Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:48, статья
Вступил в силу Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
С помощью этого акта государство сможет наконец разобраться с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
Кожевников А. группа 7283
Эссе:
Бюрократизм и денежный пылесос.
Вступил в силу Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"[1], который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
С помощью этого акта государство сможет наконец разобраться с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
Закон, по моему мнению, был призван восполнит пробелы в законодательстве и позволить в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га[2]. Он ненавязчиво подталкивает собственников земельных участков поскорее привести их земельные дела в порядок.
Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости, то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. А учитывая «скромные» запросы наших чиновников, следует остерегаться чрезмерного использования ими своих полномочий, как заинтересованных лиц.[3]
Но следует остановиться еще на предшествующих изъятию стадиях этого процесса.
Для того, чтобы оформить участок в собственность (зарегистрировать и получить свидетельство), потребуется:
- Документ, который подтвердит права на участок.
- Кадастровый план участка.
Часто как первого, так и второго документов у дачников нет. Или есть, но выписаны они очень давно, по давно устаревшим правилам, и необходимая информация в них просто отсутствует. Придется побегать по инстанциям, внося уточнения и дополнения.
Как только эти документы будут собраны или получены заново, можно обращаться за регистрацией права собственности в территориальный орган Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) по месту нахождения участка.
В отделение Росрегистрации необходимо представить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- документ, подтверждающий право на участок;
- кадастровый план участка;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- заявление о государственной регистрации права собственности на участок.
Рассмотрим на мой взгляд самую распространенную ситуацию:
Документов нет, участок в дачном объединении.
В советские времена земля под дачи выделялась целым предприятиям или организациям, а они уже распределяли наделы земли между своими сотрудниками. Такие дачники создавали дачные объединения (кооперативы или товарищества) и в лучшем случае получали документ о членстве в этом объединении (книжку садовода). Никаких других документов на участок не выдавалось. Вопреки распространенному заблуждению, книжка садовода прав на участок не подтверждает. Придется сначала пройти процедуру приватизации, т. е. бесплатно приобрести этот участок в свою собственность, чтобы впоследствии зарегистрировать его.
Последовательность действий выглядит так:
1. Дачник самостоятельно, в произвольной форме, готовит описание местоположения границ участка: подробно описывает его границы, площадь, близлежащие постройки или территории (например, участок, дом соседа, лес, дорога).
2. Правление товарищества или кооператива выдает заключение, которым подтверждается, что участок действительно закреплен за дачником, а составленное им описание соответствует действительности.
3. В территориальный орган местного самоуправления (обычно — в райцентре) подается заявление о приобретении участка в собственность, прилагаются описание местоположения границ участка и заключение правления.
4. Если ранее ни один из членов вашего дачного объединения не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, местная администрация вправе запросить дополнительно две справки:
- копию документа, который подтверждает права на землю самого товарищества, заверенную правлением (в самом правлении и выдается);
- выписку из реестра юридических лиц, подтверждающую, что ваше товарищество действительно существует (выдается территориальным отделением налоговой инспекции).
5. В двухнедельный срок после подачи документов дачник получает решение о предоставлении участка в собственность.
6. Получение кадастрового плана участка.
7. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства
Внутри этого процесса иметься подпункт-межевание земельных участков(процесс документального закрепления границ вашей земли). К примеру: недавно столкнувшись с этой процедурой, обнаружил очень прескорбный факт. Для того чтобы провести эту процедуру в г.Валдае пришлось немножко подождать специалистов (в течении 3 недель), а затем уплатить сумму в размере 3 тысяч рублей.
И так участок у нас в собственности и ничего не предвещает беды.
«3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации….
4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки не использования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»[4]
Очень сложно дать точное определение таким понятием, как «существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки», «не использование земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности»(нужно отметить, что эти критерии на данный момент не определены Правительством РФ.), следовательно из-за размытости понятий могут возникнуть проблемы у собственников земельных участков, так как при принятии решения об изъятии земельного участка по данным критериям следует обратить внимание на такие вещь: структура почвы, нахождение участка в близи лесных массивов, подземные воды, а также данные о плодородии данного участка до его использования владельцем и сейчас, что на мой взгляд представляется очень и очень затруднительным. На примере нашего города: бывшие ДСК выделял своим сотрудникам земельные участки. Структура почвы глинистая, что предполагает низкоурожайность основных культур, в приложение к этому участки расположены вблизи от леса и, не считая клещей, обильная корневая система впитывает в себя всю влагу, необходимую для роста культур. Для развития или хотя бы сохранения свойств такой почвы необходимы достаточно большие денежные средства, которыми зачастую наше население не владеет, а следовательно участок дает небольшой урожай. Что в последствии может привести к ошибке в применении норм закона случайно или намеренно, для пополнения собственных карманов, что принесет громадные неудобства гражданам, желающим уладить спор житейским путем без привлечения суда. Так же местным властям на руку отбирать участки у ни в чем не повинных дачников с целью их последующего перевода в другую категорию и продажи промышленникам и предпринимателем, тем самым пополняя местный бюджет.
Но все же не стоит отчаиваться при наличии указанных нарушений к собственнику участка сельскохозяйственного назначения сначала должны быть применены меры административной ответственности. Орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля (Росреестр) вправе привлечь собственника такого участка к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ. Кроме того, указанному лицу должно быть вынесено предупреждение, в котором устанавливается срок для устранения выявленных нарушений.
В ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрен новый состав административного правонарушения. За неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрен штраф от 2000 до 5000 руб. для физических лиц и от 80 000 до 100 000 руб. для юридических лиц.[5]
Литература:
1. В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов. Земельное право, 2010
2. www.consultant.ru
[1] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2010 N 435-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения
[2] Данные комитета Госдумы по аграрным вопросам за 2010 год, http://www.komitet2-20.km.
[3]
"Российская Бизнес-газета" №803 (21), 28.06.2011
[4] ФЗ от 24.07.2002 №101(ред. От 29.12.2010) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(принят ГД РФ 26.06.2002)(с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.07.2011)
[5]« Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ(с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.01.2011)