Аграрное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 06:50, контрольная работа

Описание работы

Наука аграрного права - одна из специальных отраслей юридической науки. Ее предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных норм, составляющих комплексную отрасль права.

Содержание

Введение 3
1Система аграрного законодательства РФ 4
2 Проблемы развития аграрного законодательства в Российской Федерации 11
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Наука аграрного права.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Развитие  сельского хозяйства, регулирование  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, их финансовое обеспечение и механизмы реализации должны предусматриваться в особого рода документе - государственной программе, утверждаемой Правительством РФ на пятилетний период; порядок ее подготовки и проверки исполнения конкретизирован в ФЗ «О развитии  сельского хозяйства».

     Некоторым отступлением от требований нормативности  данного Федерального закона является индивидуальное предписание об основных показателях проекта государственной программы на 2008 - 2012 гг., в комиссию по подготовке которых включаются по четыре представителя от каждой палаты Федерального Собрания РФ; основные показатели проекта направляются в Правительство РФ для утверждения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу РФ. Здесь также проявляется подключение депутатов к обсуждению бюджета с «нулевой стадии» и некоторое объединение представителей законодательной и исполнительной ветвей власти.

     Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» осуществляется попытка решения некоторых основных проблем и регулирования узловых актуальных сторон общественных отношений, связанных с развитием сельского хозяйства. Наличие в нем деклараций, норм-принципов, во-первых, может способствовать сосредоточению внимания и усилий общества, государства, финансовых и организационных ресурсов на избранных направлениях, а во-вторых, предполагает принятие массы подзаконных актов, направленных на соблюдение, использование, выполнение предписаний ФЗ.

     Немаловажно определить место Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в системе аграрного и всего российского законодательства. На роль головного в отрасли законодательства этот Закон не претендует и в ст. 2 «Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства» не требует от других федеральных и иных законов обязательного соответствия своим требованиям.

     Не  признавая понятия «рамочный  закон», можно констатировать, что  здесь определяются и основы государственной  аграрной политики, и меры, в том числе конкретные, по ее реализации, хотя и при отсутствии каких бы то ни было санкций. Напомним, что близкий по смыслу, но менее конкретный Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» был признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

     Для российской правовой доктрины и практики особую значимость представляет детальное  правовое регулирование сделок с  земельными участками, которое проявляется во включении в специальное аграрное законодательство положений, устанавливающих непосредственный административный контроль в случае расширения (приобретения любого титула на смежные земельные участки фермером, владельцем или арендатором) либо раздела жизнеспособных сельскохозяйственных предприятий.

     Этот  принципиально новый взгляд на социальные функции частной земельной собственности  поддерживается в российской доктрине конституционного, гражданского, земельного и аграрного права, что нашло отражение в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ и должно быть закреплено в проектируемом федеральном законе. В ответ на требования усилить рыночный характер сельского хозяйства в России также возникло аграрное право рынков.

     Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и совокупность иных правовых средств  обеспечения развития сельского  хозяйства, агропромышленного комплекса (эта терминология здесь пока не обсуждается) и приоритетного национального  проекта, по нашему мнению, в настоящее время позволяют признать в основном полноту и стабильность соответствующей нормативной правовой базы, способствуют повышению всеобщности и эффективности ее действия, законности и правопорядка в сельском хозяйстве, согласованию его развития с функционированием других отраслей хозяйства и даже весьма необходимой преимущественной поддержкой государства.

     Нынешнее  состояние сельского хозяйства  таково, что не дает категорического  ответа на вопрос о целесообразности ликвидации самостоятельного законодательного регулирования агропромышленного комплекса.  

2 Проблемы развития аграрного законодательства в Российской Федерации 

     Проблемы  сельского хозяйства вызывают особый интерес на современном этапе  развития российского государства. Во многом данный интерес обусловлен приданием развитию агропромышленного комплекса статуса одного из приоритетных национальных проектов, выполнение условий которого должно в перспективе привести к росту показателей сельскохозяйственного производства и развитию аграрного сектора российской экономики.

     Рядом специалистов (Козырь М.И, Дикуссар В.М.) вносятся предложения о систематизации аграрного законодательства в виде Аграрного кодекса. Обращается внимание на отсутствие законодательного регулирования  государственного участия в лизинге, а в сельском хозяйстве оно является неизбежным, на некоторые, не отраженные в законодательстве особенности контрактации, иную специфику правового регулирования общественных отношений в сельском хозяйстве.

     Думается, никакие акты с порога не следует ни отвергать, ни безоговорочно поддерживать: целесообразно провести анализ имеющейся нормативно-правовой базы по данному вопросу и эффективности ее применения, сформулировать предмет законодательного регулирования, оценить предлагаемые решения и степень новизны устанавливаемых правоотношений, механизмов регулирования.

     Если  таких новелл оказывается достаточно, если они не умещаются в действующую  систему актов, то следует переходить к новому качеству кодификации, может  быть, даже к кодексу.

