Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:33, курсовая работа
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.
Занятость и безработица
Курсовая работа по предмету Трудовое Право
Выполнила Винокурова О.Н., шифр 00-8613, 3 курс, 1 гр.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусская ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Сельскохозяйственная академия
Факультет Экономики и Права, заочное отделение, кафедра Права
Горки 2002
Введение
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.
Правовое
регулирование в сфере
Правовое
регулирование осуществляется и
на основе ряда подзаконных нормативно-
Положение о Комитете по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 года, с изменениями и дополнениями
Положение
о порядке регистрации
Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями.
Понятие занятости населения.
Формы занятости
Правовое регулирование отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения, осуществляется следующими нормативными актами:
Конституцией Республики Беларусь (ст. 41);
Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», принятым 30 мая 1991 года Верховным Советом Республики Беларусь с последующими изменениями и дополнениями;
Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов» (ст. 22, 24-31);
Положением о Государственной службе занятости Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года;
Положением
о порядке и условиях выплаты
безработным пособий и
Положением
о порядке организации и
Положением об организации профессионального обучения безработных от 27 июня 1996 года;
Положением о порядке и условиях переселения безработных по направлению Государственной службы занятости Республики Беларусь от 27 июня 1996 года, а также другими нормативными актами.
Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон от занятости населения Республики Беларусь.
Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [7, с. 78].
Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:
Деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность
Деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.
Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняемых оплачиваемую работу:
Работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.
Самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т.п.
Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность
Проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.
Направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.
Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.
К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:
проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;
занятые
в общественных и религиозных
организациях, деятельность которых
не противоречит существующему
К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.
Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.
Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.
Государственная служба занятости. Ее сущность и функции
В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:
удержание безработицы на докритическом уровне;
разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.
Для
реализации политики занятости и
обеспечения гражданам
учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
организация профессионального обучения и переобучения безработных;
регулирование процессов трудовой миграции
Так
как государственная служба занятости
является посредником между безработными
и работодателями, то правоотношения
по трудоустройству
Основанием
возникновения правоотношений между
государственной службой
регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.
к правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.
Государственная
служба занятости обладает следующими
правами в отношении
Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [3, ст. 18]
Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.
Подходящей не может считаться работа, если:
Она
предоставляется в другом населенном
пункте по административно-
Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;
Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.
Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.