • если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;
  • если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного Кодексом Республики Беларусь о земле1, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения или возведению нового;
  • при неосуществлении мероприятий по охране земель;
  • при прекращении гражданства Республики Беларусь;
  • при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
  • при конфискации земельного участка;
  • при несоблюдении наследниками установленного Кодексом Республики Беларусь о земле (часть 1 статья 52) срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.

Информация о работе Черты земельного права зарубежных стран. Основания и порядок прекращения прав на земельный участок