     Само  по себе формирование такого кодекса, как и экологического, образовательного и других предлагаемых многочисленных кодексов, с включением в него десятков, а то и сотни основных действующих актов не станет решающим этапом законодательного обеспечения развития сельского хозяйства, но приведет к громоздкости и постоянной изменяемости законодательной базы развития агропромышленного комплекса, к нагромождению одних, и без того многочисленных, актов над другими, к возникновению новых пробелов и противоречий, которые надо стремиться устранять, а не наращивать.

     Ю.А. Тихомиров отметил «печальную судьбу» отраслевых законов и недостаточность отраслевого регулирования в российском законодательстве, которая обусловлена наличием актов иных отраслей законодательства (гражданского, административного и прочих).

     А.Н. Чертков отметил, что сложность обеспечения эффективности правового регулирования сельскохозяйственного производства во многом состоит в комплексном характере аграрного законодательства. А для России, как федеративного государства, ситуация усложняется отнесением регулирования ряда вопросов сельскохозяйственного развития к предметам ведения Российской Федерации (например, регулирование, осуществляемое гражданским и финансовым законодательством), а других - к предметам совместного ведения (например, регулирование, осуществляемое административным, земельным, водным и экологическим законодательством).

     Данная  проблема выражается в излишней централизации  законодательного регулирования по предметам совместного ведения, в регулировании подзаконными нормативными правовыми актами некоторых важных вопросов, требующих законодательного урегулирования. Региональное законодательство, регулирующее сельскохозяйственное развитие, в ряде случаев противоречит федеральному законодательству, вторгается в компетенцию федеральных органов государственной власти и зачастую дублирует нормы федеральных нормативных правовых актов.

     В ряде субъектов РФ не принимают необходимые  аграрному сектору нормативные  акты только потому, что на федеральном  уровне аналогичные акты отсутствуют.

     В некоторых случаях нормы Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» противоречат действующему законодательству. Так, не совсем ясно, как государство будет обеспечивать «равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

     Диктовать банкам, которые в большинстве  своем являются акционерными обществами, кому выдавать кредиты, государство не может. Кредитным же кооперативам прямо запрещено выдавать займы не членам кооператива, так что и тут не может быть «равного доступа» для любых сельхозтоваропроизводителей, так как член кооператива всегда будет иметь «преимущества». Таким образом, неясно, какой смысл вкладывал законодатель в рассматриваемую норму.

     Профессор Т.Я. Хабриева указала на некоторую недостаточность нормативного правового потенциала Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (наличие норм-принципов, норм-деклараций, которых имелось достаточное количество и в положениях предшествующих актов, многие из которых признаны утратившими силу) не исключает его значительной социальной составляющей.

     Положения данного Федерального закона необходимо детально проинвентаризировать и подвергнуть правовому мониторингу, что позволит наметить пути повышения эффективности его применения, выявить отдельные недочеты, которые можно устранить при последующих изменениях и дополнениях законодательства.

     Важно, что упомянутым Федеральным законом предпринята попытка определить пределы государственного вмешательства в сельскую экономику, и в то же время найти оптимальные средства ее поддержки для обеспечения устойчивого развития и надлежащего участия в международной конкуренции. Политические аспекты упомянутого Закона представляются перспективными, получили определенное оформление, чтобы стать выраженной законодательной волей и развиваться в дальнейшем в положениях законодательных и подзаконных актов.

     К числу недостатков принятого Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» следует отнести отсутствие законодательного закрепления перечней полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, наличие которых позволило бы разграничить их полномочия в данной сфере.  

 

Заключение 

     Отсутствие  в Конституции РФ упоминания аграрного  законодательства свидетельствует  о его сложном, составном, комплексном  характере, опирающемся на гражданские, административные, финансовые, экологические и иные требования, установление которых относится как к ведению РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, так и к собственному ведению субъектов РФ.

     Одно  из важных мест в системе аграрного  законодательства занимает  Федеральный  закон «О развитии сельского хозяйства». Аграрные отношения нередко регулируются в законах, относящихся к различным отраслям законодательства. Многочисленны законы по аграрным вопросам в субъектах РФ и нормативные правовые акты в муниципальных образованиях.

     Проблемы  сельского хозяйства вызывают особый интерес на современном этапе развития российского государства. Рядом специалистов (Козырь М.И, Дикуссар В.М.) вносятся предложения о систематизации аграрного законодательства в виде Аграрного кодекса.

     Сложность обеспечения эффективности правового регулирования сельскохозяйственного производства во многом состоит в комплексном характере аграрного законодательства. А для России, как федеративного государства, ситуация усложняется отнесением регулирования ряда вопросов сельскохозяйственного развития к предметам ведения Российской Федерации (например, регулирование, осуществляемое гражданским и финансовым законодательством), а других - к предметам совместного ведения (например, регулирование, осуществляемое административным, земельным, водным и экологическим законодательством).

 

Библиографический список 

     1 Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993.

     2 О развитии сельского хозяйства. Федеральный закон от 29.12. 2006 №264 // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, №1, ст. 27.

     3 Аграрное право. Учебное пособие / С.А. Боголюбов. - М.: Юристъ, 2000г. – 346с.

     4 Боголюбов С.А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства // Журнал российского права. – 2007. - №7. - С. 23.

     5 Быстров Г.Е. Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков России // Право и политика. - 2006. - № 3. - С. 19.

Информация о работе Аграрное право